Как посчитать расход топлива и снизить его?

08.04.2013 
Количество показов: 2404
В наше время, когда расходы подстерегают автолюбителей и автоперевозчиков на каждом шагу – техобслуживание, ремонт или страховка, а цена на бензин повышается несколько раз в год, становится актуальным вопрос контроля расходования топлива и, по возможности, его снижения.
Считаем расход топлива

Конечно, можно его не считать, а довериться норме расхода топлива, проставленной в техпаспорте на заводе-изготовителе. Но насколько она соответствует реальности? Проще всего установить в автомобиль маршрутный компьютер. Способ, конечно, самый простой, но не очень надежный. Современные системы дают информацию, достаточно приближенную к достоверным данным, но большинство аппаратов продолжают бессовестно и подло врать.

Поэтому проверить, по крайней мере, в ваших же интересах.

Способ первый - реальный. Можно залить полный бак бензина и кататься до полного расхода бака. Потом посмотреть, сколько истрачено в режиме городской трассы. Вам необходимо ездить до тех пор, пока на панели не загорится красная лампочка, извещающая о том, что бензин на исходе. Посетите заправку - здесь важно, чтобы бензина все-таки хватило до ближайшей заправочной станции. Залейте полный бак и засеките показания одометра. Далее необходимо проехать сто километров и снова заехать на заправку, чтобы наполнить бак доверху. Теперь оцените количество заправленного топлива – этот показатель и будет вашим расходом на сотню километров. Однако на практике проехать ровно сто километров и оказаться на заправке - довольно проблематично.
Проехать можно любое количество километров и проделать те же манипуляции, после рассчитать расход с помощью этой пропорции.

Например, вы проехали 115 километров. На заправке залили 13 литров. Теперь производим расчет:
115 км —13 литров,
100 км — Х литров.
Таким образом: Х = 1300/ 115 = 11,3 литров на 100 км.
Вот он ваш расход: 11,3 литров на 100 км.

Необходимо почаще делать такие замеры. Они дадут вам представление о техническом состоянии вашего автомобиля. А раз предупрежден – значит защищен.
Способ второй – нормативный. В природе существует распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". В этом документе учеными приведены нормы расхода топлива на многие марки автомобилей. Единственный минус – современных моделей легковых автомобилей в распоряжении не учтено, но мы попробуем. 

Расход топлива в распоряжении Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р рассчитывается исходя из указанных в нём базовых норм в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства различных типов и марок. 

По этому документу можно посчитать расход автомобилей, работающих на газу. Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (пропан), - в литрах из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более". А для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (метан), - в кубических метрах из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м (в зависимости от свойств природного газа). Но нас интересует только бензин. 

Итак, открываем вышеуказанное распоряжение, находим марку своего автомобиля и рядом с ним базовую норму расхода бензина, указанную в литрах на 100 км/ч. Это будет минимальный расход бензина. 

Например, базовая норма расхода топлива на Toyota Land Cruiser 100 4.2 TD (6L-4,164-204-4A) составляет 13,5 литров на 100 км.
А теперь попробуем посчитать расход топлива с учетом всех условий:
Эксплуатация автомобиля. Если внедорожник эксплуатируется более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км, то добавляем к базовой норме 5% (более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км - до 10%).
«Дорожность». Этот коэффициент нужен для учета работы внедорожника в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек - до 15%. Ведь чем больше машин и людей, тем сложнее ездить - приходится делать остановки, стоять в пробках или резко тормозить. 

Сезонность. Следует также учитывать время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20%. Например, летом коэффициент не учитывается, в апреле и сентябре можно добавить 10 процентов, в марте и ноябре – 15 процентов. Зимой все 20 процентов, ведь в это время приходится ездить в туман, гололёд, а в таких условиях скорость езды должна быть снижена. К тому же, приходится «колматить» во время остановок, чтобы не заморозить машину и не замерзнуть самому. Всё это увеличивает расход топлива. Наш Land Cruiser работал в зимнее время.
По вышеуказанному Распоряжению нужно учитывать и работу автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, но, поскольку мы ездим в черте города, то пропустим этот коэффициент.

Если работает кондиционер или установка "климат-контроль" при движении автомобиля, то при расчете необходимо учесть до 7% от базовой нормы. В нашем случае эти установки не использовались.
А теперь посчитаем нормативное значение расхода топлива Toyota Land Cruiser 100 4.2 TD (6L-4,164-204-4A) по формуле Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где
Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км; допустим, пробег Land Cruiser за месяц составил 2000 км.
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Qн =0,01*13,5*2000*(1+0,01*(5+15+20)= 378 литров – столько израсходовал Toyota Land Cruiser 100 4.2 TD (6L-4,164-204-4A), пробежав 2000 километров в режиме города.

Теперь рассчитаем величину расхода топлива для автобуса ПАЗ-32053 (2009 года выпуска). Базовая норма ПАЗ-32053 (вед.16 мест) - 31,6 л/100 км.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот х Т , 
где Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;
Нот – норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;
Т – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч.
Поправочный коэффициент (D) составил 30% и складывается из коэффициентов за работу автотранспорта на дорогах общего пользования (5%), за работу автобуса в городе (15%) и за обкатку автомобиля, вышедшего из капитального ремонта (10%).
Ввиду отсутствия отопителя, значение Нот и Т принимается равным 0.
Qн = 0,01 х 31,6 х 100 х (1 + 0,01 х 30) = 41,1 л. – расход топлива ПАЗ в летний период на 100 километров.
В зимнее время расход топлива увеличивается на 12% и составляет 46,0 л.

Кстати, в холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева и ожидания пассажиров для автобуса ПАЗ-32053 предусмотрен нормативный расход топлива из расчета 3,2 л. (10% от базовой нормы) за один час простоя с работающим двигателем.

Мы взяли для примера одну марку легкового транспорта и одну модель автобуса. При расчете расхода топлива следует учитывать многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров. В связи с этим возможно как увеличение, так и уменьшение расхода топлива с помощью поправочных коэффициентов. 

Что влияет на расход топлива?

Обкатка. Обычно если автомобиль новый, расход топлива выше паспортного. Так будет, пока пробег автомобиля не достигнет определенного количества километров. Кому-то хватает 2000, кому-то 6000 километров – после этого расход выравнивается. 

Характер езды. Надо выбирать режим движения, учитывающий интенсивность и скорость потока. Заранее прекращать разгон, если впереди появилось препятствие, чаще использовать инерцию движения, когда на перекрестке горит «красный», вместо нажатия на педаль тормоза лучше сбросить газ и подкатываться, тормозя двигателем. Короткий маршрут не всегда выгоден: лучше медленно ехать, чем стоять в «пробках». Перед каждой ямой придется тормозить, а потом разгоняться. Поездки на короткое расстояние также интенсивно сжигают топливо

Топливо низкого качества. Желание сэкономить на дорогом бензине путем перехода на более низкие сорта так же выгоды не принесет - в этом случае возрастет расход.
Исправный автомобиль. Такой потребляет топлива меньше, чем неисправный. Регулярная замена моторного и трансмиссионного масла, свечей зажигания (накаливания) и воздушного фильтра не приведет к увеличению расхода топлива. Также надо следить за исправностью термостата (расход топлива высок на перегретом и непрогретом двигателе), правильно регулировать углы установки колес и оборотов холостого хода (за счет этого можно оптимизировать расход на 5-10%). Даже «обувь» авто имеет значение. Следите за своевременной заменой шин (при «лысом» протекторе увеличивается сопротивление качению) и сменой резины по сезону, а также за давлением внутри «колёс». На расход топлива влияет и герметичность крышки бензобака, исправность системы вентиляции бака и улавливания паров.
Количество показов: 2404
Выпуск:  № 25 от 5 апреля 2013 г.
Комментарии