19.11.2020 | 11:07

ДАЛЬСТРОЙ В ЯКУТИИ

Как известно, в царские времена Якутию называли «тюрьмой без решеток» — бежать отсюда было некуда. От побегов сосланных сюда смельчаков останавливали суровый климат и полное отсутствие дорог.  Да и в 20-м веке, в годы сталинских репрессий, республика вновь обрела печальную славу «тюрьмы». Развалины лагерей до сих пор можно встретить в горах Верхоянья и Оймякона, в тайге Алдана и Олекмы. 
ДАЛЬСТРОЙ В ЯКУТИИ
Автор: EXO-YKT

ВСЕМОГУЩИЙ И ЗЛОВЕЩИЙ


В ноябре 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О Колыме». В нем речь шла об образовании специального треста для добычи золота в верховьях Колымы. Этот государственный трест подчинялся непосредственно ЦК ВКП(б), в те годы высшему политическому и партийному органу. Постановление подписал лично Иосиф Сталин. Так появился Дальстрой — трест по дорожному и промышленному строительству на Колыме, всемогущее (потому что подчинялся непосредственно Москве) и зловещее (потому что в нем использовался труд заключенных) предприятие. В апреле 1937 года Дальстрой перешел в ведение НКВД СССР. До этого он подчинялся Совету Труда и Обороны страны.


Что способствовало появлению Дальстроя? Какую роль он сыграл в развитии северо-­востока страны? Наконец, так ли необходимо было использование труда заключенных в Дальстрое? На эти и другие вопросы попытался дать ответ кандидат исторических наук, доцент Егор АНТОНОВ. В 2005 году в научно-­популярном журнале «Якутский архив» была опубликована большая статья «Дальстрой в Якутии».


Егор Антонов, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН:


— В те годы мы работали над составлением «Историко-­культурный Атлас Якутии», и мне поручили изучить и осветить тему начала промышленного освоения северо-­востока республики, роли Дальстроя в этом. В своей работе я использовал материалы из архивов Магаданской области, связывался с коллегами.

ОТ УГЛЯ И ОЛОВА ДО ЗОЛОТА И ВОЛЬФРАМА


В 1926 году в ходе работы научной экспедиции С. Обручева (того самого, который предположил, что в Оймяконе морозы могут доходить до минус 72 градусов по Цельсию) была составлена первая подробная схема части бассейнов рек Индигирки и Колымы. Чуть позже, в 1928 году, на Колыму отправилась геологоразведочная экспедиция под руководством Ю. Билибина (его именем потом назовут улицу в микрорайоне Якутска, известном в народе как Поселок геологов). По данным геологов, по запасам золота бассейны этих рек занимали одно из первых мест в мире — более 20 процентов всех известных мировых запасов. Таким образом, сформировалась мощная основа для развития золотодобычи. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 1936 г. на Дальстрой возложили задачу: к 1940 году развернуть геологические исследования по всему бассейну Колымы, в верхней части Индигирки, между устьями рек Эльга и Мома, а также по главным притокам Индигирки — рекам Нера и Мома. Вся эта территория входила в состав ЯАССР. Позже, весной 1941 года, к Дальстрою отнесли бассейн реки Яны.


ИДЕИ ФРЕНКЕЛЯ — В ЖИЗНЬ


Перефразируя известный коммунистический лозунг «Идеи Ленина — в жизнь», можно сказать об идее использования труда заключенных на стройках народного хозяйства. Идея принадлежит Нафталию Френкелю, одному из руководителей ГУЛАГа, а до этого — дореволюционному коммерсанту. Кстати, в свое время, в 1924 году, он сам был арестован и осужден за присвоение денег — долларов, переданных ему на хранение одним из чекистов. Френкеля приговорили к смертной казни, но заменили ее 10 годами каторги на Соловецких лагерях. Там бывший одесский коммерсант возглавил экономический отдел. По инициативе Френкеля, на Соловках заработали мастерские по пошиву одежды, обуви и товаров. Лагерное начальство Соловков доложило в Москву о предприимчивом заключенном и его проектах, в том числе об использовании труда заключенных на всесоюзных стройках народного хозяйства, о создании исправительно-­трудовых лагерей (ИТЛ). Через ­какое-то время Френкеля вызвали в Москву…


Таким образом, в 1933 году, в рекордно короткие сроки был построен Беломорско-­Балтийский канал (Беломорканал) — детище первой сталинской пятилетки. Далее бесплатный труд заключенных вовсю использовался на строительстве крупных объектов, добыче полезных ископаемых. Даже в Якутске именно заключенные начинали строить Главный корпус ЯГУ (правда, уже после смерти Сталина, в 1957 году).


«Количество заключенных в Дальстрое с 1932 по 1953 годы возросло в 14,6 раза! Наибольшее число заключенных содержалось в 1940 году — 176 тысяч 685 человек», — продолжает в своем исследовании доцент Егор Антонов. И это только в Севвостлаге, или УСВИТЛ (Управлении Северо-­восточными исправительно-­трудо­вы­ми лагерями).

МУЗЕИ О «КОЛЫМСКОЙ ТРАССЕ»


Самый известный объект, построенный силами заключенных на территории ЯАССР, — Колымская трасса, часть федеральной дороги Р 504 «Колыма» от Нижнего Бестяха до Магадана. Ее ответвление — от Кюбюме через Томтор и Куранах-­Сала Оймяконского района до Кадыкчана в Магаданской области — и есть та самая историческая Колымская трасса, построенная заключенными в 1930‑е годы.

Стоящий на берегу реки Алдан поселок Хандыга в свое время возник из пристани и распределительного пункта, через который заключенных отправляли дальше по лагерным пунктам на строящейся в 1930‑е годы Колымской трассе. То же относится и к поселку Теплый Ключ. А в 1942 году здесь был построен аэродром перегоночной трассы «Аляска — Сибирь». Пожалуй, самый известный в стране заключенный в исправительно-­трудовых лагерях в Якутии — Варлам Шаламов. В августе 1952 года в селе Томтор Оймяконского района он работал фельдшером лагерного пункта. Будущего автора «Колымских рассказов» направил на Север санитарный отдел Дальстроя. Впервые он был арестован и осужден в 1929 году и провел три года в ИТЛ Вишеры Пермского края. Вторично был арестован в 1937 году. В общей сложности писатель и прозаик Шаламов пробыл на Колыме в лагерях 16 лет своей жизни: 14 лет на общих работах и заключенным фельдшером и еще два года до своего полного освобождения.


В Хандыге, поселке Теплый Ключ и в Томторе на трассе «Колыма» есть музеи, посвященные истории Томпонского и Оймяконского районов. Так как музеи расположены в поселках у трассы, то приезжих автотуристов больше всего интересует история ГУЛАГа, труд и быт заключенных, история заброшенных в тайге и среди сопок лагерей, найденные вещи и инвентарь, переданные в музей поисковиками и любителями. В поселках до сих пор можно найти потомков вольнонаемных работников исправительно-­трудовых лагерей. Тут и там на Колымской трассе видны памятные знаки и кресты.


Фото автора

Новости

Популярное

15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Город | 1 день назад
15 мая стартует запись в летние детские оздоровительные лагеря Якутска
Запись проводится через портал Госуслуг.
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Город | 1 день назад
В Якутии единое пособие назначено родителям более 58 тысяч детей
Отделение Социального фонда России по Якутии продолжает принимать заявления от будущих мам на единое пособие.
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Город | 1 день назад
Госавтоинспекция оштрафовала водителя за стоянку на тротуаре
Водитель автомобиля «Тойота Лэнд Круизер 200» оштрафован по фото в соцсетях.
Руководитель  региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Город | 1 день назад
Руководитель региональной «Горячей линии» 122 разъяснила права жен военнослужащих
Статус у официальных жен, бывших и гражданских жен может сильно различаться, так как законодательно закреплено что супруги - это лица у которых брак на дату запроса или события зарегистрирован органами ЗАГС России.