Правила пользования автосервисом

22.08.2014 
Количество показов: 1494
Довольно часто приходится слышать от владельцев авто, сдавших своего «железного коня» в ремонт, о том, что их «кинули» - у кого-то что-то подменили, вмятину недоделали и денег требуют без зазрения совести. Да, мы согласны с тем, что не все автосервисы нашего города могут похвастаться тем, что работают легально и честно обслуживают владельцев авто. Потому в этой статье мы постараемся довести до читателя все нюансы взаимоотношений между владельцами транспортных средств и автосервисом любой формы собственности, которые регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Правильный автосервис

В любом автосервисе вас должны ознакомить с тем, что предприятие (индивидуальный предприниматель) работает по возмездному договору. В помещении должна быть вывеска с указанием фирменного наименования организации, юридического адреса, режимом работы. 
Если исполнителем является ИП, то он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

В помещении, где принимаются заказы, должна быть размещена следующая информация:
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ);
- наименование стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
- сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению;
- цены на услуги (работы);
- цены на используемые запчасти и материалы;
- сведения о порядке и форме оплаты;
- гарантийные сроки, если установлены;
- сведения о сроках выполнения заказа;
- указание на конкретное лицо, которое оказывает услуги (работы), если это имеет значение.

Кроме этого, исполнитель обязан ознакомить клиента с: 
- правилами оказания предоставляемых услуг;
- адресом, телефоном подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;
- образцом договора, заказа-наряда, приемосдаточного акта, квитанции, талона и других оформляемых документов;
- списком льготников. 

Заключение договора

Договор заключается при предъявлении клиентом паспорта, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомототранспортное средство (свидетельство о регистрации, паспорт автомототранспортного средства, справка-счет). При сдаче в ремонт отдельных составных частей автомототранспорта, не являющегося номерными, предъявление указанных документов не требуется.
Если вы не являетесь собственником автомототранспорта, то предъявляете документ, подтверждающий право на его эксплуатацию - доверенность.

! Договор (заказ-наряд, квитанция и т.д.) заключается в письменном виде в двух экземплярах, один из которых передается клиенту.

Договор должен содержать следующие сведения:
1. Фирменное наименование и юридический адрес исполнителя (для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О. и сведения о государственной регистрации).
2. Ф.И.О., телефон, адрес клиента.
3. Дата приема заказа и срок его исполнения.
4. Цена услуг (работ), порядок оплаты.
5. Марка, модель автомототранспорта, государственный номерной знак, номера основных агрегатов.
6. Цена автомототранспорта.
7. Перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.
8. Перечень запасных частей и материалов, предоставленных клиентом.
9. Гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены.
10. Должность, Ф.И.О. лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись и подпись клиента.
11. Могут быть указаны иные данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполнением работ).
Кроме того, по требованию клиента или исполнителя может быть составлена смета, которая становится частью договора.

! Автосервис не вправе без согласия клиента оказывать дополнительные услуги за плату, а также обуславливать оказание одних услуг обязательным исполнением других. Клиент вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг.

Приемосдаточный акт как приложение

Это обязательный документ при передаче клиентом своего авто исполнителю, и его должен составить исполнитель. Приемосдаточный акт – своего рода обязательное приложение к договору. В акте должны указываться комплектность автомототранспорта, видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении клиентом запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Помните, эти сведения также указываются в договоре. Акт подписывается ответственным лицом исполнителя и клиентом и заверяется печатью исполнителя. Один экземпляр акта вместе с договором передается клиенту.

Плата за просрочку

Нарушение сроков выполнения работ наблюдается сплошь и рядом. И в этом случае, казалось бы, страдает один лишь владелец авто – еще пара дней без колес. Что может клиент в таких случаях? По закону у него есть несколько вариантов действий: 
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора.

! Клиент также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков.

Так, исполнитель должен уплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены оказания услуги. Сумма неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида услуги (работы) или общей цены заказа, если цена отдельного вида услуги не определена договором.

Плата за недостатки

Исполнителю придется платить и за недостатки оказанных услуг. Так, клиент вправе потребовать: 
- безвозмездного устранения недостатков;
- соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
- безвозмездного повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Клиент вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки услуги не устранены или обнаруженные недостатки являются существенными.

! Недостатки оказанной услуги устраняются исполнителем в назначенный клиентом разумный срок, который дополнительно указывается в договоре. Денежное требование клиента подлежит удовлетворению в десятидневный срок со дня его предъявления.

Требования могут быть предъявлены:
- при принятии оказанной услуги;
- в ходе оказания услуги;
- в течение гарантийного срока;
- при отсутствии гарантийного срока в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги. При этом клиент должен доказать, что недостатки возникли до принятия результата услуги.

Если по поводу недостатков оказанной услуги в пределах гарантийного срока или их причин возникновения клиент и исполнитель не согласны друг с другом,  то исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию клиента направить транспортное средство на экспертизу и оплатить ее проведение. Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя, то оплату производит сторона, по инициативе которой производилась экспертиза. В случае несогласия с результатами экспертизы клиент вправе обжаловать действия эксперта в судебном порядке.

Советы клиенту

1. Не стоит пользоваться услугами автосервиса, если в нем отказываются предоставлять необходимую информацию об оказываемых услугах, сведения об исполнителе, заключать письменный договор.
2. Вы вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг, не вмешиваясь в деятельность исполнителя.
3. Проверяйте вместе с исполнителем комплектность и техническое состояние автомототранспорта, а также объем и качество оказанной услуги, исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат услуги, подмены составных частей, некомплектности и других недостатков вы обязаны немедленно заявить об этом исполнителю. В случае выявления недостатков они должны быть отражены в приемосдаточном акте. Если этот момент не предусмотрен договором, клиент, принявший работы без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки).

Количество показов: 1494
Выпуск:  № 93 (2318) от 22 августа 2014 г.