ОСАГО: злободневные вопросы

04.09.2015 
Количество показов: 1180
Законодательство в сфере ОСАГО, в том числе в части правил оформления полиса, довольно часто меняется, но вопросов по порядку заключения и изменения договора ОСАГО меньше не стало.     «Эхо столицы» при помощи информационно-правового портала Гарант.ру подготовила наиболее злободневные вопросы и ответы на них начальника Управления методологии страхования РСА Михаила ПОРВАТОВА.

Страховая не хочет оформлять мне полис!

- Страховщики уклоняются от заключения договора ОСАГО, предлагая написать заявление о страховании, которое будет рассмотрено ими в течение месяца. При этом они осведомлены о том, что мой полис ОСАГО заканчивается через неделю. Правомерно ли такое поведение страховщика?

- Нет, неправомерно. Сегодня в законодательстве действительно не прописан срок, в течение которого страховщик обязан заключить договор ОСАГО. Согласно Правилам РСА договор ОСАГО должен быть заключен в день обращения страхователя при условии предоставления страховщику всех предусмотренных законом документов, а если страховщик хочет осмотреть ТС – не позднее пяти дней со дня обращения.

- Чем подтвердить факт уклонения страховщика от заключения договора?

- Для фиксации совершенного правонарушения граждане имеют право осуществлять фото-, аудио- и видеосъемку процесса заключения договора. Доказательством отказа сотрудника страховой компании оформить полис ОСАГО могут также служить свидетельские показания.

 

Перерасчет за счетную ошибку

- Мне несколько лет подряд неправильно рассчитывали стоимость полиса ОСАГО, а именно, не учитывалось безаварийное вождение. Выяснилось, что в электронной базе РСА содержится неправильный коэффициент «бонус-малус». Как я могу изменить его?

- Если вы на протяжении всех этих лет заключали полис ОСАГО в одной и той же страховой компании, Вам следует обратиться туда с соответствующим заявлением, форма которого определяется непосредственно страховой компанией, о пересчете коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Именно на страховщике, с которым заключен договор ОСАГО, лежит обязанность вносить данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС РСА) или изменять их.

Если обслуживающие вас страховые компании менялись, то нужно обратиться в РСА, заполнив соответствующий бланк.

- После заключения договора ОСАГО я обнаружил, что страховщик допустил ошибку в расчете премии. Могу ли я потребовать возврата части страховой премии?

- Да, если вам удастся обосновать допущенную страховщиком ошибку. Последний обязан произвести перерасчет и вернуть часть излишне уплаченной страховой премии. В противном случае вы вправе обратиться в РСА либо Банк России, а также в суд с требованием возвратить неосновательное обогащение, возместить причиненный моральный вред при наличии такового (ст. 151 ГК РФ, ст. 1102 ГК РФ). Общий срок для подачи заявления в суд – три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

 

Удержание за досрочное расторжение договора ОСАГО

- Я расторг договор ОСАГО в связи с продажей машины. Из остатка выплаченной мне страховой премии страховая компания удержала небольшую сумму, аргументировав ее погашением расходов на ведение дел. Правомерен ли этот платеж? Могу ли я вернуть эту сумму спустя некоторое время?

- Да, такое удержание правомерно. В соответствии с п. 4 ст. 10 закона об ОСАГО при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства. Доля премии, предназначенная для страховых выплат, составляет 77% (Приложение 3 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У), соответственно, при досрочном расторжении договора страховщик удерживает 23% от страховой премии.

 

«Бонус-малус» потерпевшего в ДТП уменьшить нельзя

- Вправе ли страховая компания уменьшить коэффициент «бонус-малус», если водитель участвовал в аварии, но она произошла не по его вине (виновник аварии установлен протоколом, составленным инспектором ГИБДД)?

- Коэффициент «бонус-малус» применяется при определении размера страховой премии при заключении договора ОСАГО. Поэтому, если в течение действия предыдущего договора не было ДТП по вашей вине (в том числе, например, если было ДТП с вашим участием, но вы в нем выступали в роли потерпевшего), при заключении следующего договора ОСАГО вы вправе рассчитывать на скидку.

 

Полис всегда должен быть при себе

- Я оформила электронный полис ОСАГО. Обязательно ли распечатывать его и возить его с собой для предъявления сотрудникам ГИБДД?

- Я настоятельно рекомендую возить с собой распечатанный полис ОСАГО, поскольку в ПДД все еще имеется норма, обязывающая водителя иметь при себе данный документ (подп. 2.1.1 ПДД).

 

Электронный полис – только собственникам авто

- Могу ли я купить электронный полис ОСАГО, не являясь собственником транспортного средства?

- Нет, в настоящее время купить электронный полис ОСАГО, в котором страхователь и собственник транспортного средства будут являться разными лицами, невозможно.

Количество показов: 1180
Выпуск:  №100 (2474) от 4 сентября 2015 г.
Комментарии