Нам любые дОроги дорОги

16.05.2015 
Количество показов: 1579
К 2017 году должны закончить ремонт и реконструкцию улиц Якутска и освоить почти 2,5 миллиарда рублей. Хватит ли сил и денег?
В Якутске не просто дороги и улицы, и даже не направления. По всем нормам и правилам улицы в городе называются магистральными улицами регулируемого движения. Однако таковыми в Якутске можно считать только новые, реконструированные. Но из года в год их все больше. 
Об особенностях ремонта дорог и улиц в Якутске в 2015 году рассказали специалисты «Главстроя», главного муниципального заказчика работ.

Стоит отметить, что ремонт, реконструкция каждой улицы планируется задолго до самого ремонта. На каждый объект нужны проекты, подсчеты, заложение в план бюджета, защита бюджета, изыскание средств, тендеры – на это порой уходят годы. Часть проектов всегда делается с запасом – пригодится. Строительный сезон короток, поэтому иногда доделку оставляют на следующий год. Мнение населения для властей тоже важно, однако при выборе улиц для ремонта специалисты руководствуются и многими другими факторами. К примеру, вряд ли сегодня стоит говорить о ближайшем ремонте улиц в районах интенсивной квартальной застройки – дороги попросту разобьют тяжелой техникой. Стоит ли «зарывать бюджет в землю»? Порой улица перебивается ямочным ремонтом до тех пор, пока, наконец, будут изысканы средства на ее качественную дорогостоящую реконструкцию – раз и надолго.
Так и при подготовке планов ремонта и реконструкции улиц на 2015 год мнение населения учли, для этого был даже запущен интернет-опрос. Но, как известно, чаще всего происходит так, что «хотелки» не совпадают с материальными возможностями. А тут еще очередной кризис. Впрочем, в последние годы нельзя сказать, что в этом направлении по развитию городской инфраструктуры не делается ничего. 


921 миллион рублей заложен в бюджеты республики и города на ремонт улиц столицы


Что, где и сколько это будет стоить
Всего, начиная с этого года и до октября 2017-го, в Якутске будет проведен ремонт на 21-м участке городских дорог. На ремонт предусмотрено почти 2,5 миллиарда рублей. 1,8 миллиарда будет выделено из республиканского бюджета, оставшаяся сумма, 565 миллионов рублей, - из городского. Грубо говоря, в среднем на участок планируют израсходовать 200 миллионов рублей. 
Какие улицы Якутска планируют отремонтировать в этом году и сколько на это надо денег, рассказал заместитель директора по строительству линейных объектов МКУ «Главстрой» Александр Егоров: «В 2015 году запланировано провести ремонт на 8-ми участках городских улиц. Работы начнутся в мае». 


6,4 километра обновленных улиц в 2015 году


«Кроме нового асфальта на самой проезжей части, на этих улицах будут новые тротуары с ограждением, озеленение, водоотведение, освещение. В общем, все, что подразумевает собой благоустройство», - отметили особенности ремонта дорог в «Главстрое».      
Планируется, что улица Ярославского станет четырехполосной вместо двухполосной, как сейчас. Причем, основные виды работ на этой улице (расширение проезжей части и т. д.) будут закончены уже в этом году. Также в этом году должны доделать работы по благоустройству на улицах Кальвица и Ф. Попова.
«90% тротуаров, пешеходных дорожек было готово еще в прошлом году. Оставшиеся 10% будут сданы в этом, поставят ограждения, закончат съезды к прилегающим территориям», - отметили в «Главстрое».
Самый большой объем работ предстоит выполнить на участках Покровского тракта 
(3 км 480 метров) и на улице Ярославского (1 км 720 метров).  
Снова «ДОРИСС»
Как и в прошлые годы, подрядчиком по ремонту улиц в Якутске стала ОАО «ДОРИСС», но на данный момент чувашская дорожная компания стала подрядчиком только по двум объектам, улицам Экспериментальная и Заводская. По остальным шести объектам на 2015 год подрядчик пока не определен. Дело в том, что итоги конкурса на право проведения ремонтных работ в г. Якутске в 2015-2017 годы отменен по предписанию Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по РС(Я). Конкурс был объявлен в феврале этого года, в конце апреля мэрия Якутска признала победителем конкурса «ДОРИСС», а в начале мая итоги конкурса отменены УФАС.  


В 2015 отремонтируют: 
- ул. Экспериментальная (участок от Маганского тракта до ул. Заводская); 
- ул. Котенко (от П. Алексеева до нового д/с «Журавлик»);
- ул. Короленко (участок Пояркова - Лермонтова);
- ул. Горького (Октябрьская - Курашова);
- ул. Курашова (пр. Ленина - Ярославского);
- капитальный ремонт ул. Ярославского (от Хабарова до Кулаковского);
- II очередь ремонта Покровского тракта (от Чернышевского до Автодорожной). 
Расширят перекрестки Дзержинского – Кальвица, а также пересечения с Ф. Попова и Пояркова.  
Всего 8 объектов. Общая протяженность участков - 6 километров 400 метров. Стоимость - 921 миллион рублей, из которых 664 миллиона - деньги республиканского бюджета, Дорожный фонд РС(Я), 257 миллионов рублей – городского.

Федеральная антимонопольная служба выдала предписание № К-303/15 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем конкурс на ремонт улично-дорожной сети города Якутска с ценой в 2,3 млрд рублей отменен. 
28 февраля Окружная администрация города Якутска объявила конкурс с ограниченным участием на капитальный ремонт, ремонт улично-дорожной сети города Якутска в течение 2015-2017 годов с начальной ценой 2 377 918 666 рублей.
На эти цели 564 918 666 рублей выделено из бюджета Якутска в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие территории ГО «город Якутск» на 2013-2017 годы», а 1 813 000 000 рублей — из государственного бюджета Якутии, средства Дорожного фонда.
Для участия в конкурсе была подана только одна заявка — ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений «Дорисс», которая решением конкурсной комиссии 31 марта признана соответствующей требованиям закона.
Но в чем заключаются нарушения закона, на официальном сайте госзакупок не сообщается.

Отметим, что ОАО «ДОРИСС» работает в Якутске с 2011 года. Их опыт и получившиеся в итоге новые улицы и дороги сейчас может оценить каждый горожанин, они прошли испытания вечной мерзлотой, суровыми климатическими условиями. 
Но с другой  стороны, конкурсы с участием «ДОРИСС» отменялись и раньше, как, например, в случае с тендером на ремонт ул. Чернышевского в 2013 году. Но в итоге дороги и улицы все равно ремонтировались чувашскими дорожниками. Качественно и в срок.  
Так кому выгодно чтобы «ДОРИСС» не работал? И кому от этого будет хуже? Скорее только рядовым горожанам...    
Все эти нюансы отодвигают сроки начала работ, затем дорожники вынуждены работать в авральном режиме, отсюда возникают и «прошлогодние недоделки».

«Асфальт никто ломать не будет!»
Стало уже традицией, что новый асфальт, едва он успеет остыть, тут же начинают долбить, ломать. Свежий пример – в прошлом году на участке только что отремонтированной улицы Кальвица новенький асфальт начали долбить, чтобы проложить трубу... Но чуть позже выяснилось, что все было продумано раньше. 
«В «ДОРИСС» нам тогда сказали, что им легче заасфальтировать все до конца, пустить асфальтоукладчик одним проходом, чем останавливаться именно на этом участке, где должны были проложить трубу, передвигать асфальтоукладчик кранами и так далее. Поэтому они не остановились, пошли дальше. Потом вернулись на то место, произвели выемку асфальта и уложили трубу. Трещину от разлома они заделали, как полагается. И потом по условиям конкурса на все работы, выполненные «ДОРИСС», распространяется трехлетняя гарантия», - прокомментировал прошлогодний случай замдиректора МКУ «Главстрой».      
Но опасения, что новенький асфальт все-таки будут долбить и ломать, все же остаются. Например, на улицах Короленко и Горького, в районе новостроек. Потому что опять же по «традиции», как только уложат асфальт, тут же выяснится, что под улицей забыли положить водосточную трубу или канализацию!
«Поэтому мы ждали, пока застройщики построят все жилые дома и объекты, подключат их к сетям и так далее. Только после этого мы приступаем к дорожным работам, укладке покрытия», - уточнили в «Главстрое». К сожалению, в массе своей застройка в Якутске продолжает вестись точечно на давно запланированных объектах, поэтому неудивительно, когда то тут, то там рабочие разбивают новое покрытие улиц. 

Халтурина построят в следующем году
Пользуясь случаем, мы задали «Главстрою» вопросы по наиболее проблемным улицам и их ремонту: 
- Халтурина на участке от Кальвица до Строителей стоит в планах на ремонт в 2016 году. 
- ул. Можайского в районе магазина «Полет» на самом деле является улицей Кузьмина. Жилые дома на этой улице отнесены к ул. Можайского. Так вот, Кузьмина будет отремонтирована в 2016 году. 
- На следующий год будут отремонтированы ул. Тургенева, Окружное шоссе (на участке от кольца на Автостраде 50 лет Октября до Жорницкого. Здесь будет четырехполосная проезжая часть. Стихийный авторынок с обочин исчезнет сам по себе.          
- Ул. Билибина, Каландаришвили стоят в очереди на ремонт в 2017 году. 
- Подготовлены проекты по ремонту улиц Ильменская и Чайковского.  
- Улица П. Алексеева (в районе ЯНИИТ, 17 квартала) пока не будет сквозной с выездом на Окружное шоссе, но такие проекты есть. 

«Якутдорстрой»: ямочный ремонт по заявкам СЭГХ
Главное предприятие, выполняющее практически все работы по дорогам и улицам Якутска, перешло на усиленный режим работы. Согласно погодным условиям предприятие перешло с уборки снега на откачку жидкости. На планерках и рабочих совещаниях руководство города неустанно повторяет и требует с глав округов откачку талых вод с заниженных мест, территорий. 
Округа составляют свои планы и отправляют заявки в СЭГХ. Оттуда разнарядки отправляют в «Якутдорстрой». Помимо этого, есть еще тревожные сигналы от аварийных служб, диспетчерских УК и везде надо успеть, отправить машины. Поэтому неудивительно, что жители жалуются, что «фекалки» приходят с опозданием, когда вода уже проникла в квартиры. Помимо этого технику «Якутдорстроя» привлекают на сезонные мероприятия, подготовку и безопасный пропуск весеннего паводка. 
Петр Сергеев, первый зам. генерального директора ОАО «Якутдорстрой», сообщил, что предприятие работает по заявкам, которые формирует СЭГХ, в частном секторе городские дорожники почти не работают. 
- У нас задачи по уборке города, есть пропарочная техника, нас привлекают к ямочному ремонту, работаем по предписаниям. Сейчас нас привлекли к противопаводковым мероприятиям. 
- Сколько будет стоить отсыпать грунтовую дорогу? 
- Точно не могу сказать, многое зависит от самой дороги, объема работ. Бывает, что и пары машин хватает, а где-то нужно десяток машин. Один «КамАЗ» ПГС (песчано-гравийной смеси) стоит 8-9 тысяч рублей. Плюс рейс до места – это уже 11 тысяч. Так, что считайте сами.   
  
Управы лишь латают дыры
Проблемами немагистральных улиц занимаются управы.
Управа Автодорожного округа также составила заявки на отсыпку дорог и улиц. 
- Заявки сформированы по тем местам, где работали в прошлом году и по итогам прошедшего квартала. Всего у нас 15 проблемных точек в Залоге, в частном секторе в районе «Красной Якутии», и ДТС-1 в районе Сергеляха. Это детский тубсанаторий с жилым деревянным домом. Адреса все известны, места знаем.
К отсыпке ям и луж с водой на местах подходят осторожно, действуя по принципу: «Не навреди». Дело в том, что с очередной отсыпкой уровень дороги, проезжей части грунтовой дороги поднимается выше прежней, а вода естественно уходит, стекает в другое заниженное место. 
- В итоге может получиться, что хотели, как лучше, а получилось как всегда, вместо одной ямы с водой получаем другую. Или вода не уходит, и получается каша, месиво из грязи и камней. 
В таких случаях людям, подававшим заявки, объясняют, что засыпка песком тут не поможет.
- В основном, люди понимают, и мы подходим осторожно. Но, на наш взгляд, проблема постоянно затапливаемых мест - в водоотведении, в его отсутствии. А это уже капитальное строительство, и на их строительство нужны соответствующие средства. Это уже не наши компетенции, - комментируют ситуацию на местах. 
В общем, понятно, что отсыпка и грейдирование - это только латание дыр на местах. Засыпят одну яму, вода из нее перетекает в другую, природа ведь не терпит пустоты. Если ее не направить в водоотводные лотки. 


Дачники, стройте сами?
Если улицы столицы под пристальным вниманием властей различных уровней, то дачники давно забыли, что такое новая улица. 
Как обстоят дела с дорогами на территориях СОТ и дачных кооперативов, рассказывает  председатель Якутского городского добровольного объединения садоводов, огородников и животноводов, ЯГ ДОСОЖ Вера Устинова. 

За субсидиями придется идти на конкурс 
- По идее, ремонт и содержание дорог общего пользования должны вести сами СОТы. Но здесь должно быть субсидирование денег на содержание объектов инфраструктуры, но в мэрии говорят: денег нет. 
Если проще, то субсидирование – это когда дачники сбрасываются в общий котел на машины с песком или грейдером, чтобы засыпать или разровнять дороги, проезды к своим дачам, а потом председатель идет хлопотать, чтобы им возместили деньги, траты на содержание дорог. И если раньше объединения дачников или жильцов частного сектора могли претендовать на субсидии из бюджета без каких-либо дополнительных условий, то с нынешнего года для получения субсидий надо еще пройти конкурсный отбор. 
- Будут определены критерии, по которым будет проходить отбор претендентов на субсидии. Мы разработаем примерные изменения в документы, в положения и раздадим председателям. В прошлом году субсидии выделялись на основании распоряжения администрации города и внутреннего положения, но с этого года условия предоставления субсидий, возмещение расходов, меняется, - пояснила председатель объединения дачников г. Якутска. Суммы, которые просят возместить дачники, по расчетам председателя ЯГ ДОСОЖ, не такие уж большие, примерно от 300 до 500 тысяч рублей. Напомним, это деньги, которые граждане сами собирают и тратят их на содержание дорог общего пользования на территории СОТов. 
- На Намцырский тракт просили выделить, субсидировать один миллион рублей на восемь километров бесхозяйной дороги, чтобы привести ее в порядок. Говорят, нет денег, хотя обещали, что предусмотрят, - приводит пример председатель объединения дачников. Кстати, муниципальный автобус на Намцырские дачи будет ходить два раза в неделю. Чаще пускать автобус не получается, как того просят дачники, из-за плохого состояния дороги. Но если бы выделили деньги на ремонт дороги, то можно было бы и автобусы пустить? 

У семи нянек дороги бесхозны 
В 2012 году была разработана и принята долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений городского  округа «город Якутск» на 2012-2015 годы». Как отработала эта программа на деле, как реализовывали ее статьи – вопрос другой. Но о какой реализации может идти речь, если даже поручения главы города не выполняются? Об этом говорили на общегородском собрании  садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Собрание прошло 24 апреля. 
Большую часть времени дачники обсуждали земельные вопросы. Например, для того, чтобы вывезти мусор, подключиться к электросетям, провести летний водопровод, провести ремонт дорог, требовать субсидий на возмещение расходов, для все этого требуется в первую очередь решить земельные проблемы. 
- Дороги внутри СОТов и дач как имущество общего пользования должны быть поставлены на кадастровый учет, они должны быть переданы на баланс товариществ. Вообще, по законодательству всю территорию СОТы должны взять и оформить в собственность как территории общего пользования. И только тогда СОТы будут вправе распоряжаться своей землей, но город, муниципалитет не дает нам границ. Дачники остаются без границ, по принципу «Иванов-Петров-Сидоров». Потому муниципалитет вправе изъять землю, указав при этом как «неразграниченную». То же касается и дорог. Кто возместит расходы на их содержание, если они бесхозные, нет границ?...  
* * *
По земельным вопросам общественное объединение садоводов и дачников Якутска должно провести совместно с городом отдельное совещание. Если понадобится, проведут несколько встреч и обсуждений. Принципиальное согласие городских властей в лице заместителя главы города Петра Ефремова было получено.         
Количество показов: 1579
Выпуск:  №52 (2426) от 15 мая 2015 г.