Сплав, или Рафтинг по горканалу

Сплав, или Рафтинг по горканалу
Насколько хорошо выполнили работу на русле горканала - лично проверил первый заместитель главы Якутска по городскому хозяйству, сплавившись 5 километров вниз по руслу канала.

Пятеро первых

Сплав по рукотворному каналу состоялся 3 мая, в минувшую среду.

Старт был дан от шлюза-регулятора на р. Шестаковке. Далее участникам предстояло преодолеть 1,5 километра до моста Павлова, местной достопримечательности. Далее шел самый протяженный участок – 3 километра до впадения канала в Атласовские озера в районе Речевой школы.   

Участники сплава – первый заместитель главы г. Якутска по городскому хозяйству Дмитрий Садовников. Вместе с ним в сплаве приняли участие руководитель отдела СЭГХ Владимир Аммосов, начальник Объединенной Гидрометеорологической станции г. Якутска Евгений Перфильев, кстати, оба являются депутатами Якутской городской Думы. Ну, а инженер-гидротехник «Якутдорстрой» Петр Копырин и специалист по ГТС (гидротехническим сооружениям) Макар Николаев просто обязаны были принять участие в этом сплаве. Потому что именно они отвечают за углубление и обеспечение проточности горканала. 

В принципе, участников этого сплава по руслу горканала можно назвать первопроходцами, первыми сплавившимися по этому рукотворному каналу.

Как видно на фото, посадка в лодки при бурлящем потоке воды – задача не из легких.

Ширина расширенного русла канала сейчас составляет от 1,8-2 до 3 метров в ширину в зависимости от условий местности.

Глубина –  2 метра при нынешнем уровне воды в 50 сантиметров по балтийской системе.     

Как и полагается, участники сплава, или рафтинга были облачены в спасательные жилеты.

С воздуха велась съемка с квадрокоптера. Кстати, это не прихоть участников сплава – с квадрокоптеров ведется съемка русла канала с высоты, разведка прилегающей местности, в общем, это не дорогая игрушка, а производственная необходимость. 

От шлюза-регулятора до моста Павлова – 1,5 километра.

Мост назвали по фамилии местного жителя, который его построил. Мост выдерживает вес УАЗ-микроавтобуса, а при нынешнем уровне воды под ним можно проехать на надувной лодке. Конечно, при определенной ловкости и сноровке.

Все это время участники сплава испытали на себе и бурное течение, и резкие повороты, к тому же была реальная опасность пробития резиновой лодки об острые камни – берега канала сейчас будут укреплять, поэтому некоторые его участки засыпаны скальником.  

После второго моста, который пришлось обходить по суше, таща за собой лодки, течение воды в канале стало спокойным.

Конечный пункт сплава – вход в Атласовские озера в районе Речевой школы. Здесь, в отличие от русла канала, еще стоит лед, поэтому участникам сплава пришлось тащить на себе лодки и снаряжение. Так закончился первый сплав по углубленному руслу горканала от шлюза-регулятора на р. Шестаковке и до Атласовских озер.

 

Начальник отдела СЭГХ Владимир Аммосов:

- Сплав показал, что русло очищено, течение сильное, проточность есть, работы выполнены хорошо. Далее, анализы покажут, насколько воды озер насыщены кислородом. В районе Птицефабрики идет разветвление на большое и малое кольца горканала. В этом году мы обновляем малое кольцо, обводним городские озера, затем продолжим работы по большому кольцу.          

В этом году по обновленному горканалу и по другим каналам мы ожидаем поступления порядка 2,5 миллионов кубометров воды. Этого достаточно для очистки городских озер. Работы будем продолжать. 

 

Работы на горканале невпроворот  

С 2014 года работами на горканале занимается АО «Якутдорстрой» под руководством генерального директора А. Яндиева. Это единственное в городе специализированное предприятие, у которого есть соответствующая техника и специалисты.

Городской канал берет свое начало от шлюза-регулятора на р. Шестаковке у подножия сопок на 16-м километре Покровского тракта.

В прошлом году, с сентября по ноябрь, здесь велись работы по углублению русла канала - от шлюза до Атласовских озер на протяжении 5 километров.

Для сравнения приведем фото: каким было русло в сентябре прошлого года и какое оно сейчас.  

С началом активного таяния снегов сюда почти каждый день приезжают специалисты «Якутдорстроя», чтобы проверить – выдержит или нет новое русло напор талой воды?

- Примерно с 25 апреля по каналу пошла талая вода. Сперва тонким ручейком, а с 27 апреля - уже потоком, - рассказал инженер-гидротехник перед началом сплава.

Для сведения, водосборная площадь р. Шестаковки – 170 кв. км. То есть это размер территории, с которой все поверхностные и грунтовые воды стекаются в Шестаковку. ФОТО вода   

С прошлой недели на берег канала в районе Шестаковки завезли 1 280 кубометров скальника. Сейчас ведутся берегоукрепительные работы, укрепление откосов, обустройство 3-километровой эксплуатационной дороги.   

 

Большое и малое кольцо Горканала

Длина большого кольца – около 20 километров. Берет начало от шлюза-регулятора на р. Шестаковка – Атласовские озера – оз. Ытык-Кюель – Хатынг-Юрях - Белое озеро – р. Мархинка – городская протока.  

- Протяженность малого кольца городского канала от оз. Сайсары до ВПС-4 (шлюз-регулятор в районе ул. 50 лет Советской армии) – 11 километров.

На данное время на всей протяженности большого кольца горканала обеспечена проточность. 

Малое кольцо Горканала проходит по территории города – от озера Сайсары далее вдоль городских улиц до ул. Кирова (р-н поликлиники №1). Здесь через трубу горканал переходит в озеро Талое (Дворец детства). Далее вдоль ул. Курашова - Лермонтова - Дзержинского - Кальвица - оз. Хомустах - ул. Леваневского - ВПС ул. 50 лет СА (за территорией Станции биологической очистки сточных вод) – Городская протока.

По проекту 2000 года с ул. Кальвица (в р-не ТЦ «Айгуль») горканал идет в сторону ул. Губина (переход через ул. Ф. Попова возле ТЦ «Мандарин»), далее по ул. Чиряева (одноименный сквер напротив отделения Сбербанка), переходит ул. Хабарова и, протекая мимо 203 мкрн, впадает в городскую протоку. 

Вдоль 203-го микрорайона горканал течет по каналу с габионной подпирающей стеной. На выходе в районе 203 мкрн устроен шлюз-регулятор. Во время весеннего паводка его открывают, вода входит в город. Летом шлюз закрывают, удерживая воду в городских озерах, в системе горканала.

Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Сплав, или Рафтинг по горканалу
Количество показов: 92
Автор:  Аркадий Лебедев
Выпуск:  №17 (2594) от 5 мая 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter