Первый день весны с Хатылаевыми

Первый день весны с Хатылаевыми
В первый день весны, 1 марта, в Саха театре пройдет творческий вечер Заслуженных артистов республики, известных этномузыкантов, культурологов Клавдии и Германа Хатылаевых.
В программе – обряд очищения от Мандар Ууса, выставка музыкальных инструментов, выступления воспитанников Хатылаевых – детских этногрупп «Тэтим» и «Дьесегей», а также гостей из Сунтар – группы «Ойдуо», из Мегино-Кангаласского улуса – известного танцевального коллектива «Кыталык», группы «Манчаары», отдельных исполнителей на народных инструментах из Узбекистана, Монголии, Республики Тыва.

Кроме этого, второго марта пройдет круглый стол с участием мастеров музыкальных инструментов из разных улусов республики, искусствоведов, музыковедов и деятелей культуры, которые занимаются народными музыкальными инструментами.

«Это наш четвертый проект с режиссером Иваном Кривогорницыным в Саха театре, - поделились на днях Хатылаевы. – В январе этого года мы начали телевизионный проект о якутских музыкальных инструментах, народной музыке и ее роли в фольклоре народа саха. Наша цель - не только способствовать возрождению исконной якутской музыки, развитию технологий изготовления якутских музыкальных инструментов, но и пропаганда этого направления народного творчества среди молодежи. С этой же целью мы уже несколько лет занимаемся с детьми, учим игре на якутских инструментах, выступаем вместе с ними.

На концерте вы сами сможете увидеть, каких результатов добились наши дети. Если группа «Дьесегей» на концерте 1 марта будет выступать в старом составе, то «Тэтим», группу барабанщиков, представят 20 мальчиков из младшей и старшей групп. Они уже достаточно хорошо освоили инструменты и могут показать зрителям свое творчество. Что касается второго дня, то на круглый стол приглашены такие известные народные мастера якутских музыкальных инструментов, носители истинных народных технологий изготовления, как Петр Семенов из Верхневилюйского, Александр Чахов – из Таттинского, Тихон Дьячковский – из Горного улусов. Также приглашены отдельные мастера и музыковеды, исполнители, которые в 60-70-е годы занимались народными музыкальными инструментами.

Тема, которую мы все вместе поднимаем, разнопланова. Это и возрождение утерянных технологий, их цена, вопросы сертификации. К примеру, сейчас известно более 80 разновидностей музыкальных инструментов. Технология изготовления многих из них утеряна. Есть мнение и о том, что наше сырье не подходит для изготовления, скажем, барабанов. Но это не так. Якутия наряду с Японией и Африкой относится к одному из трех крупных центров развития ударных инструментов, это доказано многими фактами. У других народов нет таких своеобразных и многочисленных по видам, мощных по звуку и параметрам ударных инструментов, как у нас. Поэтому наши ударные инструменты надо изучать и возрождать.

Жизнь меняется, а с нею меняются и названия инструментов. Вот, к примеру, смычковый инструмент кырыымпа, оказывается, раньше назывался кылыhах. Нынешнее название произошло от названия скрипки. Об этом сейчас много спорят. Хотя у других народов некоторые инструменты носят двойные названия – современные и исторические. Но тут встает другой вопрос: прежде чем сертифицировать инструмент в Москве, надо хотя бы уяснить, как его называть. Сейчас, к сведению, официальный сертификат есть только у хомуса Чахова. А другие народы уже давно этот процесс начали.

Теперь о цене музыкальных инструментов. Нет ценообразующего органа, никто не знает, по каким критериям их оценивать. Поэтому инструменты порой бывают очень дороги и их никто не покупает. Как видите, тем для разговора вокруг якутских инструментов достаточно. И мы надеемся, что общественность подключится. Пришло время подумать о нашей музыке. Ведь это культурное наследие всего народа. Сейчас больше внимания уделяется классической якутской музыке. Так оно и должно быть.

Вместе с тем, мы не должны забывать исконное звучание и предназначение наших музыкальных инструментов. Мы играем на более чем 40 якутских народных инструментах. И зрители, пришедшие на наш концерт, смогут услышать их настоящее звучание, а не любоваться только их видом, как в музеях».
Количество показов: 262
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 13 (1826) от 19.02.2010 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru