"Головная боль" УФАС - неэтичная реклама

21.02.2011 
Количество показов: 463
Продолжаются отчеты за 2010 год. 15 февраля о своей деятельности отчиталось Якутское управление ÔАС России.
Минувший год не стал для них особенным – по-прежнему большинство жалоб было подано на субъекты естественных монополий, также увеличились случаи неэтичной и недобросовестной рекламы.

Об этом сообщил руководитель Якутского управления Федеральной антимонопольной службы Юрий Игнатьев. Большинство заявлений, по его словам, поступило на доминирующие компании, такие, как «Якутскэнерго», «Сахатранснефтегаз», «ЛОРП», «Водоканал» и другие. Он также с гордостью заявил, что в последнее время Якутский УФАС выигрывает в суде почти все дела:
– Мы даже участвовали в суде в режиме онлайн. Очень удобно, не надо тратить деньги на перелеты сотрудников.

За прошлый год управлением рассмотрены 160 заявлений, касающихся нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Из них только 45 случаев явились достаточно серьезными для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (АМЗ). Также управление по собственной инициативе провело проверки, по результатам которых возбудило еще 16 дел о нарушении АМЗ. Всего из 61 дела о нарушении АМЗ было выявлено 42 случая нарушения.

За 2010 год было возбуждено 202 дела об административном правонарушении, в результате выдано 112 постановлений о наложении административного штрафа на сумму почти в 27 млн. рублей. Из них больше 9 млн. 700 тыс. рублей уже исполнены, остальные находятся на стадии обжалования.

Между тем, существенно снизились нарушения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов – на 45% по сравнению с 2009 годом. Этому способствовало повышение навыков заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур. Всего в 2010 году в УФАС поступило 493 жалобы. Из них 26 претензий было выдвинуто при размещении заказов для федеральных нужд, 276 — республиканских и 191 — муниципальных. В результате рассмотрения по существу обоснованными признано 154 жалобы. Среди основных нарушений в размещении заказа — отсутствие порядка предоставления документации, не предусмотренный законодательством отказ в допуске к участию в аукционе, установка незаконных требований и условий к участникам торгов.

Также Юрий Игнатьев напомнил, что в прошлом году в Якутии принята программа развития конкуренции. Важная часть в ней уделяется соблюдению законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Кроме того, сотрудники Якутского УФАС серьезное внимание уделяют и контролю за ценами на продукты питания и нефтепродукты. В настоящее время проводится мониторинг оптовых закупок у поставщиков, с тем чтобы отследить – на каком этапе повышаются цены для потребителей.

На особом контроле стоит повышение случаев недобросовестной и неэтичной рекламы. Из 77 фактов нарушения законодательства РФ о рекламе было возбуждено 35 дел. В 34 случаях был признан факт нарушения, и только одно дело прекращено. Всего сумма штрафов за нарушение требований о рекламе составила 953 500 рублей.

По словам начальника отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России Сергея Фиранского, лидеры по количеству нарушений в составлении рекламы распределились так: на первом месте стоит реклама пива (37% всех нарушений), на втором алкоголя (18%), а третье занимает реклама табака и так называемая неэтичная реклама. Основные сложности, по словам Сергея Фиранского, заключаются в определении самого понятия «неэтичная реклама». Зачастую бывает сложно определить, какую рекламу можно считать неэтичной.

Даже с рекламой пива или алкоголя часто бывают трудности. Например, предприниматель установил наружную рекламу своего алкогольного магазина, где пред- лагает жителям покупать алкоголь и пиво у него по оптовым ценам. Естественно, что на рекламе есть изображение сортов и марок алкоголя, а это уже грубейшее нарушение.

– Такая реклама считается ненадлежащей, и мы вправе подать на владельца в суд, – говорит Сергей Фиранский, – одно дело, когда реклама привлекает внима- ние к магазину, и другое, когда она привлекает внимание непосредственно к алкоголю.

Также нарушением является, к примеру, реклама салона красоты, в которой нет предупреждения о наличии противопоказаний к применению рекламируемых средств лечения.

Но самая большая проблема все-таки в определении неэтичности рекламы. Многие горожане в курсе ставшего уже знаменитым дела о «ТелМартовском» песце. Недовольство УФАС вызвал не только пушной зверек, но и реклама с изображением девушки в короткой юбке, значительно оголявшей заднюю часть ее тела. Для того чтобы получить объективную оценку содержания рекламы, УФАС совместно с Социологической лабораторией ФЭИ СВФУ им. М. К. Аммосова даже провели соцопрос среди населения города. Большинство респондентов высказалось против этой рекламы и признало ее неэтичной. Напомню, что на магазин «ТелМарт» был наложен штраф в 250 000 рублей.

Впрочем, несмотря на то, что суд признал правоту УФАС, это не решает основного вопроса – что же считать неэтичной рекламой. К примеру, реклама магазина нижнего белья, на которой полуобнаженная девушка в соблазнительной позе всем своим видом призывает покупать нижнее белье. С одной стороны – безусловное нарушение, а с другой – как еще магазин нижнего белья может предложить свой товар? Ведь он рекламирует то, что продает. Наивно рассчитывать на то, что магазин нижнего белья ограничится одним названием своего магазина. Сергей Фиранский признал, что проблема есть:
– В таких щекотливых случаях мы стараемся узнать мнение населения. А вообще, конечно, определение неэтичной рекламы - это наша больная мозоль.
Количество показов: 463
Выпуск:  Выпуск № 11 от 18.02.2011 г.