15.01.2019 | 09:26

Как отмечали Рождество и Крещение

Какие православные и церковные праздники отмечали в дореволюционной Якутии, как готовились и что ели. В обиход якутов, принявших православие, вошли 24 церковных праздника, из них 12 важных. В очередной исторической рубрике расскажем, как отмечали важные праздники.
Как отмечали Рождество и Крещение
Автор: EXO-YKT

«Раз в крещенский вечерок…»

К основным церковным праздникам готовились заранее. Самыми почитаемыми и крупными были Рождество, Благовещение и Пасха.

Запасались сеном и сухими дровами. По мере возможности покупали муку, чай, сахар, пряности. Убирали избу, застилали праздничной скатертью, под иконами ставили свечи. В день Рождества застилали пол травой, на стены вешали ветки, сжигали траву богородицу, кытыан, что также дезинфицировало и перебивало запах. Приглашали гостей и сами ходили в гости.

На Рождество ели голову жирной коровы, что считалось деликатесом. Пекли оладьи, готовили саламаат, мясо. Как правило, в праздничные дни отдыхали от тяжелой работы, кроме ухода за скотом. В рождественские дни гадали на лучинах, на зеркалах, вызывали духов умерших людей.

В проведении праздников в дореволюционной Якутии большую роль играла церковь. Принявшие православие якуты соблюдали традиции и правила: ставили свечи за умерших, причащались и так далее. У народа саха зародилась вера в могущество Всевышнего, вера во второе пришествие Христа Спасителя, верили, что тело и мощь Христа остается в церкви. Люди верили, что приобщение к церкви дает возможность очиститься от грехов и укрепить свои силы. В дни Пресвятой Пасхи малознакомые люди поздравляли друг друга, целовались. Хозяйки готовили мучные изделия. Чтобы приготовить пасхальный кулич, даже бедняки держали в запасе немного муки.

Основная масса верующих пост не соблюдала, но употребление мяса в дни Великого поста значительно сокращалось, основной пищей в пост были рыба и сосновая заболонь. В церкви оформлялись браки, крестили детей. Как правило, в те времена имя ребенку давали в честь святого. Например, люди, родившиеся ближе к Николиному дню, крестились и нарекались Николаями и так далее.

 

Что ни день, то праздник

Как и повсеместно по России, в дореволюционной Якутии среди церковных праздников наиболее важными и почитаемыми были 12 праздников: 7 января – Рождество Христово; 19 января – Крещение Господне; 15 февраля – Сретение; 7 апреля – Благовещение и так далее. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, якуты, как православные отмечали дня святых, великих мучеников и чудотворцев. В конце января отмечали Афанасьев день, 6 мая – Егорьев день, который связывали с прилетом первых птиц и приготовлением к переезду на летники.

Особо почитался Николин день – Николая Чудотворца, приходящийся на 22 мая или 9 мая по старому юлианскому календарю. В этот день переезжали в летники, сайылыки. Готовили кумыс, саламат, ели жеребятину, уток, пекли оладьи и пирожки. Также почитали Константинов день – массовый прилет турпанов. 12 июля – Петров день, начало массового сенокоса. В этот день также заканчивался пост.

На август приходился Ильин день, Спасы. Сентябрь был связан с подготовкой к переезду на зимники, скот загонялся в хлева.

14 октября – Покров день – считался началом охотничьего сезона, как правило, на крупную дичь. На озерах устраивали неводьбу, охотники уходили в леса. 8 ноября – Дмитриев день, когда ударяли морозы, происходил массовый забой скота. Этот праздник отмечался похлебкой из потрохов, кровяной колбасой, хаан и разной стряпней. На декабрь приходились Егорьев день (Георгия Победоносца) и зимний Николин день.

 

Когда у быка отвалятся рога

Праздничные обряды якуты связывали с хозяйственной деятельностью и природными явлениями. Например, Афанасьевы дни якуты связывали с ослаблением январских морозов, когда у Быка-Мороза отпадают рога.

Считалось, что если в Татьянин день, 25 января, стоял солнечный день, то можно ожидать ранний прилет весенних птиц. В ночь Сретения, по-якутски – Эстириэнкэй, яркие звезды предвещали позднюю весну. 15 февраля у Быка-Мороза отваливалась голова, а в день Теплого Алексея, 31 марта, по мифологическим представлениям, у него отваливалось туловище.

Теплая ночь перед Благовещением 7 апреля предвещала дружную весну. Дождь в Егорьев день определял, что для скота лето будет легким. 21-22 июня в дни летнего солнцестояния проводился Ысыах. Этот праздник не претерпел серьезных изменений и с принятием христианства.        

 

Что нашептали сюллюкюны

Якуты, как народ языческий, и в церковных праздниках сохраняли элементы язычества. Так, с 14 января (день Обрезания Господня) и по 19 января (Крещение) якуты гадали (неделя якутских предсказаний Танха): ходили к проруби, в заброшенные дома, чтобы узнать свою судьбу. Молодые парни и девушки кидали обрезки ногтей в горящие угли и следили за направлением дыма: куда отнесет дым, оттуда парень добудет невесту или в ту сторону девушки выйдут замуж. Или выйдя на улицу вечером, девушка прислушивалась к лаю собак, чтобы узнать, откуда, с какой стороны ждать жениха.

Считалось, что только избранные могли подслушать «разговор» лошадей в конюшне, услышать у проруби разговоры сюллюкюнов – обитателей водных стихий, чертей, выходящих в эти дни из воды. Стук топора означал смерть, стук пешни или косьбы – хороший урожайный год. Один из почтенных старцев, возможно, и старая женщина, клали под голову веник, а утром должны были рассказать, что им приснилось.

Вода и снег в день Крещения обретали особую силу и поэтому считались лечебными. Крещенской водой обрызгивали хотоны и скот, тем самым оберегая от невзгод и болезней.

У якутов очень сильна вера в Духа огня. Перед трапезой хозяин или хозяйка благодарили Дух огня за тепло, свет и заботу и преподносили угощение: кусок мяса, лепешки или оладьи с маслом. Запрещалось угощать Дух огня спиртным и рыбными блюдами. Подношения Духу огня, Байанаю наблюдались и у русских крестьян, пашенных людей. А при болезни русские иногда обращались к якутским шаманам, на что церковь закрывала глаза. Здесь можно вспомнить, что к заболевшему императору Петру I приглашали шаманов из Сибири, но они не доехали до царя, он умер.

Как отмечает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Афанасий Павлов, принятие христианства способствовало углублению культурных и хозяйственных связей русского и коренных народов. Однако православие не искоренило поклонения языческим богам и веру в силу шаманов и якуты также наряду с православием продолжают придерживаться традиционных верований и обычаев.

 

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Руководитель  региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Город | 1 день назад
Руководитель региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Статус у официальных жен, бывших и гражданских жен может сильно различаться, так как законодательно закреплено что супруги - это лица у которых брак на дату запроса или события зарегистрирован органами ЗАГС России.