Как запустили Горканал

26.09.2016 
Количество показов: 469
На прошлой неделе, 17 сентября, в Якутске состоялось одно важное событие – из озера Сайсары в Городской канал была пущена вода.
В присутствии городского начальства ковш экскаватора прорыл последние метры земли, отделяющие берег озера и русло канала, и вода пошла в Горканал. 
Начатый еще в начале 2000-х годов, но затем подзабытый на десятилетия проект обводнения и проточности городских озер сейчас вновь реанимировали. Проточная вода пошла по руслу Горканала, правда, пока только участками. 

Но прежде, чем берега Городского канала зацветут, еще предстоит выбрать экскаваторами, а где и вручную перелопатить сотни кубометров земли, песка и ила. А пока Горканал только цветет и пахнет от стоящей в нем воды. Так и запустили Горканал - уникальное для Якутска гидротехническое сооружение. А теперь запускают вновь.   

«Якутдорстрой» подступился к Горканалу
С 2014 года работами на Горканале занимается ОАО «Якутдорстрой», предприятие, у которого есть соответствующая техника и специалисты. Сейчас главным по Горканалу в «Якутдорстрое» считается инженер-гидротехник Петр Копырин. 
Корреспонденту «ЭС» он показал и рассказал, в каком сейчас состоянии Горканал; показал, где зарыта ошибка в виде неправильно уложенной трубы; куда вытекает вода из Горканала.    
В 2014 году рабочие и техника «Якутдорстроя» работали на участке от оз. Талое до ул. П. Алексеева, была завезена 1 тысяча кубометров скальника. 
Участки канала, где работает «Якутдорстрой» в этом году, - это дноуглубление русла Шестаковки; участок Горканала на ул. Некрасова и Леваневского, оз. Хомустах; на ул. Кальвица; ул. Петровского и Каландаришвили.  
На следующий год предстоят дноуглубительные работы от водопропускного сооружения (ВПС) на ул. Красильникова до озера Сайсары (1 336 метров); крепление откосов канала, благоустройство. 
- Уже в этом году необходимо закончить дноуглубительные работы по левому руслу канала от Шестаковки до озера Атласовых, 5 километров. Это обеспечит приток воды в озеро Сайсары в следующем году. Это обязательно надо сделать, - подчеркивает Петр Копырин. 

Три русла на Шестаковке
От того самого шлюза-регулятора на Шестаковке берут начало три рукотворных русла. Два идут в Пригородное и в Хатассы, а один – в сторону города, на Атласовские и Сергеляхские озера.
Русло, идущее в город, сейчас углубляют и расширяют. Отсюда до Атласовских озер, в районе Речевой школы и Птицефабрики, около 5 километров. 
- До ноября должны пробиться к озерам. Сейчас экскаватор и погрузчик работают на углублении и расширении русла Шестаковки. Протечность есть. На самом шлюзе-регуляторе надо проводить ремонтные работы, чистить берега и углублять дно водохранилища, - рассказал инженер-гидротехник «Якутдорстрой».     
Затерянный шлюз 
Этот шлюз есть во всех проектах и чертежах Горканала, но найти его не так просто. Он скрыт среди дворов частных застроек, на полпути между Сергеляхскими озерами и озером Сайсары, своего рода перепускной клапан между водоемами.
Но он пока не действует, наглухо закупорен. Пустырь между ул. Красильникова и Сергеляхским шоссе был застроен в начале 2000-х годов. Какое-то подобие планировки здесь все же просматривается: проезды между жилыми коттеджами и постройками, соблюдаются «красные линии». Но это только в начале улицы. Ближе к тупику, где расположен сам шлюз, заборы и постройки уже хаотичные. На прошлой неделе с инспекционной поездкой здесь побывало руководство города во главе с Айсеном Николаевым, СЭГХ, Управлением муниципального контроля и другими. Так что к собственникам участков могут задать вопросы относительно документов на участки и прав на застройку.   

Где находится «нулевой километр» Горканала 
В 16-ти километрах от города по Покровскому тракту, под сопкой протекает небольшая речка Шестаковка. Отсюда берет начало русло Городского канала. Правда, за пределами города его называют просто канал. 
Построенный в 80-е годы прошлого столетия шлюз-регулятор на Шестаковке обеспечивал водой близлежащие водоемы, городские озера.  

Работа над чужими ошибками     
На днях горожане могли заметить, что на улице Кальвица, возле ТЦ «Айгуль», прямо на пешеходном тротуаре опять начали что-то копать.
- Во время строительства здесь неправильно уложили трубу, соединяющую вот эти два озера, вода не перетекает - объясняет инженер-гидротехник Петр Копырин.
Оказывается, один конец трубы уложили прямо под пешеходной дорожкой, а другой конец вышел далеко за пределы полотна дороги. В общем, с одной стороны, где конец трубы был короче, входное отверстие начало засыпать песком и землей, закрыв путь воде. Из положения вышли, просто нарастив короткий конец трубы. Но для этого пришлось ломать асфальт, вскрывать покрытие, чтобы исправить чужую ошибку. 
На вопрос «Кто виноват?»  в «Якутдорстрой» пожимают плечами и в ответ спрашивают: «А кто в городе строит дороги и принимает работы?» «Дорисс» и «Главстрой».  

Грамотный проект
Инженер-гидротехник Петр Копырин: 
- Проект Горканала, выполненный в 2000-е годы, – хороший, мы работаем по нему. 
Даже сейчас по корректированному проекту от 2008 года все уклоны соблюдены. В тот проект мы только внесли небольшие изменения, и все.  
- Хотел бы поблагодарить коллектив авторов «ЯкутТИСИЗ» за хорошо выполненную работу и проект.       
Дмитрий Павлович Алексеев, в 2007-2011 гг. – генеральный директор ОАО «Якутский трест инженерно-строительных изысканий», «ЯкутТИСИЗ»:
- В свое время проектировкой Горканала занималось наше предприятие. В 2008 году проект был скорректирован.   
- К сожалению, авторов проекта Городского канала уже нет в живых. Это Петр Федорович Федоров и Гаврил Захарович Сутаков. 
- Сейчас я не занимаюсь вопросами Горканала, но читаю и слежу за новостями. Хорошо, что руководство города занялось проблемами Горканала, обводнением территории города, но этим надо заниматься планомерно. 

Большое и малое кольцо Горканала
- Длина большого кольца – около 20 километров. Шестаковка – Атласовские озера – оз. Ытык-Кюель – Хатынг-Юрях - Белое озеро – р. Мархинка – городская протока.  
- Протяженность малого кольца городского канала от оз. Сайсары до ВПС-4 (шлюз-регулятор в районе ул. 50 лет Советской Армии) – 11 километров.
- Малое кольцо Горканала проходит по территории города – от озера Сайсары далее вдоль городских улиц до ул. Кирова (р-н поликлиники №1). Здесь через трубу Горканал переходит в озеро Талое (Дворец детства). Далее вдоль ул. Курашова – Лермонтова- Дзержинского – Кальвица - оз. Хомустах - ул. Леваневского - ВПС ул. 50 лет СА (за территорией Станции биологической очистки сточных вод) – Городская протока.
- По проекту 2000 года с ул. Кальвица (в р-не ТЦ «Айгуль») Горканал идет в сторону ул. Губина (переход через ул.Ф. Попова возле ТЦ «Мандарин»), далее по ул. Чиряева (одноименный сквер напротив отделения Сбербанка), переходит ул. Хабарова и, протекая мимо 203 мкрн, впадает в городскую протоку. 
Вдоль 203-го микрорайона Горканал течет по каналу с габионной подпирающей стеной. На выходе в районе 203 мкрн устроен шлюз-регулятор. Во время весеннего паводка его открывают, вода входит в город. Летом шлюз закрывают, удерживая воду в городских озерах, в системе Горканала.

Перспективы
Какие планы по Горканалу на ближайшие годы? 
В 2017 году должны быть представлены проекты по большому кольцу, который соединяет городские озера. Здесь и дноуглубительные работы, укрепление берегов, строительство водопропускных сооружений. Работы впереди еще много. Потому что на самом деле сливные трубы и шлюзы Горканала должны выйти на р. Мархинку в районе нового объездного шоссе. А это шоссе, идущее мимо Даркылаха и ВПП аэропорта, является, по сути, защитной дамбой города от паводковых вод. 
Как видим, Горканал - это серьезное инженерное гидрологическое сооружение. И относиться к нему надо соответствующим образом.      
Количество показов: 469
Выпуск:  №37 (2563) от 23 сентября 2016 г.