Гаджет: «лучший друг» или «злейший враг»?

Гаджет: «лучший друг» или «злейший враг»?
Уже никто не удивляется, когда видит ребенка на детской площадке, который вместо того, чтобы копаться в песочнице, качаться на качелях или носиться с другими детьми, играя в пятнашки, сидит, уткнувшись в телефон. В коридорах поликлиник, в школах на переменках (и даже на уроках!), и дома ребенок не расстается со своим «лучшим другом» - телефоном или планшетом. Можно сказать, что малыш познает «прелести» Ютуба, мультиков и различных стрелялок-догонялок в гаджетах раньше, чем начинает ползать, ходить и говорить.  

Поколение гаджетов

Родители чаще всего не обращают на это внимания, и скорее всего, тоже такие же – под рукой всегда планшет, телефон, компьютер, ноутбук. Но медики бьют тревогу: поскольку трудно представить современную жизнь без активного использования различных гаджетов, то следует постараться свести риск их негативного влияния к минимуму.

Последние данные медицинской статистики утверждают, что современные дети проводят у различных мониторов до десяти часов в день. При этом максимальное количество времени, которое допустимо проводить перед экраном подростку, составляет максимум три часа в день, для детей младшего школьного возраста - не более часа.

Об этой проблеме мы побеседовали со специалистами  ГАУ РС (Я) «Якутская городская больница №3». Охватить весь объем «вредностей» было невозможно, но несколько моментов родители должны взять на заметку. 


От ложной до истинной близорукости – один шаг

Врач-офтальмолог второй категории детской консультации Мария Николаева:

- Существуют две основные проблемы, которые подстерегают тех, кто часто использует гаджеты - смартфоны, планшеты, электронные книги и прочее.

Вероятность развития истинной или ложной близорукости, так называемой миопии. Отличие между этими двумя патологиями заключается в том, что при истинной близорукости происходит удлинение глазного яблока, то есть оно вытягивается и искажает изображение. При миопии возникает мышечный спазм, поэтому картинка теряет резкость.

Развитие синдрома сухого глаза, который возникает из-за того, что ребенок, увлекшись тем, что происходит на экране, забывает моргать, чтобы глаз увлажнялся естественным образом.


Справка «ЭС»

 Разрешение экрана — это количество точек на один дюйм, поэтому чем меньше таких точек, тем хуже будет изображение, картинка будет расплывчатой, а следовательно, зрение придется напрягать больше.

Если разрешение хорошее, но экран слишком маленький, напрягать зрение придется тоже, но меньше, чем при плохом разрешении. К примеру, минимальное разрешение для четырехдюймового экрана — 960640, но лучше отдавать предпочтение разрешению full HD или HD.


Используйте лайфхаки

Если ребенок смотрит телевизор или работает на стационарном компьютере, зрение напрягается гораздо меньше, чем во время просмотра мультфильмов на планшете, который надо держать в руках.

- Ежесекундная, даже минимальная, смена положения экрана провоцирует развитие миопии. Поэтому целесообразно приобрести специальные приспособления, которые фиксируют монитор, то есть по своей функции напоминают пюпитр. Кстати, в Интернете полно лайфхаков, как смастерить подобное устройство в домашних условиях из подручных материалов за небольшое время.


Регулируйте подсветку

Ребенок забывает моргать во время просмотра мультфильма или фильма на гаджете в основном из-за слишком яркой подсветки экрана, говорит Мария Фёдоровна. И это  особенно актуально для жидкокристаллических экранов.


Справка «ЭС»

Наиболее безопасными для зрения считаются современные ридеры, или электронные книги, в которых применяют технологию под названием «электронные чернила», главная особенность которой заключается в том, что страница выглядит неярко, как настоящая, бумажная.


Но регулировать освещение экрана можно и нужно!

- В помещении, к примеру, в пасмурный день, для планшета или смартфона достаточно третьей части полной подсветки. Актуальным остается совет – не делать свет экрана настолько ярким, что можно читать в темной комнате. Достаточно включить настольную лампу и сделать подсветку гаджета приглушенной.


Телевизор – лучше?

Если нет возможности купить ребенку действительно качественный гаджет, с хорошим большим экраном и хорошим разрешением, не стоит приобретать дешевый аналог и подвергать зрение ребенка риску. Лучше приобрести хороший телевизор, не слишком большой, если площадь комнаты этого не позволяет, но с качественным экраном.


Логопеды бьют тревогу

Но бесконтрольное использование детьми  новомодных гаджетов влияет не только на зрение, но и на многое другое: на нервную систему, к примеру, или на формирование речи.


Справка «ЭС»

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.


Логопед детской консультации ГАУ РС (Я) «Якутская городская больница №3» Ефросинья Кардашевская рассказывает:

- В некоторых семьях, как только ребенок научится сидеть, его сажают перед экраном. Для многих родителей гаджеты – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.  Домашний экран совершенно вытеснил живое общение. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

 

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.


Справка «ЭС»

Как показали исследования, на сегодня 25%  4-летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

 


Общение с экраном вместо живого разговора

- Но современные технологии вроде бы разработаны специально для общения малыша с мультяшным или компьютерным героем?

- Вот именно – «вроде бы». Дело в том, что это не способствует развитию. Что для правильного формирования речи ребенка? Живое эмоциональное общение, когда происходит обмен жестами и чувствами! Только на таком уровне взаимодействия мозг развивает необходимые нейронные связи. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребенка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. А речь, исходящая с экрана, остается мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей».

- Поэтому дети предпочитают молчать? Но ведь гаджеты, так или иначе, помогают детскому развитию?

- Никто с этим не спорит. Однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому он не может полностью изучить тот или иной предмет. Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.


Справка «ЭС»

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием, снижением коэффициента развития интеллекта, отсутствием фантазии и творческого проявления, неспособностью занять себя чем-то интересным.

Сдавливание сосудов во время долгого сидения является причиной кислородного голодания мозга, именно поэтому ребенок во время занятий за компьютером много зевает и жалуется на головную боль.


- Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.

 Если сделать жизнь детей насыщенной и интересной, поддерживая тесный эмоциональный контакт, необходимость снижать влияние гаджетов отпадет сама собой. 


Подготовлено при содействии специалистов ЯГБ №3

Количество показов: 64
Автор:  Бубякина Дана
Выпуск:  №13 (2590) от 7 апреля 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru