Из грязи в князи: как вытащить машину

02.10.2013 
Количество показов: 969
Вот и вступает в Якутске в свои права золотая осень – кто-то спешит напоследок на дачу, кто-то в лес на пикник или на охоту, где можно нарваться на хорошую грязь и как следует «засадить» свой автомобиль.
Хорошо, если машина полноприводная и оборудована для езды по бездорожью. Как говорит русская народная поговорка, «чем круче джип, тем дальше идти за трактором».

Джентльменский набор с плюсом

Домкрат, трос, лопата, топор не подлежат обязательному предъявлению сотруднику ГИБДД, как аптечка, «треугольник» и огнетушитель, но они необходимы чаще, чем обязательный набор. Тут всё понятно: лопатой удобно откапывать машину, домкратом необходимо приподнять машину, топором можно срубить колья для того, чтобы подложить под буксующее колесо. Желательно иметь с собой прочный трос вида «стропа», выдерживающий два-три веса самой машины. Если у вас машина – не тяжелый УАЗ, то лучше не покупать стальной трос, который горячо рекомендуют владельцы российского автопрома, – динамика у них слабая, и есть шанс, что он может вырвать вместе с проушиной куски автомобиля.

Едем по грязи

Если путей объезда нет, и ехать по грязи придется, то лучше всего разгрузить автомобиль и по очереди доставить груз и пассажиров при преодолении труднопроходимого участка. Но перед этим нужно его хорошо изучить, дабы понять, где тверже грунт, какова глубина колеи, есть ли какие-то препятствия, серьезные ямы. Если они отсутствуют, то можно попробовать взять бездорожье штурмом: немного разогнаться и на скорости пройти препятствие, например, на второй передаче (2, 2L – для тех, у кого коробка-автомат). 

Чтобы во время езды по той же глине автомобиль не сносило, полезно «баранкой» делать небольшие быстрые подруливающие покачивания в разные стороны. Таким образом машина будет двигаться в нужном направлении, а колеса, возможно, сами зацепятся за более твердую поверхность. Нелишним будет уменьшить давление в шинах до 0,5–0,7 деления, в результате чего улучшится сцепление протектора с поверхностью, только преодолевайте трудное место на первой передаче с небольшой скоростью и применяйте этот метод на коротких дистанциях в несколько сотен метров, дабы не повредить покрышки.
В слишком глубокую и раскисшую колею старайтесь не попадать, держась чуть сбоку, где грунт тверже, или же двигайтесь по ней лишь одной стороной машины. Полезно также на преодолеваемом участке положить на дорогу все, что попадется под руку: доски, камешки, ветки и т.д. Когда колеса начинают буксовать, попробуйте отъехать назад по накатанной колее и проехать трудный участок наездами, с каждым разом продвигаясь все дальше.

Что делать, если …

Машина буксует и не движется ни туда, ни сюда — для начала обязательно изучите, насколько глубоко машина увязла, что мешает ей выбраться, не торчит ли под днищем или бампером крупный камень, пень или еще какое-либо серьезное препятствие, которое может повредить детали автомобиля, например, при буксировке. Или наоборот, посмотрите, не повисли ли вы на том же камне, может быть, получится спихнуть машину с препятствия. Далее продумайте оптимальную траекторию вызволения автомобиля из плена.

Можно попробовать выехать самостоятельно, раскачивая автомобиль, как качели, двигаясь вперед-назад. В этот момент нужно быстро переключаться с первой передачи на заднюю. При этом старайтесь не допускать лишней пробуксовки колес, иначе рискуете засесть еще сильнее. Как только амплитуда раскачивания начнет расти, попробуйте выехать. Старайтесь аккуратно работать педалью сцепления, дабы не спалить его. Главное – не зарыться колесами.

Если же автомобиль заднеприводный, то оставьте часть груза или пассажиров, это обеспечит лучшее сцепление колес с дорогой. Если не помогает, то следующее, что нам необходимо, это расчистить пространство вокруг колес и искусственно упрочнить грунт. Для этой цели вам очень пригодится лопата, если же таковой нет, то придется все делать руками. Очистив пространство и вывернув колеса автомобиля прямо, приступайте к уплотнению грунта, так как в противном случае ваш автомобиль вновь увязнет. Для этого подойдут найденные неподалеку ветки, доски, камни. В данном случае также может пригодиться домкрат и топор — домкратом приподнимаем колеса машины и под буксующие колеса подкладываем небольшие бревна.

Если ситуация хуже некуда, и вы выбились из сил, то придется идти за трактором. Очень желательно, чтобы масса буксирующего автомобиля была больше застрявшей. Для буксировки используйте только те места крепления, которые предусмотрены заводом-изготовителем. Сейчас у вас завязший, но исправный автомобиль - в противном случае вы можете его серьезно повредить и надолго встать на прикол. В случае вытягивания засевшего автомобиля рывками, помогает обмотать трос чем-то, что может погасить энергию на случай обрыва. Это может быть другой трос, крепкая ткань и т.п. Вытаскивая автомобиль с помощью троса, будьте готовы к резкому и слишком сильному броску вперед, помните о педали тормоза.

Безопасность – прежде всего

Главное – это безопасность, потому следите за тем, чтобы все было крепко привязано, трос не оборвался и колья или лопата не треснули под натяжением и не вылетели из земли. Как вариант, старайтесь расположить трос как можно ниже. Привязывая его к дереву, постарайтесь подложить под него какую-нибудь подкладку, чтобы не испортить кору своего живого «спасителя». Не крепите веревку к столбам, чья прочность вызывает у вас сомнения.
Если после утомительных «водно-грязевых процедур» вы смогли своими силами выбраться, то перед выездом на шоссе не забудьте просушить тормоза. Для этого несколько раз при неспешном движении аккуратно нажмите и подержите педаль тормоза, тоже самое повторите с рычагом стояночного тормоза, несильно поджав его на мгновение.


Количество показов: 969
Выпуск:  № 72 (2189) от 13 сентября 2013 г.
Комментарии