В Якутске построят сады по международным стандартам

03.02.2013 
Количество показов: 870
По инициативе Правительства республики в столице будет построено 9 детских садов через инвестиционный проект с участием заемных средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР), входящего в группу Всемирного банка.
Строительство планируется в 72 квартале, в районе Гимеина, Сайсар, в селе Пригородное, поселке Марха, ул. Котенко, в Борисовке, Тулагино, в 203 мкрн. Также правительством одобрена концепция по строительству еще 6 садиков по ул. Халтурина, Хабарова, Чехова, Ломоносова, в с. Хатассы, п. Геологов. За счет местного бюджета запланирован детский сад в квартале 9А с размещением части групп на первых этажах жилых домов.

К 2016 году очереди сократят

Сегодня в очереди за получением мест в детских садах только в столице стоят 15 тысяч детей до 7 лет, из них 5000 с 3 до 7 лет. Отсутствие возможности устроить детей в дошкольное учреждение создает условия, в которых наиболее работоспособная часть населения – молодые родители, выпускники ВУЗов - не может полноценно работать, теряя квалификацию во время вынужденной безработицы, и, соответственно, снижается их вклад в социально-экономическое развитие республики.

По информации руководителя отдела общего образования Министерства образования республики Натальи Ситниковой, планируется, что в 2016 году такой наболевшей проблемы, как очереди на места в садик, больше не будет, - каждый новый садик будет вмещать в себя от 240 до 300 детей. То есть, когда построятся все 15 новых учреждений в Якутске, будет охвачено дошкольным образованием, как минимум, еще 4500 детей.

Такое количество построек в истории Якутии запланировано впервые. С 1992 по 1998 год не было построено ни одного детского сада, затем в год во всей республике строили 4, 5, максимум, 11 детских дошкольных учреждений. В 2012 году по всей республике был построен 21 садик. Сейчас мы рассчитываем на 15 новых зданий только в Якутске, правда – не сразу.

Правила МБРР

На постройку детских садов МБРР выдает Российской Федерации долгосрочный кредит, затем, в свою очередь, республика получает федеральный субзаем, который нужно использовать максимально эффективно – это требование Всемирного банка. Анализ кредитоспособности республиканского бюджета проводился специалистами целый год, в результате чего банк решил построить деловые отношения именно с нами. Исполнителем по проекту является Министерство образования и науки Российской Федерации. В этом году должны пройти основные вехи на пути к строительству 85 детских садов в Якутии:
  • подготовка инвестиционного проекта на международном, федеральном, республиканском, муниципальном уровнях;
  • международные переговоры Российской Федерации с руководством Всемирного банка;
  • заключение международного финансового документа - Соглашения о займе.
Максимальная эффективность!

МБРР диктует свои условия по строительству новых детских садов. Постройки должны быть ориентированы на создание дополнительных мест, проекты должны быть удобными для полноценного развития детей. Теперь должно быть меньше вспомогательных служебных кабинетов в помещении. В наших садиках много места занимают прачечные, методические, стоматологические кабинеты и прочее, что стоит располагать за пределами детского сада по системе аутсорсинга. На данный момент такие помещения занимают около 30% от всего здания. И если выделяют, допустим, один миллиард рублей, то он должен быть направлен на то, чтобы все 100% от суммы были использованы именно на охват детей дошкольным образованием, а не на развитие сопутствующих услуг. «Вынесение сопутствующих основным услуг по системе аутсорсинга за пределы детского сада необходимо, так как наша основная цель – охват дошкольным образованием как можно большего числа детей», - подчеркивает Наталья Васильевна. Дети все должны получать дошкольное образование на равных условиях, не должно быть разделения – кто-то ходит в садик-«дворец» со стоматологическим, медицинским кабинетом, хореографическим, гимнастическим, музыкальным, театральным, актовым залом, а чей-то ребенок не имеет возможности получить место в садик вообще. Данные помещения специалисты Всемирного банка рекомендуют совмещать, используя гибкие планировочные решения: раздвижные перегородки, подиумы, ширмы, передвижные трибуны и занавесы. Там, где необходимы твердые перегородки, рекомендуется также использовать стекло для зрительного увеличения пространства и улучшения освещения. Верхнюю часть ненесущих внутренних стен можно также делать из стекла, чтобы было видно, что происходит за пределами комнаты и для улучшения естественного освещения.

Минобрнауки РФ использует пилотный проект в нашем регионе как возможность привести действующие российские санитарные и пожарные нормы в сфере дошкольного образования в соответствие с современными реалиями. Ведется работа в этом направлении совместно со специалистами Всемирного банка.

Рационализации подлежат также нормы по планированию санитарных помещений.

Действующие нормы по туалетным помещениям:
  • В туалетной младшей дошкольной группы устанавливают четыре умывальных раковины для детей и одну умывальную раковину для взрослых с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем в умывальной зоне и четыре детских унитаза
  • Туалетная площадью не менее 16 кв. м. для дошкольных групп и не менее 12 м. для ясельных групп.
Предлагаемые нормы по туалетным помещениям: одно туалетное помещение площадью не менее 18 кв.м. на две группы с входами в него из обеих групповых, с 4 раковинами и 4 унитазами. Это соответствует нормам Дании и Великобритании.

В показателях сокращения площади и экономии затрат это означает 50%-ное сокращение количества сантехнического оборудования, а относительно рассматриваемого проекта - 50% -ное уменьшение общей пощади туалетных.

Дизайн как можно проще

Касаемо внешнего вида садиков тоже есть свои требования – они должны быть оснащены пандусами, иметь лифты, должно быть меньше украшательных и сложных элементов, окна должны быть одного вида – важно предпринять меры, чтобы средства были использованы только на самое необходимое. Наличие множества элементов дизайна обычно означает, что используется много разных материалов, и повышается уровень подгонки, что, в свою очередь, повышает риск неправильного строительства элементов, а в этом случае увеличивается число подрядчиков, и в итоге повышается конечная стоимость строительства. Это также может приводить к «распылению» ответственности в случае неблагоприятного развития событий и к повышению риска роста цен в процессе строительства. Предлагается использовать небольшое количество типовых и апробированных деталей и минимальное количество разных материалов и деталей, а также иметь дело с одним-двумя подрядчиками. Сложность подразумевает более длительный процесс строительства, что обычно сказывается на затратах.

«Содержание дошкольного образования в республике изменится в корне и поднимется на другой уровень. В новых детских садах новым будет все: не только здания, но и содержание образования и квалификация работников, включая развитие различных альтернативных форм партнерства, в том числе гувернерства», - высказалась на эту тему на пресс-конференции, прошедшей в конце прошлого года, Феодосия Габышева.

Инвестиционный проект «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы» прямо и косвенно содействует решению целого ряда экономических и социальных задач в Республике Саха (Якутия):
  1. повышение доступности дошкольного образования путем строительства 85 детских садов, в том числе, в отдаленной сельской местности, и ввода 8820 детских мест по всей республике;
  2. сокращение затрат государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и затрат муниципалитетов на строительство детских садов путем привлечения заемных средств МБРР (федерального субзайма);
  3. создание рабочих мест - новые рабочие места появляются на вводимых объектах дошкольных образовательных учреждений, а также в строительстве в период строительно-монтажных работ. Снижается уровень безработицы среди родителей;
  4. сокращение миграционного оттока трудоспособного населения из отдаленных сельских местностей республики в виду улучшения инфраструктуры;
  5. повышение уровня жизни населения;
  6. улучшение здоровья населения в долгосрочной перспективе путем охвата обязательным медицинским наблюдением и прививками детей дошкольного возраста;
  7. повышение образовательного и квалификационного уровня специалистов по дошкольному образованию;
  8. снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение социальной стабильности и социальной поддержки семей.
Количество показов: 870
Выпуск:  № 7 от 01.02.2013 г.