08.05.2015 | 23:00

Якутяне на войне и в тылу

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная воина. В глубоком тылу находилась Якутия. Весть о нападении на нашу страну гитлеровской Германии была воспринята с тревогой за судьбу Родины.
Якутяне на войне и в тылу
Автор: EXO-YKT

За годы войны из 18 центральных и южных районов нашей республики был призван в ряды Красной армии 62001 человек. Кроме того, было призвано 418 женщин и девушек для замены красноармейцев в частях связи, противовоздушной обороны, во фронтовых и армейских госпиталях.

С первых дней войны был создан Фонд обороны. За четыре года от различных взносов в него поступило около 90,5 млн. рублей, внесено на 58 млн. 914 тысяч рублей облигаций госзаймов. На добровольные пожертвования были построены и переданы армии две танковые колонны «Советская Якутия» и три эскадрильи боевых самолетов. Якутяне отправляли на фронт тысячи посылок с теплыми вещами и гостинцами.


История одного героя

Сочинение ученика 4 «б» класса 26 школы г. Якутска Иннокентия Яковлева  

За годы войны были удостоены высоких боевых наград более 2300 якутян. 24 воина-якутянина удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них - Чусовской Николай Николаевич, земляк моего прадеда, уроженец с. Кочай Нюрбинского района. Ценой огромных человеческих и материальных потерь досталась нам победа. Навсегда остались на полях сражений десятки тысяч воинов-якутян. Память о них никогда не уйдет из сердец благодарных потомков.

Мой прадед Давыдов Иван Петрович родился в 1913 году в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия). 

В 1932 году окончил курсы первых трактористов и начал работу на тракторе «Фордзон». В 1934 году стал председателем Кочайского сельского совета. Потом был избран председателем колхоза имени Санникова.

В 1941 году началась война. Ему как механизатору дали бронь. В 1942 году добровольно был призван в армию и 22 июня 1942 года на пароходе отправился на войну. С фронта прабабушка получила два письма. В последнем он сообщал, что попал в госпиталь. С тех пор никаких вестей не было. В шестидесятые годы моя бабушка сделала  запрос о нем в Москву. Пришел ответ, что данных о ее отце нет. Скорее всего он погиб, сражаясь за Родину. В то время не было возможности полностью собрать документы погибших. И стали его считать без вести пропавшим. Благодаря самоотверженной работе поисковиков, узнали место захоронения. Он  умер в госпитале 29 февраля 1944 г. в Курске и захоронен на Мемориале  павших в годы войны на Кургане №3.

Моя прабабушка Тихонова Александра Степановна - первая женщина-трактористка Нюрбинского района. За самоотверженный труд в тылу награждена медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, юбилейными медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»,  знаком «Ветеран тыла».

В память о прадедушке и прабабушке учреждена именная премия имени первых трактористов Нюрбинского района Давыдова Ивана Петровича, погибшего в Великой Отечественной войне и Тихоновой Александры Степановны, ветерана тыла. Премия ежегодно вручается выпускнику МОУ «Антоновская средняя школа им. Героя Советского Союза Н. Н. Чусовского».

Родные места  Ивана Давыдова - местность Кочай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия). Березовая аллея, сделанная самой природой.

У прадедушки, когда он уходил на фронт, остались четверо детей. Во время войны трое умерли, Осталась одна дочь, Яковлева Ирина Ивановна - моя бабушка. Она родилась в 1939 г.

Сейчас у нашего прадедушки трое внуков и восемь правнуков. Род продолжается.


Воспоминания бабушки о поездке в г. Курск

«В 2012 году по приглашению губернатора Курской области Александра Михайлова я с мужем Аммосом Яковлевым в дни празднования Дня Победы съездила в г. Курск – город воинской Славы, где погиб мой отец  Иван Давыдов.

Три дня подряд вместе с сопровождающим ездили на экскурсии по памятным местам Курской области. 9 мая вместе с ветеранами возложили красные гвоздики на место возложения венков. Затем поехали в Мемориальный комплекс. Там находилось мемориальное кладбище воинов, погибших в Великой Отечественной войне. 11 земляных курганов длинными грядами расположены рядом. Под этими курганами под зеленым одеялом трав спят вечным сном герои-воины, отдавшие жизни за нашу свободу и счастливую  жизнь.

Над каждым курганом лежат мраморные плитки, на которых золотыми буквами написаны имена солдат, похороненных здесь. Имя моего отца высечено на третьем кургане. Мы возложили цветы, соединили землю из мест, где прошло детство, где создавал семью мой отец.  Напоили водой из озера родного аласа,  угостили оладушками, испеченными внуками. 

Мне стало так легко на душе, что отец мой лежит и спит вечным сном на земле с такой прекрасной природой, где поют прославленные на весь мир курские соловьи. У меня возникло чувство, что встретилась с отцом и  поговорила с ним, как будто он живой рядом со мной».


Воспоминания моей бабушки о военной и послевоенной жизни:  

«Я родилась в 1939 году в Нюрбинском  районе Республики Саха(Якутия), в  Кочайском наслеге.

Деревня, где прошло моё детство, находилась на правом берегу большого озера шириной 5 км, богатого разной живностью. Это озеро нас кормило. Неописуемая  красота природы этой местности – огромного аласа, ровного сенокосного угодья до сих пор чарует меня. Ради сенокосного угодья это великое озеро по системе мелиорации спущено в реку Вилюй, а деревня по политике укрупнения совхозов переселилась в село Антоновка.           

Детство  моё прошло в трудные военные и послевоенные годы. Отец мой, Давыдов Иван Петрович, ушел на фронт, когда мне не было и трёх лет. Через два года погиб на Курской земле. Мать, Тихонова Александра Степановна, была трактористкой  военного времени. В летнее время её почти не видела. В зимнее время работала на колхозе. Жили мы вместе с бабушкой и дедушкой по линии отца. 

До ухода отца на войну детей было у нас четверо. Во время войны две сестрёнки и братик умерли от болезни. В то время не хватало медицинских работников, не было лекарств. Я выжила одна, наверно, природой наделена здоровьем.

Во время войны жили мы в экстремальных условиях. Еды было мало, были плохо одеты. В нашей семье было две коровы и маленький огород , где сажали картофель . В то время налоги  были большие на сельскохозяйственные  продукты. Это тоже влияло на количество еды. Так что дети военных лет были  низкорослые, кривоногие и с большими коленными суставами,  да «стройненькие» - кожа да кости.

После войны, в 1947 году, в восемь лет поступила в Куочайскую семилетнюю школу. Деревенских детей было очень мало. В деревне Куочай обосновали детский дом. Поэтому детей стало много. Если бы не детдом, школы вообще не было бы. 

Помню 1 класс. Одежда была примитивной, но теплой. Из заячьей шкуры шили крытое пальто, у кого телогрейки. Шапки-ушанки, кому что под силу. Ватные штаны утром надевали, вечером снимали.  Эти штаны спасли от многих болезней. Из самодельной шкуры шили торбаза. Сумку шили из мешка из-под зерна, носили через плечо. Чернила делали из трубной сажи от печки. Деревянная ручка с пером была не у всех. Перья перевязывали на деревянный лучик - и ручка готова. 

В школе было всегда холодно. Печное отопление. Печки топились вечером, к утру все остывало.  Учились под световой день.  Зимой занятия начинались с половины двенадцатого дня.

Послевоенные годы тоже были очень трудными.  Как назло, засуха одолела несколько лет. После первого класса я вынуждена была прервать обучение, так как поехала с матерью на зиму с фермой за сеном в отдаленную местность. Некоторое время жили в избе с земляным полом. Потом настелили, как в хотоне, горбылями.  С хотоном  дверь была смежная.  Доярки выходили из избы прямо в хотон.

Стояла печка-камелек.  Этот камелек был теплом и светом. Из деревни привозили продукты и свечи.  Но бывали перебои.  Тогда над столом держали лучинки с огнем, чтоб осветить стол во время еды.  А в другое время жили при свете печки-камелька. 

Со следующего года продолжила учебу. Школьники тех лет были великими помощниками взрослых.  Работали на сенокосе, на уборке урожая, осенью - на подготовке к зиме. Помню, каждую осень мы мазали глиной свою школу.  Штукатурки не было, руки краснели от холодной глины. С пятого класса в марте-апреле ходили в лес на порубку леса на отопление печей школы. 

Сейчас с высоты своего возраста удивляюсь смелости тех учителей, которые водили нас на эти субботники. Прямо при детях взрослые и старшеклассники валили деревья на землю.  А мы очищали сучья и пилили на швырки. 

Постепенно жизнь налаживалась.  Но я как безотцовщина ощущала трудности жизни всю свою детскую жизнь. У некоторых отцы возвращались с войны.  Это - счастье моих сверстников. 

В 1954 году окончила Куочайскую семилетнюю школу, затем окончила Нюрбинскую среднюю школу, поступила в Вилюйское училище, а после его окончания в  1960 году работала учителем начальных классов до выхода на пенсию.

В 2015 году, в преддверии 70-летнего юбилея Великой Победы, вручили памятную медаль «Дети войны».

Новости

Популярное

Водители автобусов устроили потасовку на остановке в Якутске
Город | 1 день назад
Водители автобусов устроили потасовку на остановке в Якутске
Очевидцы опубликовали видео драки в социальных сетях.
Сгорел склад мебельного магазина в Якутске
Город | 1 день назад
Сгорел склад мебельного магазина в Якутске
Строение не было оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации и оповещением.
В Якутске продолжается оформление придомовых территорий МКД
Город | 1 день назад
В Якутске продолжается оформление придомовых территорий МКД
Проведено межевание земельных участков придомовой территории 83 многоквартирных домов.
Управляющую компанию Якутска суд обязал починить мусорные контейнеры
Город | 1 день назад
Управляющую компанию Якутска суд обязал починить мусорные контейнеры
Управляющая организация возражала по исковым требованиям, указывая, что приобретение и замена контейнеров для мусора не заложены в размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах.