Сказание о Кырса удаган

01.02.2019 
Количество показов: 3040
На исходе XVIII – в начале XIX веков в обширной местности Саабыла, известной плодородными лугами и чистыми речками, родилась и проживала знаменитая удаганка Нюрбинского улуса по имени Кырса удаган.  

                Как о многих таких людях, обладающих магическими чарами, о Кырса удаган также ходило в народе множество легенд и баек. Вот одна из них, рассказанная очевидцем, переданная, так сказать, из уст в уста и, наконец, дошедшая до нас.

                В те далекие времена мужчины этого улуса в зимнее время, чтобы не сидеть сложа руки и как-то заработать деньги, отправлялись на работу на золотые прииски Бодайбо. Так, в одну осень человек десять крепких молодых мужиков, на все руки мастера, решили гуртом отправиться в Бодайбо попытать счастья, ведь на прииске можно было найти и другие, подсобные, работы. Решили, и, как только подморозило и установился санный путь, попрощались с домочадцами и отбыли в ту сторону. Родным наказали ждать их по весне.

                Наступила долгая студеная зима – царство Быка холода Чыысхаана. Лед приобрел крепость горной породы, кругом царило белое безмолвие, казалось, все вокруг погрузилось в зимнюю спячку. Оставшиеся без сильных мужских рук семьи с нетерпением ждали весны. Наконец, наступил февраль, когда заканчивается пора сильных морозов и Бык холода постепенно начинает терять свои рога. Начиная с первых оттепелей, ребятишки этих семей стали выбегать на улицу и вглядываться в дорогу: не идут ли их отцы?

Прошла весна, настало время переезда на летник, но мужчин все не было. Они пропали, как камень, брошенный в воду. Все кругом праздновали наступление якутского нового года – началась пора ысыахов. И только в осиротевших семьях царили уныние и печаль. Вот-вот начнутся сенокосные работы, когда один летний день год кормит, а работников-то нет. Даже сейчас, в наше время, невозможно существовать, выжить в сельской местности, – а представьте себе, каково было в те далекие времена! Посоветовавшись со стариками, соломенные вдовы решили обратиться за помощью к Кырса удаган: мол, так и так, великая эдьиий (буквально – старшая сестра), помоги, подсоби нам, несчастным, пропадаем без мужских рук. Шаманка подумала и согласилась помочь и прибыла на место.

                Вечером все собрались в одном балагане, причем на такие действа приходили  все, как говорится, и стар и млад (в те времена камлание шамана или удаганки было одним из самых больших развлечений), затопили печь-камелек. И шаманка, облачившись в свои ритуальные одежды, накормила духа огня, попросила у него благословения и, взяв в руки бубен, начала свое сакральное действо. Она без устали камлала весь вечер и всю ночь. Наконец, обессиленная, упала без чувств. Ее с двух сторон осторожно подняли и подвели к нарам, дали попить холодной воды. Уже забрезжил рассвет, начиналось утро. Через некоторое время силы вернулись к шаманке, она приподнялась, села на нары и  начала рассказывать о своем видении.

                – Слушайте меня… Трижды перекувыркнувшись и обернувшись соколом, я взмыла вверх над родным алаасом и полетела в южные края.  Долго ли, коротко ли летела, наконец очутилась в чужих краях. Устав от перелета, села на огромную лиственницу с засохшими ветвями, чтобы оглянуться вокруг. На востоке, подобно чьему-то зоркому взгляду, ярко светила звезда Чолбон (Чолбон – Венера, утренняя звезда). Эта звезда меня немного насторожила, но я не стала заострять внимания на ней…

Поблизости от лиственницы, на которой я сидела, обнаружился деревянный дом, в котором в обнимку спали мужчина с женщиной. Вдруг женщина приподняла голову, насторожилась, да как вскочит с постели. «Что случилось? – спросил муж женщины, видя, что та поспешно одевается. – Куда ты собралась?» Та, не потрудившись ответить на его вопрос, выскочила из дому, трижды перекувыркнулась и обратилась в огромного орла, который, пронзительно, в упор глядя на Кырса удаган, полетел прямо на лиственницу. 

                Застигнутая врасплох и не ожидавшая такой мощной атаки, Кырса удаган чуть замешкалась, но все же ей удалось уклониться от удара и, собрав воедино все свои силы, она что было сил полетела обратно в свои края. Орел погнался за ней, вот-вот нагонит ее… Силы удаганки иссякали. Она глянула вниз на землю, видит: народу полным-полно, кто идет на прииск, а кто, наоборот, возвращается из Бодайбо на родину. Вот летит она и ищет, где бы спрятаться от настигавшего ее орла. Вдруг видит прямо под ней большой стог свежескошенного сена. Приземлилась она и нырнула в сено.

Однако, настигавшая ее шаманка, – а это была удаганка, мастерство и чары которой намного превосходили чары Кырса удаган, – превратившись в мощный вихрь, мигом разметала огромный стог. И снова погоня не на жизнь, а на смерть. Уже совсем отчаявшись, видит: один старик ведет быка. Кырса удаган превратилась в муху и спряталась в ноздре этого быка. Но быку это, видимо, не понравилось, и животное, фыркнув, вычихнуло ее из ноздри. Наконец, вдали показались родные места. Показалось знакомое озеро Куочай. Подлетев к нему, Кырса удаган стала молить дух озера спрятать ее на своем дне. Но дух озера заупрямился и отказался спрятать ее. Разгневавшись на отказ, удаганка прокляла озеро страшными словами: мол, в скором времени и твое время кончится, обмелеешь, рыба уйдет, а ты само превратишься всего-навсего в обширный луг…

                Долетели до следующего озера – Дьёнкюды. И снова Кырса удаган просится спрятаться на дне этого озера, но и на этот раз дух озера отказывает ей в просьбе. Мощный орел – Ёксёкюл не дает возможность как следует проклясть и это озеро, настигает удаганку. И только благодаря своей изворотливости и тому, что орел был сильно большим и потому немного неловким, ей удается не дать себя поймать. Вдали показывается еще одно озеро – Муоьааны-кёль. Неужели дух и этого озера откажет ей в помощи? Тогда ей конец. Она со слезами просит спрятать ее. Дух озера сжалился над ней и напустил большой туман. Кырса удаган быстренько обернулась рыбой, нырнула в этот туман и спряталась от сильного врага. Тот полетал-полетал над озером и, так и не найдя свою жертву, улетел обратно. После этого Кырса удаган выбралась из озера и полетела в родной наслег.

«Ждите, народу на дороге, ведущей с Бодайбо, полным-полно, мужчины ваши скоро, дня через два-три, объявятся», – успокоила она домочадцев пропавших мужчин. 

                Услышав хорошую новость, люди щедро отблагодарили шаманку за ее труды. И действительно, через двое суток пропавшие вернулись домой с кучей новостей и мешком гостинцев. Они рассказали, что видели по дороге домой удивительное – как гонялись друг за другом два мощных холорука (холорук – вихрь), один из них на их глазах даже убил одного быка, который вез сено, а один взял и разметал огромный стог. И самое удивительное: озеро Муоьааны вдруг, в начале июля, накрылось густым туманом, а ведь такое случается обычно только после 20-х чисел августа. 

                Кстати говоря, проклятое шаманкой озеро Куочай действительно обмелело в 1824 году и стало сенокосным угодьем. А два других – Муоьааны и Дьёнкюда – и до сих пор существуют в Нюрбинском улусе.

Количество показов: 3040
Выпуск:  №4 (2684) от 31 января 2019 г.