Якутск теперь со статусом

29.04.2011 
Количество показов: 403
Отныне к трем деревьям, посаженным городом, правительство республики обязуется добавить свои два-три, по причине того, что Якутск является столицей Якутии.
Примерно так по-простому можно объяснить суть одного из положений принятого в ходе 26-й сессии депутатов Ил Тумэн закона «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)».

О том, чем этот документ важен для жителей города Якутска, что нового привнесет он в жизнь столицы, мы поговорили с заместителем председателя Комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации Якутска Михаилом Воробьевым.

- Во-первых, закон о статусе столицы определяет полномочия органов государственной власти в связи с осуществлением городом функций столицы. Заметим, что если ранее функции были конкретно прописаны, например, осуществление деятельности высших органов власти, обеспечение деятельности предприятий, формирование градостроительной политики, обеспечение правопорядка, то сейчас от этого решили уйти. В статье 5 настоящего закона говорится о том, что под функциями столицы понимается деятельность органов государственной власти РС(Я) и органов местного самоуправления ГО «г.Якутск», направленная на обеспечение правового положения города Якутска, как исторического, административного, промышленного, финансового, культурного, социального, образовательного и научного центра Республики Саха (Якутия). То есть функции просто увязали с правовым положением органов госвласти и местного самоуправления как взаимосвязанных с теми полномочиями, которые определены в ФЗ № 131 об общих принципах местного самоуправления.

- Таким образом, статус столицы - это...
- Это правовое положение города Якутска, обусловленное установленными настоящим законом особенностями прав и обязанностей органов госвласти.

- Какими полномочиями применительно к жизни столицы обладают органы госвласти?
- Это содействие развитию города Якутска, участие в разработке программ социально-экономического развития, помощь столице в участии в каких-либо республиканских программах и др. А полномочия органов местного самоуправления четко расписаны в ФЗ  № 131. Но в связи с тем, что мы - столица республики, и у нас особое положение, понимаем, что и внешний вид также должен быть особым. В связи с этим бюджет города несет дополнительные расходы. Старый закон также принимал во внимание эти особенности, но финансовая составляющая была учтена не в полной мере. Сейчас же четко сказано, что в бюджете республики отдельной строкой ежегодно на столичные функции предусматриваются деньги. Перечень расходов в виде субсидий четко определен статьей 7 закона.

- И на какую сумму рассчитывать городу?
- Расчет объема субсидии будет делаться на основании методики в приложении к закону. Согласно этой методике общий объем субсидии завязан с доходами бюджета города и устанавливает сумму не менее 5% от нее. В этом году субсидия составит 141 миллион
рублей. При этом надо заметить, что в зависимости от исполнения бюджета размер будет варьироваться. То есть чем у города больше доходов, тем сумма субсидии больше. Таким образом, у нас появляется стимул для того, чтобы наращивать наши доходы.

На что дадут денег?

  • Организация водоотведения;
  • Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
  • Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
  • Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • Организация благоустройства и озеленения территории;
  • Организация освещения улиц.
- Кто будет решать, на что эти деньги тратить?
- В пункте 3 статьи 7 говорится, что порядок предоставления и расходования указанной субсидии устанавливается Правительством РС(Я). При этом у города должны быть свои расходные обязательства. То есть эти деньги направляются на условиях софинансирования. Если объяснить по-простому, то к трем деревьям, посаженных городом, республика субсидирует средства на посадку дополнительных двух-трех. То есть мероприятия будут софинансированы из бюджета республики, если город заложит средства в своей казне. При этом мы должны отчитываться перед контрольным органом по расходованию средств, эффективности их использования.

- Можно ли надеяться, что часть этих средств будет направлена, к примеру, на строительство детского сада?
- Мы предлагали при разработке закона включить в статью 7 строительство. Но потом пришли к выводу, что для расходов на капитальное строительство существует инвестиционная программа государственного бюджета республики. Ну а в законе о статусе столицы говорим именно о тех расходах, которые не могут попасть в инвестпрограмму.

- 5% от суммы доходов – это не предел?
- Да, это так. 5% мы получим в любом случае. В то же время, разрабатывая закон, мы специально не стали загонять в четкие рамки объем субсидии, он может быть и больше, но не менее 5%. Сумма будет зависеть от возможности бюджета республики, от оценки деятельности органа местного самоуправления.
Количество показов: 403
Выпуск:  Выпуск № 31 от 29.04.2011 г.