ЯПАК: страхование и экономия

08.04.2013 
Количество показов: 637
С 1 апреля начали штрафовать перевозчиков, не исполнивших обязанность по страхованию ответственности.
Напомню, что федеральный закон № 67-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 года. Согласно закону, установлена единая для всех перевозчиков страховая сумма на каждого пассажира по риску причинения вреда здоровью - не менее чем 2.000.000 рублей. Страховые компании, которые начали страховать ответственность перевозчиков перед пассажирами, могут повысить размер страховой премии. Значит, что и транспортным предприятиям понадобятся дополнительные деньги на страховку. Особенно трудно придётся в этой ситуации муниципалам.

Экономия на всем

Мы обратились к директору МУП ЯПАК Евгению Фаст.
- Евгений Николаевич, расскажите, как сегодня живет муниципальный автопарк?
- Муниципальный транспорт в наши дни живёт за счет собственных средств и дотаций. Сегодня в автопарке находится 54 автобуса. Из-за плохого технического состояния автобусов производства КНР мы вынуждены были уйти с городских маршрутов № 7 и 10 и теперь работаем только на пригородных, дачных маршрутах и только одном городском №13. В связи с этим, сокращено и количество рейсов. Например, в 2011 году был выполнен 121 171 рейс, а в прошлом году, после передачи маршрутов в частные руки, на 6 245 меньше. Фактическая себестоимость пассажирских перевозок выше на 30-35% установленных тарифов за проезд. Укомплектованность водительского состава заполнена на 60 процентов. Несмотря на то, что были предприняты шаги для обеспечения рентабельной работы предприятия, муниципальные автобусы все равно несут  большие убытки. Поступающие дотации из бюджета и собственные средства позволяют покрыть лишь затраты на текущую деятельность. На развитие предприятия, его усовершенствование и модернизацию, средств, к сожалению, нет. Поэтому приходится экономить на многом.

- Какие были предприняты шаги для обеспечения рентабельной работы предприятия?
- В целях экономии мы вынуждены консервировать автомойку на зимний период, она построена еще в советские времена, рассчитана на 300 автобусов. Затраты на отопление в зимний период - это не один миллион рублей. В связи с этим, с 1 ноября по 1 апреля она находится в законсервированном состоянии.
Также в целях экономии мы сократили все имеющиеся производственные помещения, провели сокращение численности ИТР - был сокращен целый отдел контрольно-ревизионной службы, и теперь роль контролеров выполняют сотрудники предприятия.

Топливо – бич транспортных предприятий

- Для сокращения затрат на топливо городской администрацией были приобретены 16 автобусов ЛИАЗ на газовом топливе, – продолжает директор. - Тут остановимся поподробнее. За счет разницы в стоимости топлива была сэкономлена часть бюджета. Для сравнения: один литр дизельного топлива, на котором у нас работают автобусы, стоит 38 рублей 50 копеек, а один кубометр газа метана – 13 рублей 85 копеек. Как показала практика, при прочих равных условиях, соотношение газа и дизельного топлива, расходуемого нашим подвижным составом, на единицу пробега составляет 1:1,5, то есть 1 литр дизельного топлива замещается 1,5 м3 газа. За время эксплуатации, с 2009 года, автобусов на газу мы сэкономили порядка 10 млн рублей. Экономия могла бы быть и больше, но стоимость масла и его расход для газового оборудования значительно выше, чем для дизельного. Запасные части также более дорогостоящие. К примеру, цена одного из газовых клапанов, установленных на автобусе, составляет 52 тысячи рублей, за 3,5 года эксплуатации в наших условиях они приходят в негодность, из расчета 16 автобусов получается немалая сумма. Для сравнения: техническое обслуживание по замене фильтров на газовом оборудовании обходится в 5 442 рубля, тогда как на дизельном – в 1 220 рублей. Кроме того, по техническим требованиям эксплуатации газовые баллоны должны проходить освидетельствование каждые три года. Освидетельствование каждого баллона стоит 3 тысячи рублей, а баллонов на автобусе 9. К тому же, возникает необходимость затрат на дополнительное обучение водителей, ремонтников, ИТР. Например, на обучение автоэлектрика для работы с программой диагностики двигателей ушло порядка ста тысяч рублей. Конечно, газовые автобусы экономичнее, но содержание таких автобусов и стояночных боксов для них обходится дорого. При эксплуатации газовых автобусов возникает ряд технических проблем, которых нет при использовании дизельных автобусов. Это в первую очередь отражается на качестве и безопасности перевозок. Но, на мой взгляд, за счет профессионализма персонала предприятия пассажиры в меньшей степени видят эту сторону эксплуатации газовых автобусов. Таким образом, экономия с перевода автобусов на газ получается сравнительно невысокая. Но мы вынуждены экономить на всём, чтобы выжить.

На пригородных – страхование дороже

- По новому закону страховая выплата на одного пассажира составляет около двух миллионов рублей. Если страховая компания поднимет страховые взносы, сильно ли страховка ударит по карману муниципального транспортного предприятия?

- Безусловно, дополнительные расходы принесут убытки. Страхование нашей ответственности перед пассажирами - это дополнительная часть расходов, которые мы будем вынуждены нести, не считая стабильно дорожающего топлива, запчастей, расходных материалов и содержания производственных площадей. Так, по договору в 2013 году страхование обойдется предприятию в 4,3 млн рублей. Причем, страхование одного пассажира, перевезенного на пригородном маршруте, обойдется в три раза дороже, чем на городском. 

- Будете ли вы поднимать тарифы на проезд в пригородных автобусах?
- Это зависит не от нас. Тарифы устанавливаются Администрацией ГО «город Якутск», мы лишь предоставляем для этого все необходимые расчеты.

О новом законе
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Напомним, согласно новому закону, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность независимо от вида транспорта (кроме метрополитена).
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется статьей 11.31, которая гласит: «осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа (на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей)».
Согласно закону, установлена единая для всех перевозчиков страховая сумма на каждого пассажира:
По риску причинения вреда жизни - не менее чем 2.025.000 рублей;
По риску причинения вреда здоровью - не менее чем 2.000.000 рублей;
По риску причинения вреда имуществу - не менее чем 23.000 рублей.
Контролировать исполнение перевозчиком своих обязанностей будет Ространснадзор, специалисты которого проверят наличие у перевозчиков договоров обязательного страхования.
Кроме того, будет создана информационная база данных всех перевозчиков, в которую страховщиков обяжут заносить информацию о заключенных договорах страхования ответственности перевозчиков.
Количество показов: 637
Выпуск:  № 25 от 5 апреля 2013 г.