Как избежать смерти на велосипеде?

19.08.2013 
Количество показов: 967
В Якутске участились трагические случаи езды на велосипеде.
Только в течение недели произошло два ДТП с летальным исходом. 7 августа погиб на дороге 10-классник, ранее, 2 августа, 50-летняя женщина. Оба – на велосипедах. Насколько опасен этот вид транспорта? Как оставаться живым, если ты на велосипеде? И стоит ли его выбирать вообще?

Городок велосипедов

Учитывая то, что с каждым годом на дорогах республики становится все больше машин, увеличивается и количество людей, которые меняют своего железного коня на двухколесного друга, он и везде пролезет, и пробки на нем выжидать не надо, да и доступностью отличается. Мы поговорили с Андреем Поповым, членом велоклуба Якутска, который ездит на велосипеде по городу более двух десятков лет. «Велосипедизацию в Якутске можно сравнить с маленьким поселком, у которого большая «рождаемость» за счет новых велосипедистов и большая «смертность» за счет тех людей, которые по каким-то причинам бросают велосипед. Самая распространенная причина – это покупка машины, потому что после нескольких лет поездок по городу на велосипеде ездить на машине очень легко», - рассказывает Андрей, известный в велоспорте как Caf.

- Есть ли условия в нашем городе для велосипедистов?
- Для велосипедистов всегда есть условия, но смотря для каких. Например, покупка новичку городского велосипеда с хрупкими колесами на узких покрышках в нашем городе крайне не желательна. Это объясняется отсутствием нормальных дорог. Стоит один раз неправильно наткнуться на кочку, и 28-дюймовое колесо станет кривым. Зато хорошо себя чувствуют кросс-кантри (горные) велосипеды, так как они рассчитаны на бездорожье. Стоит отметить, что в нашем городе, так или иначе, есть все типы велосипедистов.

- Каких правил вы придерживаетесь на дороге?
- По правилам нужно ездить по дороге, держась правой крайней полосы как можно правее. Это же правило относится к мотороллерам, гужевым повозкам и т.д. При этом, если велосипедиста собьет машина, то он улетит в кювет, и повредится заднее колесо. Правила не просто так придумывают - если велосипедиста собьют, когда он катается по встречке, то вероятен смертельный исход. Школьники любят ездить по встречке, потому что их так учат бестолковые родители или знакомые.

- Многие ездят по пешеходным тротуарам. Правильно ли это?
- Кататься на тротуаре можно, но травматично для велосипедистов-новичков, так как на тротуарах очень много бордюров и очень мало подъемов и спусков. Радует, что в рамках республиканской программы «Доступная среда» для инвалидов и молодых матерей по городу устанавливают подъездные пути на тротуарах. Жаль, что такие подъездные пути существуют далеко не везде.

Автомобилист против велосипедиста

- В связи с последними смертельными событиями, что можете посоветовать тем, кто ездит на велосипеде?
- Покупать фонари, надевать шлем и ездить по Правилам дорожного движения. Кроме того, советую собрать пикет перед Управлением ГИБДД, чтобы они активизировали просветительскую деятельность. Понимаю, что в ПДД все черным по белому написано, но, наверное, половина водителей Якутска имеют покупные права, и, конечно же, они знать не знают, что велосипедист - участник дорожного движения. Такие водители постоянно пытаются вытолкать велосипедиста с дороги, прижимаясь к бордюру на дороге, когда видят в боковые зеркала, что едет велосипедист. Кроме того, они громко сигналят велосипедистам в ухо, матерят, кидаются бутылками, камнями и т.д. Во все года такие случаи были на регулярной основе ежедневно, но я привык уворачиваться. Я также понимаю, что велосипедист - бедствие для экономики, так как он не покупает бензин, не платит налоги, не загрязняет экологию, не страдает от ожирения, не покупает лекарства, не ходит к врачам. 

- Какие улицы и районы города больше подходят для езды, а какие наиболее опасные?
- Во время дождей и зимой лучше ездить по тротуарам, а так, везде одинаково опасно до тех пор, пока не наладится просветительская деятельность со стороны ГИБДД.

- Есть ли у нас условия, где привязать и оставить велик?
- На велопарковках, установленных предпринимателями возле своих зданий. Если нет велопарковки, человек имеет право пристегнуть велосипед к крыльцу.

- Воруют ли велосипеды?
- По моим наблюдениям, велосипеды в 95% случаев воруют из подъездов соседи или гости соседей. В 5%, когда человек заходит в магазин за хлебом, оставляя велосипед на улице непристегнутым.

Я также понимаю, что велосипедист - бедствие для экономики, так как он не покупает бензин, не платит налоги, не загрязняет экологию, не страдает от ожирения, не покупает лекарства, не ходит к врачам. 

Спасут только ПДД

В городе появилось много компаний, занимающихся прокатом велосипедов, практически в любом спортивном магазине, да и на рынке можно приобрести себе этот вид транспорта. То есть велосипедистов однозначно становится больше. Мы пообщались с сотрудником ГИБДД Юлией Бикмаевой. 

«В условиях столицы республики ситуация усугубляется неприспособленностью наших дорог для движения велосипедов: нет велосипедных дорожек, дороги практически везде узкие, да и состояние дорожного покрытия отнюдь не способствует безопасности велосипедистов. Что, впрочем, не исключает их возможности участия в дорожном движении. Правила дорожного движения запрещают детям до 14 лет выезд на дороги общего пользования, между тем, кататься детям хочется, а мест для катания на велосипеде для детей у нас нет», - комментирует Юлия Бикмаева, старший инспектор пропаганды ОБ ДПС ГИБДД МВД по РС (Я).

Стоит отметить, что, к сожалению, в нашей стране не в каждом городе есть специальные дорожки для велосипедов, что уж говорить о Якутске. Люди не раз обращались с просьбой построить велосипедные дорожки в нашем городе. Но, как мы видим, у нас есть проблемы с расширением дорог, они у нас довольно узкие. И чтобы добавить еще одну полосу движения, проводится целый ряд мероприятий. Поэтому велосипедисты придерживаются основных Правил дорожного движения – ездят либо по тротуару, что не возбраняется, либо по дороге, где соблюдают такие же правила, как и все участники дорожного движения.

Мы поинтересовались, проводятся ли в Якутске какие-то просветительские работы с велосипедистами. «Группа пропаганды ГИБДД МВД проводит инструктажи и лекции по Правилам дорожного движения в том числе и на велосипеде, проводятся ежегодные соревнования «Безопасное колесо» для велосипедистов, в районах, школах республики пропагандируется безопасное движение. Но проблема в людях. Очень многие родители не контролируют своего ребенка, не следят за тем, где он катается, что может стать предпосылкой к ДТП», - говорит сотрудник ГИБДД.

Правила, которые надо знать всем

Остановимся на правилах. Какие дорожные законы должен соблюдать каждый велосипедист?
  • Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом. При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД, «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица, ведущие велосипед, должны следовать по ходу движения транспортных средств».
  • Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
  • Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета, которые должны быть зажжены во время движения постоянно, сзади - световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.
  • При отсутствии велосипедной дорожки перемещаться по проезжей части можно «только в один ряд возможно правее». 
  • Если велосипедист решил сам перейти дорогу, например, по «зебре», то по Правилам дорожного движения он обязан пройти переход пешком, хотя это и занимает больше времени. Автомобилисты в этом случае должны пропустить его.
Водителям велосипеда запрещается:
  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
  • Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
  • Двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации...», п. 6);
  • Буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).
  • Управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • Пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • Управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • Пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
По статистике, по вине велосипедистов ДТП случаются крайне редко. Чего не скажешь о водителях транспортных средств.

Беззащитные велосипедисты

«По статистике, по вине велосипедистов ДТП случаются крайне редко, - говорит Юлия Бикмаева. - Чего, к сожалению, не скажешь о водителях транспортных средств. А если говорить про случаи реального «противостояния»  при ДТП с участием велосипеда и автомашины, остаться невредимым велосипедисту удается крайне редко - он, в отличие от водителя авто, практически (кроме, в лучшем случае, шлема и наколенников) ничем не защищен». Вспомнить только последний случай, где водитель машины «Тойота-Харриер» был в состоянии алкогольного опьянения и насмерть сбил школьника... Сравните, какой урон может получить человек на велосипеде, и какой – на машине. Из-за халатного отношения автомобилиста ушел из жизни человек... А водителя ждет суд.

«Стоит призвать водителей относиться к велолюбителям более лояльно (с учетом подверженности их большему риску получить травмы в результате ДТП), уважать их права, а последним, в свою очередь, проявляя уважение к другим участникам дорожного движения, соблюдать ПДД и не забывать об осторожности и возможном риске на дороге», - заканчивает Юлия Бикмаева, старший инспектор пропаганды ОБ ДПС ГИБДД МВД по РС (Я).
Как видите, выжить велосипедисту в городе можно, но только, если он соблюдает Правила дорожного движения и глядит на дороге в оба, так как часто виноваты в ДТП другие участники движения, которые имеют больше шансов выжить, находясь в своем автомобиле.

Количество показов: 967
Выпуск:  № 61 (2178) от 9 августа 2013 г.
Комментарии