Что кроется в работах Сергея Александровича?

Что кроется в работах  Сергея Александровича?
В последнее время на страницах газет и на форуме сайта ykt.ru «Кому за...» можно увидеть карикатуры и рисунки Сергея Александровича.
Если вы начнёте прокручивать в голове его имя, то не советую... Это псевдоним. Сейчас выставка Сергея располагается в здании Художественного училища.

Выставка собрала много положительных отзывов, но были и такие: «Такое умение рисовать левой ногой вырабатывается годами». Высказывались и в шутливой форме, многие из них были записаны в книге отзывов и пожеланий, среди них было: «Пусть художник рисует цветы и пишет на заборах».

Кто такой Александрович?

Мне с ним посчастливилось познакомиться прошлым летом на «Саха-Селигере». «Простой человек» - так он себя называет, художник-карикатурист без профессионального образования, самоучка, родился в Якутске. В детстве был щупленьким, часто обижали. В старших классах занялся борьбой, чтоб постоять за себя и друзей. Много читал, интересовался историей. Несколько десятков лет он прожил в советском периоде, был на баррикадах 1991 года в Москве, видел становление капитализма, реформы у нас в стране ... Что-то применял, а что-то категорически отвергал... Все казусы, которые с ним случились, заставили его в зрелом возрасте начать рисовать. Карикатуристов часто называют «говорящие руки». Герои Александровича говорят о политике, бюрократии, взяточничестве, несправедливости, человеческих пороках. Работы художника рождаются на клочках бумаги, на обратной стороне документов, на товарных чеках. Уже после рисунок переносится на чистый лист. Для его карикатур и рисунков характерна разработка композиционной группы или отдельного художественного образа, в которых в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные, как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их основания или возвышения.

Три средства карикатуры

В своих работах Сергей Александрович из всех средств карикатуры использует три основные. Во-первых, одностороннее преувеличение или подчёркивание уродства, безобразия, низости человека или сообщества. Нашумевшая история о диктанте среди преподавателей университета отражена в карикатуре «Приём на работу», где герой Ильфа и Петрова - негр из племени тумба-юмба и всем известный «Доцент» стоят в очереди на трудоустройство в СВФУ. Нерадивая работа наших жэушников отражена в рисунках «Мы в Сахаре отопление делали - никто не жаловался», «Хоть бороду отдайте». Тонкий юмор и намёк чувствуется в карикатурах «Травматичность на Новый год», «Гарантия на бытовую технику», «Налог на безденежность». По стране прокатилась целая цепочка похищения и убийств детей маньяками. Она не могла не затронуть художника, так как он отец и дед. В рисунке «Маньяк на дороге» художник крупным планом изобразил ноги мужика в кирзовых сапогах, а вдали мы видим фигурку сидящей девочки с косичками. Ноги маньяка проработаны в мелких деталях, а фигурка сидящей девочки обведена одной линией. Автор смог подчеркнуть хрупкость жизни ребёнка, убитого за гаражами. Хотелось бы эту работу после доработки Александровичем увидеть как плакат, расклеенный по городу. Тема детей и детства затронута художником также в рисунках «Детская игромания», «Внеклассные работы». Тема алкоголизма затронута в рисунках «Бутлегеры» и «Пришла смерть». Казнокрадство, взяточничество высмеивается в рисунках «Путь чиновника», «Битва», «Очередь в тюрьму». Однако изображение отклонений от нормы, нарушение естественности допустимо, но до известной границы. Но Александрович иногда больно ранит, хотя в этом есть свои плоды - вытащить наружу то плохое, чтоб было кому-то больно, а кому-то противно, кто-то про это посмеётся, а кто-то задумается: «А я на него не похож?!»

Во-вторых, в карикатурах Александровича часто можно узнать сходство (родство) видных политиков, известных деятелей культуры, героев фильмов и книг. Карикатурист показывает и окружающий мир с остроумной точки зрения («Путь человека», «Боливар двоих не выдержит», «С некорректной признательностью», «Права и обязанности», «Поединок Переджуровича с Челубеняном») 

И последняя особенность, характерная для работ художника, - это сложная закодированная система рисунка, как говорят, эзопов язык. Всем известен нашумевший факт убийства в КЦ «Дракон». Поведение охранника тонко подмечено в карикатуре «Он скулит, что его не поняли». Также интересна по композиции, стилевому решению и заставляет задуматься карикатура о сектах («Азбука веры»), о предоставлении жилья и пожарах в Якутске («Жильё сиротам», «Возбуждают, успокаивают, а когда удовлетворят?!»), о политике и власти («Я вам построил Синедрион, Голгофу и дорогу к ней, а вы креста сколотить не можете бывшему члену совета при отбывшем мэре»)
Карикатура может быть «злой и доброй, она может обличать, а может греть юмором». Это образ мыслей самого автора. При этом юмор не моралист и не сатир. Хотя почему-то ему всегда хотят приписать эти функции. Чтобы понять карикатуру Александровича, во-первых, нужно иметь хоть каплю юмора и быть готовым к эмоциям – смеху, злости, желанию подать в суд... Но это то, что нас отличает от животных и делает человеком. А если произошёл выход эмоций, то, получается, что карикатура заставила нас по-другому взглянуть на себя и что-то изменить в своём отношении. 
Количество показов: 401
Автор:  Н. Харламова
Выпуск:  № 29 от 19 апреля 2013 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru