Чего стоит место под солнцем?

21.08.2013 
Количество показов: 742
Известно, что любой населенный пункт вправе и обязан навести порядок на своей территории.
Известно, что любой населенный пункт вправе и обязан навести порядок на своей территории. А если речь идет о «вратах» края, его столицы, то вдвойне. И речь идет не только об озеленении или строительстве кварталов. Речь идет еще и об обслуживании населения.

Никаких «ничьих»! 

Все объекты и земельные участки должны быть учтены и взяты в налогообложение. Никаких «ничьих» гаражей, киосков и павильонов не должно стоять, к тому же, абы как. Поэтому в целях повышения качества обслуживания покупателей и улучшения архитектурного облика города Окружной администрацией еще в прошлом году было принято решение о перемещении киосков и гаражей, не имеющих правоустанавливающих документов. Также постановлением ОА от 11 ноября 2012 года была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее – Киоски), с которой можно ознакомиться на сайте ОА.

Нестационарные торговые объекты – павильоны-остановки, павильоны, киоски-остановки, киоски, то есть торговые объекты, представляющие собой временное сооружение, не связанное прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Данная Схема определяет потребность города в таких киосках и павильонах в том или ином районе, исходя из количества проживающего в нем населения. Сегодня в Схему включены все киоски, которые ранее стояли, у которых есть какие-то документы и даже с просроченной арендой, и все объекты имеют свой инвентарный номер. В Схему не вошли все те киоски, которые установлены самовольно. А таковых, кстати, много – на 15 июля 49 объектов.

Удобство для горожан, или где место киоскам?

«Киоски – удобство для горожан, и этот бизнес должен остаться в городе, ведь каждому из нас удобно покупать продукцию первой необходимости, «не отходя» от остановки, или воспользоваться услугами того же сапожника недалеко от своей работы, - уверена начальник Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта ОА «город Якутск» Ирина Гаргач. – В новой Схеме предусмотрены места для киосков и павильонов для продажи продукции наших производителей: Птицефабрики, Рыбзавода, Сахаагропродукта, Хлебокомбината, Молокозавода, колбасных изделий, мороженого, выпечки, цветов, фруктов и овощей, продукции Сахапечати, предоставления услуг по ремонту обуви, но с соблюдением всех требований по хранению продукции. И таких специализированных объектов сегодня в городе 196». 

По СанПиНу в жилых кварталах киоски нельзя устанавливать, они не должны мешать инженерным сетям Водоканала, Ленагаза, ЯТЭЦ и Якутскэнерго. Поэтому при получении разрешения нужно пройти согласование со всеми этими предприятиями.

Оформление документов

Желающих арендовать «место под солнцем» много, но не у всех получается. Много отказов идет из-за несоответствия участка нормативным документам. А для того, чтобы по закону оформить земельный участок, местные власти руководствуются СанПиНом, Земельным, Лесным, Водным кодексами РФ, Правилами землепользования и застройки города Якутска, Правилами пожарной безопасности и другими нормативными документами. 
 
С порядком предоставления участков под киоск нас ознакомил и. о. начальника отдела муниципального контроля за использованием земель и муниципального имущества Департамента имущества и земельных отношений ОА «город Якутск» Виталий Слепцов:
- Чтобы получить разрешительные документы на установку торгового киоска или павильона, с заявлением нужно обращаться только в Многофункциональный центр. Вместе с заявлением вы должны предоставить топосъемку земельного участка, которую делают в нашем городе несколько организаций за определенную плату. МФЦ, в свою очередь, делает межведомственный запрос: в Росреестр за сведениями о том, свободен интересуемый земельный участок или не свободен, в Департамент градостроительной политики – соответствует ли киоск территориальной зоне. Если все нормально, то документы поступают в Департамент имущественных и земельных отношений. Здесь они готовятся к рассмотрению рабочего совещания у заместителя главы города. На совещании решается вопрос выставления земельного участка на аукцион. Далее Агентство земельных отношений формирует участок на торги – согласовывает со всеми заинтересованными учреждениями: Департаментом градостроительной политики, Якутским комитетом охраны природы Водоканала, Якутскэнерго и так далее. После согласования земельный участок проходит государственный кадастровый учет, ему присваивается кадастровый номер, проводится независимая оценка для определения начальной стоимости аукциона. Формирование участка на торги может занять время до 8 месяцев.

Куда «ушел» киоск?

Что касается общего количества киосков на территории Якутска, то на 1 января 2013 года их насчитывалось 538, в том числе 352 павильона и 186 киосков. Из них к 15 июля этого года на 49 объектов хозяева не смогли представить какие-либо документы. Из них 29 объектов вывезено (перемещено) на «штрафстоянку». По словам Ирины Гаргач, в основном, это объекты, где торговали фруктами и овощами.
Порядок обращения с несанкционированными Киосками определен Положением «О неправомерно размещенных некапитальных торговых и иных крупногабаритных объектах», которое утверждено постановлением ОА от 4 апреля 2011 года. Согласно этому Положению, требование об освобождении участка устанавливает срок от 10 до 15 дней. Если в это срок хозяин ничего не делает и не представляет никаких документов на землю, то издается постановление ОА о перемещении объекта на организованную стоянку на пер. Базовый, 8. Если хозяева Киоска обращаются за своим имуществом, то они должны будут оплатить услуги манипулятора и хранение. На 15 августа из 29 вывезенных Киосков обратились лишь два хозяина.

Каждый на своем месте

Интересы малого бизнеса на всех уровнях защищает председатель «Союза малого бизнеса» Александр Дерюгин, который согласен с Ириной Гаргач:
- Самозахватом земли занимаются, в основном, хозяева павильонов «Фрукты-овощи», у которых нет ни аренды, ни каких-либо других документов. Хозяева этих киосков – все приезжие и уже знают, что на перемещение в этом году выделено 2 миллиона 300 тысяч рублей, и они переданы округам, которые выявляют и перемещают их. Вот и думают самозахватчики, что оплатят за услуги манипулятора 7 тысяч рублей, оплатят и 800 рублей в сутки за штрафстоянку, а потом везут свой киоск назад на то же место. 

«Союз малого бизнеса» работает напрямую с городом, и меня включили в Координационный совет, где я озвучиваю все проблемы, в том числе и по киоскам. Наш массовый уход из центра случился перед «Детьми Азии», люди поняли ситуацию, ушли добровольно, и им выдали землю в другом районе. Так, предприниматели ушли с проспекта Ленина, улиц Петра Алексеева, Дзержинского, Пояркова. 12 хозяев уже прошли всю процедуру выделения земельного участка, некоторые уже строятся, а некоторые работают на новом месте. Я встречался с заместителем прокурора Якутска, и мы пришли к обоюдному согласию – да, нам удобно зайти в теплый киоск или павильон, где торгуют овощами и фруктами, где нам отремонтируют обувь, где мы купим необходимые продукты на остановке, но на законном основании!

И напоследок 

Павильоны-киоски, хозяева которых позаботились о законности пребывания своего имущества на том или ином месте, могут гостеприимно открывать двери навстречу своим покупателям ежедневно на протяжении 3 лет, а внутриквартальные магазины – 5 лет, и никто их не будет «дергать». А это рабочие места, налоги, деньги за аренду, за электричество - в общем, сплошные «плюсы» как для местного бюджета, так и для населения. Поэтому «ЭС» напоминает всем, у кого есть временные объекты - киоски, павильоны - о необходимости оформить соответствующие документы и на сами объекты, и на землю под ними, иначе объекты будут признаны бесхозными и вывезены со всем содержимым.

Количество показов: 742
Выпуск:  № 63 (2180) от 16 августа 2013 г.