Экзамен по устной речи: еще один стресс для школьников?

Экзамен по устной речи: еще один стресс для школьников?
По указу главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, со следующего года в России ученики девятых классов будут сдавать обязательный экзамен по устной речи. Пилотный проект планируется запустить уже в этом году.
Мы попытались разобраться, насколько страшен новый экзамен и будут ли проблемы с его сдачей у якутских школьников. 

Якутия может стать одним из пилотных регионов
Очередное новшество в сфере школьного образования – вводится экзамен по устной речи в рамках сдачи ГИА для девятиклассников. Цель – научиться грамотно и четко говорить. Вполне возможно, что Якутия станет одним из пилотных регионов, в котором сдачу экзамена запустят уже в этом году.
Мария Нафанаилова, заведующая кафедрой социальной и этнической психологии Института психологии СВФУ:
- Слово «экзамен» всегда настораживает, вызывает чувство тревоги и беспокойства, ведь к стрессам устойчивы отнюдь не все дети. «Родители школьников часто приходят на консультации к психологам и говорят, что ОГЭ и ЕГЭ очень напряженно воспринимаются их детьми. Но если в школах появится такая дисциплина, как «устная речь», то к нам будут поступать уже коммуникативно компетентные люди, и это очень радует».
В настоящее время обязательными предметами для сдачи ГИА являются русский язык и математика, а также два экзамена по выбору учащихся
«Мы замечаем, что ребята, которые в школе участвовали в конференциях, очень хорошо выступают на публике, – объясняет психолог. – Для таких студентов семинар – это повод лишний раз «покрасоваться». Но таких студентов не очень много. Поэтому нужно поддерживать идею развития устной речи у учащихся. Думаю, что гораздо эффективнее проводить занятия по устной речи у школьников в форме различных тренингов публичного выступления – они очень полезны для формирования у детей уверенности в себе».
По мнению заведующей кафедрой социальной и этнической психологии, дети должны научиться преподносить себя, отстаивать своё мнение и убеждать аудиторию, и экзамен станет отличным инструментом для достижения этих задач. «Нам интересно, в какой форме будет экзамен, если его введут, – рассказывает Мария Нафанаилова. – Но, на мой взгляд, было бы лучше ввести по данной дисциплине зачет, а не экзамен. Даже если это будет зачет, большинство школьников вряд ли будут в восторге от появления дополнительного предмета».

Повод для радости учителей
Ежегодно в СВФУ поступают абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ. Среди них много медалистов. Они могут великолепно писать письменные работы, эссе, рефераты и курсовые. Но, как замечают преподаватели, у многих ребят абсолютно не развита устная речь. Когда начинаются семинары или дискуссии, то выясняется, что словарный запас у студентов небогатый. Преподаватель даже может определить количество слов, используемое студентом. 

Дария Чиркоева, заведующая кафедрой якутского языка Института языков и культуры народов СВ РФ СВФУ:
- Думаю, что новая форма экзамена сможет как-то повлиять на решение данной проблемы. На мой взгляд, учителя в школах будут рады новому экзамену. Большинство учеников очень качественно пишут сочинение в части С. Если ребята могут так хорошо писать сочинения, то при соответствующей подготовке результаты устного экзамена будут неплохими».
Гораздо эффективнее проводить занятия по устной речи у школьников в форме различных тренингов публичного выступления, считают эксперты
По мнению эксперта, если Якутия будет выбрана пилотным регионом, то особо никаких проблем с подготовкой и проведением данного экзамена в школах не будет. «Было бы замечательно ввести такой же устный экзамен и по якутскому языку, потому что ученики национальных школ должны уметь красиво излагать свои мысли также и на родном языке, – отмечает Дария Чиркоева. – Так как в нашей республике государственными являются два языка – русский и якутский, у нас наблюдается такое явление, как билингвизм. К сожалению, билингвизм может иметь побочный эффект, который заключается в следующем: человек может разговаривать на двух языках, но не говорить грамотно ни на одном из них. Экзамен по устной речи может стать решением этой проблемы».

Россиянин обязан красиво говорить по-русски
Часто говорят, что ОГЭ и ЕГЭ способствуют развитию только лишь письменной речи. Ребенок, даже не зная материала, может просто наугад выбрать правильные ответы. Это – результат везения. Поэтому у многих детей, которые учатся в национальных школах, не очень хорошо развита устная русская речь.

Степанида Дмитриева,   доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института СВФУ:
- Детям, которые приезжают с улусов, бывает очень трудно выступать на семинарах, устно излагать свои мысли. У многих студентов наблюдается языковой барьер. Поэтому зачастую наши ребята не могут грамотно и красиво рассказать материл, даже если хорошо его знают. Бывает, что во время семинара студенты плавно переходят на якутский язык. Но молодые люди просто обязаны красиво говорить на русском языке. Ведь они живут в России».

Хорошо забытое старое
Учитель русского языка, руководитель кафедры гуманитарного цикла СОШ №31 города Якутска Ирина Саблина считает, что новая форма экзамена – это хорошо забытое старое. «Раньше в классической школе каждый ученик сдавал устный экзамен по русскому языку. Насколько я помню, после 8 класса было четыре обязательных экзамена и один экзамен по русскому языку был устным, – вспоминает Ирина Саблина. – Устный экзамен сдавали по билетам. А в 10 классе раньше дети сдавали уже 5-6 экзаменов».
По мнению учителя русского языка, министр образования и науки РФ – человек старого периода, поэтому она вводит не новшества, а просто возвращает то, что уже забыто. 

Грамотная речь – залог успешной карьеры
Определяющее влияние в развитии устной речи оказывает общение молодежи в социальных сетях. Наблюдается изменение темпа и ритма жизни, изменение психологического ощущения времени. Отсюда и последствия – стремление к краткости, емкости, информативности фраз при минимуме затрат. Естественно, это плохо влияет на богатство и глубину языка.
«Министерство образования идет по верному направлению, а мы, как филологи, полностью поддерживаем данное нововведение, – отмечает заведующая кафедрой русского языка филологического факультета СВФУ Марфа Тарабукина. – Как показывает практика последних лет, наши дети очень мало говорят, у большинства выпускников отсутствует живая речь. На уроках учителя часто ведут монолог – долго и монотонно говорят. А дети сидят и слушают. К сожалению, живого общения не происходит, и это негативно сказывается на устной речи школьников.
Возможно, проблемы в проведении экзамена будут, но только в начале его ввода. Но если подготовка к экзамену будет проходить на достаточно высоком уровне, то наши дети уже совсем скоро начнут показывать неплохие результаты. На мой взгляд, одним из серьезных моментов грамотного выражения своих мыслей является работа в семье. Родители должны общаться со своими детьми, а не сидеть, уткнувшись в гаджеты. Развитие устной речи у ребенка поможет ему в будущем как в учебе, так и в работе. Грамотная устная речь – это ключ к успешной карьере. Потому что любой работодатель всегда будет выбирать себе грамотного работника».

В общем, как отмечают наши эксперты, новшество пойдет школьникам Якутии только на пользу. Больших проблем не будет. Возможно, дети получат дополнительное эмоциональное напряжение. Но это положительно повлияет на формирование у них красивой и богатой речи. Только здесь необходима комплексная работа не только учителей русского языка, но и других предметников – историков, географов и так далее. Многое зависит не только от учителей и родителей, но и от самих детей.

Материалы рубрики подготовлены пресс-службой СВФУ
Официальный сайт СВФУ: http://s-vfu.ru/ 
Сайт актуальных мнений «Наш университет_онлайн»: http://nu.s-vfu.ru/
Количество показов: 197
Выпуск:  №5 (2582) от 10 февраля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru