Что знают о нас банки?

05.03.2018 
Количество показов: 1106
В этом году банки получили доступ к государственным базам данных о физлицах. В частности к базам Налоговой службы и Пенсионного фонда России. Теперь совершенно легально финансовые организации могут собирать на нас довольно обширное досье.
Февральская революция
С февраля вступили в силу два официальных документа. Это постановление Правительства от 2 октября 2017 года №1202 и распоряжение Правительства от 3 октября 2017 года №2147-р. Данные документы радикально расширяют информацию, которую банки могут получать о заемщиках в различных госструктурах. И использовать для сбора досье на своих потенциальных клиентов. Дело за малым: дать соискателю на подпись невзрачную бумажку «Согласие на обработку личных данных». Без такой подписи ни один банк с посетителем даже разговаривать не станет.
Итак, теперь кредитные организации вправе запрашивать через Единый портал государственных и муниципальных услуг сведения о выплатах НДФЛ, выписки из ЕГРН, сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и т. д. Всего – 16 позиций, часть из которых рассказывает не о личном благосостоянии физлица, а о положении дел в компании, к которой заемщик имеет отношение. Это может быть и собственность физлица, и работодатель.
Минэкономразвития работает над расширением этого перечня.

Не совсем прослушка, но…
Это только для клиента остается загадкой, почему банк отказал в выдаче кредита или, наоборот, активно навязывает новый. Еще и до этого года несколько крупнейших банков страны, не будем их называть, имели доступ к базе Пенсионного фонда. Но в рамках маркетинговых служб и служб безопасности практически любой банк, где хорошо налажены различные связи, могут собирать информацию и из других источников. Так, некоторые бюро кредитных историй кропотливо собирают информацию о клиентах по 90 показателям: подал заявку и получил отказ, подал заявку и не воспользовался одобрением, совершил техническую просрочку на день, досрочно погасил часть займа… Ряд кредиторов покупает сведения у телефонных операторов: часто ли абонент уходит в ситуацию «На вашем счету недостаточно средств», часто ли пользуется роумингом и так далее. 
Вы не замечали, что стоит вам внести очередной платеж по действующему кредиту, как тут же начинают сыпаться предложения от других банков, даже тех, с которыми вы не имели дела? А почему банки более лояльны к зарплатным клиентам? Они совершенно ничего не стесняясь лезут в ваши переводы – откуда, куда, кому, что… Они заранее знают о ваших доходах и расходах с точностью до платежа за услуги сотовой связи и за тот коньячок, что вы брали на праздник в алкомаркете, но на всякий случай все равно зададут стандартные вопросы.

Кредит по голосу
На этой неделе «Ростелеком» представила первую версию биометрической системы, разработанной по инициативе Минкомсвязи и ЦБ РФ. Как сообщил вице-президент по развитию компании Александр Айвазов, «Ростелеком» 1 июля запустит в коммерческую эксплуатацию единую биометрическую систему идентификации личности по голосу и фотоизображению в РФ, сообщило РИА Новости.

Кредит по одному документу
На этом фоне требование, чтобы заемщик представил справку 2-НДФЛ или справку по форме банка, становится дремучим анахронизмом. Хотя и раньше было ясно, что такие справки только увеличивают бюрократическую волокиту. Многие банки уже дают ипотеку по одному или двум документам с повышенным минимальным размером первоначального взноса. Впрочем, документа достаточно одного: паспорта. К нему привязаны и СНИЛС, и ИНН, и телефонный номер, а дальше – дело техники. Даже если вы не получаете зарплату именно в этом банке, по налоговым отчислениям, социальным вычетам (на детей), данным бюро кредитных историй они легко способны вычислить и ваши доходы, и ваши основные расходы, например, платежи по другим кредитам. Возможно, они скорее проверяют, насколько вы склонны соврать, например, что у вас нет иждивенцев на одну зарплату, в частности детей.
В 2018 году «Ипотека по паспорту» станет называться «Ипотека без паспорта» или «Ипотека по голосу», «Ипотека по отпечатку пальца» - как там маркетологи решат.
Конечно, сегодня при активном демпинге процентов по кредитам и ипотекам банки стремятся сократить свои риски, чтобы не нарваться на бедных потенциальных неплательщиков. 


Сервисы, доступные банкам

Росреестр (недвижимость)    

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости

Росстат (статистика)    

Данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц (например, работодателя)

ФАС России (Антимонопольная служба)        

Сведения о наличии (отсутствии) юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

ФССП России (Судебные приставы)      

Общедоступная информация из банка данных ИП и физлиц о наличии и исполнении исполнительных производств

ФНС России (Налоговая)     

Сведения о приостановлениях операций по счетам налогоплательщика-организации

ИНН физического лица (на основании данных о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных и даты рождения)

Учредительные документы в электронной форме

Сведения о наличии счетов организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках

Сведения из налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Сведения из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

Сведения из налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Сведения из форм 2-НДФЛ, 3-НДФЛ

АО «Электронный паспорт»         

Сведения из электронного паспорта транспортного средства



Подготовлено по материалам источника: news.ners.ru, Бюллетень недвижимости, автор Максим СТЕРЛИГОВ
Количество показов: 1106
Выпуск:  №8 (2637) от 1 марта 2018 г.
Комментарии