Творцы нашего бытия

28.04.2014 
Количество показов: 775
Большую часть своей жизни современный человек проводит в мире архитектурных форм.
И, как в свое время заметили классики, наше бытие во многом определяет сознание. 

Вспомним, хотя бы тот факт, что каждая историческая цивилизация, любая эпоха характеризуется своими архитектурными достижениями. Будь то египетские пирамиды или Эйфелева башня. Такие шедевры монументализма, как «сталинские» высотки, явившие миру мощь советского строя и размах архитектуры. Или безликие, депрессивные «хрущевки» которые стали просто вершиной минимализма и, между прочим, позволили быстро и дешево дать жилье миллионам жителей огромной страны. Все это называется архитектурой, сферой приложения творческих и душевных сил архитекторов. Людей, живущих рядом с нами, творящих окружающее вокруг нас бытие и исподволь влияющих на наше сознание. 

В этом году Союзу архитекторов Якутии исполнилось 50 лет. Полвека, значимый юбилей в жизни любой организации. Доказательство ее жизнеспособности и потенциала. И того и другого Союзу архитекторов Якутии не занимать. Пожалуй, на сегодня архитекторы Якутии представляют собой одну из наиболее активных общественных групп объединенных в профессиональный союз. Об истоках союза, его работе и перспективах нам расскажет председатель Союза архитекторов Якутии Ирина Алексеева.

- Ирина Дмитриевна, а почему 50 лет Союзу архитекторов, а не, к примеру, 100 лет? Якутск один из старейших городов Сибири... 382 года столице республики! Не каждый российский город может похвастаться таким долголетием.
- Увы, большую часть своей жизни наш город стоял на деревянном зодчестве народных умельцев. О профессиональной архитектуре здесь речи не шло. Каменная архитектура присутствовала лишь только в виде церквей. Существенные преобразования в обустройстве города начались только с 1906-1916 годов с приходом на должность губернатора Якутской области И.И. Крафта. И связаны они с именем архитектора Клемента Лешевича, который дал городу 4 своих превосходных проекта. Сегодня мы их знаем под именами «Библиотека имени Пушкина», «Ректорат», «Казначейство" «Архиерейские покои". Судьба у них разная. Здания "Библиотеки" и "Казначейства", сохранились до наших дней. Дальше была революция, Гражданская война, восстановление, потом снова война, Якутск надолго стал далекой от архитектурных изысков провинцией.
А 50 лет назад был 1964 год. Профессиональных архитекторов в республике было очень мало. Говорить об авторской архитектуре того периода довольно сложно. Это было время привязок советских типовых проектов, которые строились по всей стране к нашим местным условиям. Именно тогда, в первые послевоенные десятилетия, город активно начал застраиваться. Пошло массовое двухэтажное деревянное строительство. То, что мы сегодня усиленно сносим. Появлялись такие объекты, как кинотеатр «Лена», Русский театр, старое здание аэропорта.

И к нашим архитекторам пришло понимание, что надо самоорганизовываться, что у города должно быть свое лицо. Основателями Союза архитекторов Якутии стали 9 архитекторов, членов Союза архитекторов СССР (Н.В. Суханов, И.Г. Смольков, Г.У. Гермогенов, В.С. Петров, Е.Н. Нестеров, А.А. Лепковский, В.С. Марокин, О.А. Ралькпер, Н.М. Бант). Произошло это 12 февраля 1964 года, когда по инициативе директора института «Якутпромстройпроект» Наримана Суханова состоялось учредительное собрание Якутской организации Союза архитекторов СССР. Процедура была довольно представительной, председателем собрания был секретарь Якутского обкома КПСС А.Е. Леликов, присутствовали члены от правления Союза архитекторов СССР, представители Союза писателей, Союза художников Якутии и других общественных организаций. Вот с того дня, с тех девяти человек и пошла наша организация. И, представьте себе, сегодня у нас сегодня только в Союзе архитекторов целых 95 членов. Плюс молодежь, это в общей сложности порядка 150 действующих архитекторов на всю республику. 

- И как дальше развивалась в Якутии архитектурная мысль?
- Тема северной архитектуры всегда была козырем наших архитекторов. Увы, не все было возможно воплотить в камне. Чего только стоит проект города Удачного нашего легендарного архитектора Георгия Гермогенова. Он впервые в мире спроектировал город под куполом. Что стало сенсацией в Монреале, где проходил ЭКСПО-1967.
Уже в 70-е годы в Якутии посреди голой тундры и тайги начали расти новые города. Появилась плеяда архитекторов, которые занимались проектами городов Нерюнгри, Айхал, Удачный. Были новые планировочные решения, поиски. 
 
Начиная с 1970-х годов архитекторы внедряли в строительство прогрессивные, индустриальные конструкции и новые методы производства работ. Из крупнопанельных и крупноблочных изделий серий 1-464 ВМ, 1-122 и 1-112 строились жилые и общественные здания в столице республики, районных поселках от центральной Якутии до самого заполярного круга.
Совершенно новое дыхание и свежие веяния пришли в 90-е годы. Когда появились иностранные инвестиции. У нас появились такие объекты, как гостиница «Полярная звезда», с участием иностранных фирм был построен «Австрийский медцентр». Для нас началась практически новая эпоха. Появилась постмодернистская архитектура, такие объекты, как Саха театр. Пусть некоторые до сих пор вообще не понимают форму этого здания, но на самом деле это была очень глубокая работа. Появились работы наших архитекторов: КФЕН, спортивные комплексы «50 лет Победы» ледовый каток «Эллэй Боотур». Можно отметить знаковый объект - КГФ. Правда, проектировался он как банк, но был передан университету, потому можно сказать, что в этом плане страдает в части планировки... Начало 90-х – время, когда наконец-то у архитекторов появилось возможность делать авторские вещи, то есть уходить от типового проектирования. Возникла некая свобода. Все-таки раньше, при Советском Союзе, существовали рамки типового проектирования, и архитекторам было трудно самовыражаться, сказать свое «я».

- Можно ли говорить о чисто якутской школе проектирования?
- Таковая несомненно существует. Но я бы хотела сказать, что у нас работают выпускники Московского архитектурного института, представлены архитектурные вузы всей Сибири и Дальнего Востока: это Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске, архитектурные школы Новосибирска, Красноярска и многие другие. Ну и, конечно, ученики нашего многоуважаемого аксакала Клима Туралысова, основавшего кафедру архитектуры инженерно-технического факультета СВФУ им. М.К. Амосова, которая до того была архитектурным факультетом при ЯГИТИ. Мы, архитекторы, говорим: не важно, какой университет закончил, важно, как ты работаешь. А то, что у нас существует много школ, как раз и создает симбиоз архитектурной мысли, который и рождает по-настоящему значимые проекты.

- Какое будущее у архитектурного облика Якутска?
- Конечно, нас как архитекторов не все радует в облике столицы. И, к сожалению, не все зависит от только от нас. Мы как раз те люди, которые творим прекрасное, но, увы, не все воплощается так, как мы этого хотим...
У нас есть грандиозные проекты, которые могут просто перевернуть устовшийся вид и понимание нашей северной столицы. К примеру, ландшафтно-архитектурная концепция комплекса «Земля Олонхо» и его ключевого объекта «Международный центр Олонхо». Он должен вырасти на месте, где сейчас самый большой пустырь в центре Якутска. Территория площадью примерно 47 га, у самого озера Сайсары. Это должен быть уникальный объект, не имеющий прецедентов мировой архитектуры. Это - как мечта Георгия Гермогенова - город под куполом, только в нашем современном понимании.

- Спасибо за интервью, Ирина Дмитриевна, пусть мечты архитекторов исполняются!

Количество показов: 775
Выпуск:  № 46 (2271) от 25 апреля 2014 г.