Мэр, который меняет город

18.11.2013 
Количество показов: 636
На этой неделе состоялась традиционная встреча главы города с редакторами и представителями СМИ Якутска, на которой журналисты получили исчерпывающие ответы на свои вопросы.
Так как год подходит к концу, обсудили достижения города в текущем году, бюджет и планы следующего. В целом стало видно, что город меняется, развивается по всем отраслям и направлениям.

О полномочиях
На прошедшем в Суздале Всероссийском слете местного самоуправления мэры городов страны приняли участие в различных «круглых столах» по семи направлениям, на которых делились своими опытом, идеями, проблемами и способами их решения. Я выступил по вопросам полномочий городских округов. Полномочий у органов местного самоуправления – за 40, а финансово подкреплены не более половины из них. Многие полномочия, возложенные на городские власти, пересекаются с федеральными и региональными. Так недавно вышедший закон возложил на МСУ ответственность в части межнациональных конфликтов. Но полномочий для осуществления этих функций у нас практически нет. Я выступил с предложениями о том, чтобы мы, городские власти, могли принимать непосредственное участие в решении вопросов по части выдачи, контроля квот на трудовых мигрантов по предприятиям, работающим в городе – кому сколько нужно и зачем, выявлять условия работы мигрантов и так далее.

По этому вопросу меня поддержали делегаты съезда. Министр регионального развития Игорь Слюняев тоже одобрил и на пленарной части съезда выделил мое предложение. Теперь его следует отработать на уровне принятия соответствующих нормативных правых актов в РФ. 

В целом по итогам съезда была принята резолюция о систематизировании и внесении всех поступивших предложений. Считаю, назрела потребность в новой редакции ФЗ 131 ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В конце ноября состоится съезд МСУ Якутии, на котором, я уверен, тоже прозвучат дельные предложения, которые мы смогли бы реализовать на уровне республики.

О деньгах

На следующей неделе, 20 ноября, на сессии Гордумы будет обсуждаться в первом чтении бюджет Якутска на следующий год. Нам удалось сохранить основные параметры по доходам и расходам и удержать планку бюджета 2013 года. Вместе с тем из доходной и расходной части исчезло по миллиарду, так как зарплата работников дошкольного образования передается на республиканский уровень.
В 2014 году по планам расходная часть бюджета Якутска составит 6 млрд рублей.

Порядка полутора миллиардов город будет тратить на капитальные расходы. Так, в реконструкцию уличной дорожной сети на следующий год мы планируем заложить 306 млн рублей – с увеличением в полтора раза (в 2013 году – 200 млн). Сохранятся расходы на снос и переселение из аварийного жилья (260 млн.) и строительство жилья для бюджетников.
Будет начата реальная работа по муниципально-частному партнерству.

По исполнению бюджета 2013 года уже сейчас можно сделать вывод, что ряд отраслей крайне плохо осваивает средства, в первую очередь - коммунальщики и строители. Проблема даже не в том, что они не могут освоить средства в срок. Дело в процессе организации даже в части подготовки проектов и прохождения госэкспертиз. После корректировки бюджета часть средств будет перераспределена на более эффективные отрасли. Возможно, пора принимать кадровые решения.

Елка на главной городской площади в этом году будет новая – под стать фонтану. Прежняя елка переедет на площадь Победы.

О благоустройстве

По Году благоустройства основная задача достигнута. Она состояла в том, чтобы как можно больше горожан приняли участие в мероприятиях по благоустройству города, ведь это позволяет им начать уважать, а в идеале – любить свой город. В акции «Личный пример» приняли участие тысячи жителей Якутска, убрано огромное количество территорий, построены и отремонтированы детские площадки. Горожане начали активно взаимодействовать с нами в части благоустройства, меньше мусорить. Много предложений поступило в части дальнейшего благоустройства города в целом. Итоги подведем в декабре.

В 2014 году город серьезно увеличивает расходы на очистку и содержание улиц – плюс 100 млн рублей. Теперь улицы будут убирать чаще, а их список станет шире.

Об автобусах

По многочисленным просьбам населения появились ночные автобусы. Пока это два маршрута – № 4 и №14. Дежурные машины ездят до часу ночи, 4-й маршрут начинает работу с 4 утра. Да, водители жалуются, что автобусы ездят пустыми, но отменять распоряжение я не собираюсь. Прошла всего лишь неделя, еще не все горожане знают о нововведении. 
 
Текущие проблемы по городским перевозкам стараемся решать, проведен конкурс. Правда, по жалобам некоторых участников проводятся проверки.
Развиваем городское предприятие ЯПАК. В этом году купили 46 новых автобусов, еще никогда не было такого перевооружения. Перед предприятием поставлена задача - вернуться на городские маршруты через конкурсы. В этом случае городские перевозки будут несубсидируемыми, на полной окупаемости. 

Я принял решение об адресном субсидировании проезда студентов из пригородов: компенсироваться будет стоимость проезда до места учебы и обратно в размере, превышающем стоимость городских перевозок. То есть разница в цене проезда между пригородным тарифом и городским – до 48 поездок в месяц, начиная с 1 января.

Компенсация проезда студентов из пригорода обойдется бюджету города в 6,5 млн рублей, компенсация проезда школьников – 28,7 млн.

Об инфраструктуре

Да, в некоторых регионах, городах существует финансовая помощь родителям, чьи дети не могут посещать детские сады по причине очереди. Если у них ходит в сад 15 тысяч детей, а в очереди 1-2-3 тысячи, то они знают, что в какой-то момент, когда скажется демографическая яма девяностых годов, встанет проблема, кем заполнять детские сады. Поэтому заменять место в саду компенсациями им выгоднее экономически.
У нас проблема совершенно иная. Якутск – город молодой, и растет он быстрыми темпами. 15 тысяч детей могут посещать сады, а в очереди – еще столько же. Если станем раздавать компенсации, на это уйдет весь бюджет, а проблема не решится. Нам нужно вкладываться в капитальное строительство, с прицелом на будущее. Поэтому в течение 2014-15 годов мы будем сосредотачиваться на строительстве новых детских садов и школ. Эта задача – одна из наиболее приоритетных.

Субсидирование частных лицензированных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, также является одним из приоритетных направлений.

О жилье

- В следующем году начнем строить жилье для работников бюджетной сферы в пригородах Якутска в рамках соответствующей программы. Возможно, не одновременно во всех. Это зависит от количества желающих, подготовки участков и документов. Маган, Тулагино уже готовы. Очередь за подготовкой проектов, Департамент градостроительной политики соответствующее задание уже получил.

В той части средств городского бюджета, которая предусмотрена на снос и расселение аварийного жилья, в том числе будем расселять дома, признанные аварийными уже после 1 января 2012 года, которые не вошли в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ. Такие дома ничуть не лучше тех, что получили свой официальный статус годом раньше, поэтому мы также несем за них ответственность. Кстати, в некоторых городах страны, в том числе субъектах ДВФО, дома аварийными стараются не признавать, так как тут же начинаются суды с законным требованием расселения, а это незапланированные расходы бюджета. Мы действуем по-другому, и от проблемы не прячемся. Конечно, за один раз всех не расселить, но работа в этом направлении ведется планомерная и активная, разрабатываются различные механизмы решения. Действует программа по развитию застроенных территорий, основанная на муниципально-частном партнерстве, добились выделения федеральных и республиканских средств на расселение аварийного жилья, ежегодно выделяем с увеличением средства из городского бюджета, стараемся помогать погорельцам из таких домов, особенно когда речь идет о жильцах муниципальных квартир. Дела с маневренным фондом в Якутске обстоят туго, пока мы можем предложить лишь старые здания деревянных школ для того, чтобы люди, пострадавшие от пожаров, нашли там приют на время при крайней необходимости.

Речи о строительстве муниципального арендного жилья в Якутске не идет. Нет механизма осуществления полномочий по заселению и выселению из таких квартир, все еще действует закон о приватизации, и «арендный дом» просто превратится в очередной дом с бесплатными квартирами. У нас сегодня другие приоритеты: мы стараемся субсидировать приобретение жилья молодым семьям, работникам бюджетной сферы – учителям, врачам, коммунальщикам - в рамках соответствующих действующих программ.

О ЖКХ

Проблема с отоплением в Мархе – типичная. Слив воды из системы отопления самим населением превысил возможности объема запитывания системы новой водой. За сезон такие ситуация происходят раз пять. Главное - вовремя оценить ситуацию и принять соответствующие меры, а не паниковать. На сегодня все там работает нормально, в штатном режиме.

Между тем в отрасли ЖКХ на сегодня существуют серьезные проблемы. Главная из них, которая по серьезному не решена, – это качественное содержание деревянного жилого фонда. Горы мусора, разливы септиков и прочие. Причина в том, что тарифы на эти услуги не соответствуют реальным затратам. С одного деревянного дома из 16 квартир в лучшем случае (при 100% сборе платежей) в месяц на вывоз мусора соберут 1200 рублей. Что можно сделать на эти деньги? Мы приняли решение дотировать эту услугу из бюджета, чтобы она производилась в необходимом размере. Однако здесь нужен будет жесткий контроль. Так, к примеру, на содержание и вывоз септиков предприятия-подрядчики получали дотации из госбюджета, а по факту не занимались этой работой. Септики текли, промерзали, и в итоге лед долбили и вывозили за счет бюджета города. К таким предприятиям были приняты жесткие меры вплоть до расторжения договоров без оплаты, но некоторые все же умудрились получить эти дотации, еще и жаловались. Хотя «результат» их работы мы все видели.

Таким образом, сегодня мы пришли к необходимости создания управляющих организаций по округам для более четкого контроля. Сейчас прорабатываются механизмы, ведутся переговоры с участием управ. Соответствующее поручение я дал руководителю СЭГХ Кырджагасову.

В этом году мы запустили программу ремонта выгребных ям, строительства уличных туалетов. Большая часть работ, в частности по выемке грунта, должна проводиться именно в зимний сезон, поэтому работы ведутся сейчас. Нашим управам дано задание активно привлекать внебюджетные средства. Некоторые депутаты нас поддержали. Когда усилия будут объединяться, результат не заставит себя ждать.

Мусороперерабатывающий завод построить не так быстро и просто. Сделка сложная. В ней участвуют и муниципалитет, и иностранные инвесторы, и банки. С нашей стороны ждут точных цифр – по количеству производства мусора, нормативам, утверждения схемы расположения контейнеров. Прежде всего нужна законодательная база, которая позволит построить бизнес-схему утилизации отходов, начиная от контейнера, установленного возле дома или предприятия, включая сортировку и переработку и заканчивая захоронением спрессованного мусора, не поддающегося переработке, на новом полигоне. Если все пойдет идеально, то сваи под завод забьем осенью 2014 года.
О градо­строительной политике

Какова градостроительная политика у нас в городе? Что для нас важно? Считается, что градостроительство измеряется темпами ввода нового жилья, квартир... Но если мы говорим о качестве жизни, то важно для нас то, что мы видим вокруг, то есть инфраструктура, общественные пространства. Это садики, школы, скверы, пешеходные дорожки, парковки, места для отдыха, и в целом уютное пространство, удобный для жизни город. Поэтому градостроительную политику мы должны вести осмысленно. Мы должны думать, как этого достичь. И здесь очень важно мнение самого населения, специалистов, общественности. Если коснуться вопроса реконструкции горканала - водной артерии всего города, все видят его по-разному. Некоторые считают, что городской канал должен течь по трубе, а сверху заставлен гаражами. Я считаю, что канал должен стать публичным общественным пространством – как, к примеру, часть канала в районе Дворца детства, возле которого – детская площадка, сквер, мост. А где-то, действительно, его стоит упрятать в трубу. В общем, все обсуждаемо и реализуемо, главное ведь - определить приоритеты.

По закону мы не можем объявить мораторий на застройку пустых территорий в угоду развития старых микрорайонов. Тем более, что чаще всего эти территории находятся либо в частной собственности, либо в долгосрочной аренде. В гору город строить не планируем. Однако работаем над тем, чтобы получить земли лесного фонда на Вилюйском, Намцырском, Маганском трактах под дачи для горожан-очередников. Все документы на уровне республики уже согласованы, сейчас ждем решения федерального правительства.

О сельском хозяйстве

На следующий год на поддержку сельского хозяйства мы запланировали такую же сумму, как и в этом – 57 миллионов. Развитие агропояса на сегодня является одной из приоритетных задач.
В этом году мы достигли блестящих результатов по растениеводству. Если честно, Якутск никогда ранее не выполнял планов по сельскому хозяйству, которые нам устанавливает правительство республики. В этот раз по зерновым перевыполнили в 2,5 раза, по картофелю и овощеводству – на 30%, по сену и силосу – на десятки процентов. Этого результата мы достигли не только благодаря благоприятным погодным условиям – похожие были и в соседних муниципалитетах. Дело в том, что мы в разы увеличили вложения в сельское хозяйство средств городского бюджета, и, кроме того, помогали сельхозпредприятиям оформить кредиты под гарантии города.
Мы наконец-то начали помогать людям, работающим непосредственно на земле.

Сейчас мы должны подняться на более капиталоемкую и трудную ступеньку развития Агропояса, связанную с животноводством. То, что мы вкладываем сегодня в эту отрасль, даст результат через два-три года. Многие вопросы мы отрабатываем совместно с правительством республики, советуемся с президентом о приоритетах, договариваемся о поддержке.
В Кильдямцах завершается работа по строительству животноводческого комплекса. До конца года планируем его открыть.

О новых депутатах

Я удовлетворен составом нынешней Городской думы. Сегодня она реально представляет срез нашего общества: там больше молодежи, врачей, учителей, женщин, и они серьезно готовы представлять интересы всех горожан. Когда объединяется и обсуждается множество мнений, решения в целом получаются уравновешенными.

Раньше в ЯГД было 18 предпринимателей, большинство решений принималось в их интересах. Они решили городскую землю только продавать, и на момент полного беспорядка с землей это было правильным решением. Но теперь мы видим, что такое положение создает различные коллизии, вступающие в разрез с интересами города. Вот, к примеру, люди реально хотят построить детский сад. Они уже работают, у них есть лицензия. Хотят построить здание, и у них есть на это деньги. Но если мы выставим на аукцион необходимый им участок по сходной цене, придет любой другой предприниматель, предложит больше, настолько больше, что «детсадовец» не потянет, и получит эту землю. Скорее всего, потом откроет там высокодоходный бизнес вроде алкомаркета. А городу нужны сады. И мы хотим дать землю, а не можем. Возможно, на следующий год мы посоветуемся, и Дума внесет изменения в существующее положение. Мы ведь тоже опасаемся того хаоса с землей, что был раньше. Но при этом, конечно, развитие социальной инфраструктуры города искусственно ограничиваться не должно.

Количество показов: 636
Выпуск:  № 92 (2209) от 15 ноября 2013 г.