А на теплоходе имя...

28.06.2015 
Количество показов: 1364
Как-то в редакцию позвонил наш постоянный читатель - Почетный адвокат РФ Иннокентий Лукин. Он рассказал, что на Даркылахе увидел теплоход, на борту которого написано «Василий Никифоров-Кюлюмнюр». Это -  адвокат, один из первых среди юристов, кто написал  художественное произведение на якутском языке. И мы решили сделать обзор водного транспорта, который ходит (не плавает!) по рекам Якутии и носит чье-либо имя. Знают ли читатели-пассажиры судов, кто были эти люди, чем они прославились, что их именем назвали пароходы и теплоходы? Так «родился» этот материал.
Так как судов с именами людей оказалось очень много, сегодня мы выбрали малые и большие пассажирские теплоходы. Практически все они принадлежат негосударственным компаниям и частным владельцам, как и «Кюлюмнюр». В «ЛОРПе» нам сообщили, что  многие владельцы называют суда в честь своих знаменитых родственников. К примеру, теплоходом «Яков Сидельников» владеет человек по фамилии Сидельников...

Двухпалубный пассажирский речной теплоход, предназначенный для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях («речной трамвай») носит имя Героя Советского Союза Николая Чусовского. 
Николай Николаевич родился 10 мая 1910 года в селе Антоновка Нюрбинского улуса Якутии в семье охотника.  В Красной армии с 1928 года, служил на Дальнем Востоке.
Приказ о призыве на фронт был получен 25 февраля 1944 года. Командир 3-го батальона 172-го гвардейского стрелкового полка (57-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор Николай Чусовской отличился при штурме Зееловских высот (восточнее Берлина).
18 апреля 1945 года при дальнейшем продвижении к Берлину батальон Чусовского, выдвинувшись далеко вперёд, попал к вечеру в очень тяжёлое положение, оказавшись в полуокружении контратакующего противника. У бойцов подходил к концу боезапас. Дождавшись сумерек, воины батальона неожиданным налётом захватили склад боеприпасов противника, где были противотанковые гранаты и «фаустпатроны». Дальнейшие события в очередной раз показали зрелое командирское мастерство комбата Чусовского Н. Н., его умение находить нужное решение в трудных положениях, дальновидность. 19 апреля 1945 года утром гитлеровцы предприняли несколько контратак, но вынуждены были откатываться назад, не выдерживая встречного губительного огня гвардейцев. Тогда они пустили в ход танки. Бойцы батальона Чусовского отразили танковые атаки фашистов... их же оружием. Трофейными противотанковыми гранатами и выстрелами из «фаустпатронов» подбили несколько танков противника. Это была последняя атака гитлеровцев...
За умелое командование батальоном и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года гвардии капитану Чусовскому Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 «С. Васильев», «Е. Ярославский» и «Капитан Горовацкий» являются  прогулочными речными (озерными) двухвинтовыми водоизмещающими пассажирскими теплоходами. Проект разработан ЦТКБ Министерства речного флота РСФСР, и его  начали выпускать в 1983 году на Московском судоремонтно-судостроительном заводе. 

Степан Васильевич Васильев родился 17 декабря 1896 года в местности «Тойон Уйалаах» I Бордонского наслега Мархинского улуса Вилюйского округа в семье бедняка-скотовода. Это один из выдающихся государственных и политических деятелей Якутии и Советского государства. Его с полным правом можно назвать первым представителем якутов, занимавшим высокие государственные посты в молодой Советской республике. Он был одним из первых наркомов Якутии, стоял у истоков формирования профсоюзного движения в стране, занимался развитием ключевой отечественной отрасли — тяжелой промышленности.  В родном улусе существует школа его имени, в его честь названа одна из центральных улиц районного центра. В селе Малыкай к 100-летию со дня рождения был возведен памятник. 

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) родился 19 февраля 1878 года в г. Чита. Российский  революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни», председатель «Союза воинствующих безбожников». Академик  АН СССР (28.01.1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РСДРП  с 1898 года. 
В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского призывали бойцов Красной армии и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага. 
Умер 4 декабря 1943 года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.
«Наум Самойлович Горовацкий — безусловно, знаковая и значимая личность в истории ленского флота, пишет главный редактор «Ленского водника» Александр Павлов. - Влюбившись в реку Лену и пароходы с детства, начав с самых низов, одними только ему известными путями он пришел к высоким должностям - вначале капитан, а затем директор Якутского пароходства. Участник установления советской власти, свидетель полного развала хозяйства, непосредственный участник восстановления флота и очевидец его расцвета, он отдал 60 лет своей долгой жизни работе на Лене, до самой своей кончины сохранив здравый ум и твердую память. Родился Н. С. Горовацкий в пермской пересыльной тюрьме, на этапе, в семье ссыльного еврея, осужденного на 25 лет за уклонение от царской военной службы. В 1895 году Горовацкий поступает на работу в только что созданное пароходство купца Глотова, став очевидцем первых срочных рейсов по Лене. Самостоятельно изучив устройство паровых машин, запоминая реку, через унижения, побои постигал он все премудрости речного труда, поднимаясь все выше и выше по служебной лестнице. Задолго до революции Горовацкий познакомился со многими ссыльными, встречался с Ярославским, Орджоникидзе, Петровским, обеспечивал экспедиции Матисена, Неелова, Борисова, Виттенбурга, Колчака. В 1918 году не дал использовать против отряда Рыдзинского пароход «Лена», для чего сам лично снимал золотники парораспределительного устройства. Затем - участие в национализации флота. В 1923 году Наум Самойлович был назначен правительством ЯАССР директором вновь созданного Якутского пароходства и до самого его слияния с госпароходством успешно им руководил. Будучи капитаном-наставником, Горовацкий всегда отправлялся на самые сложные участки, для спасения и отстоя флота. При его жизни один из пароходов был назван «Н. Горовацкий» (что бывает очень нечасто), его труд отмечен высокими наградами, включая орден Ленина».

Виктор Афанасьевич Рукавишников родился в д. Подкаменка Киренского р-на Иркутской области 11 августа 1924 года. Военную службу проходил в Читинской области (ныне Забайкалье). В августе-сентябре 1945 года в составе 293 мотострелковой дивизии 36-ой армии Забайкальского фронта в качестве командира минометного расчёта участвовал в переходе через пустыню Гоби и горный хребет Хинган, в боях за освобождение от Квантунской армии городов Мукден, Цицикар, Порт-Артур. После окончания Великой Отечественной войны Виктор Афанасьевич работал в системе речного флота. На протяжении длительного времени руководил портами Нижнеянск и Якутск (начальник затона Графский берег (1957), директор Пеледуйской РЭБ, начальник Нижнеянского (1966), Якутского речного порта (1968-1982), начальник службы портов управления (до 1992)). Награжден как боевыми, так и трудовыми орденами и медалями. Умер 23 ноября 1994 года.

Пассажирский двухъярусный теплоход с полуутопленной в корпусе надстройкой первого яруса «Степан Аржаков». Степан Максимович Аржаков родился 10 ноября 1899 года в городе Вилюйске. Окончил миссионерскую приходскую школу, Вилюйское высшее начальное училище. С 1915 по март 1918 года учился в Якутской учительской семинарии. Затем окончил партийные курсы при Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Московский промышленно-экономический институт им. А. И. Рыкова.
В марте 1917 года стал членом якутской организации РСДРП. Работал некоторое время в Наркомнаце  в Москве, совместно с П. А. Ойунским и другими, был автором «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР», имевшей большое политическое и правовое значение. Избирался делегатом ХVI и ХVII Чрезвычайного Всероссийских, также IV и VIII Чрезвычайного Всесоюзных съездов Советов. Член Совета Национальностей ЦИК СССР седьмого созыва, депутат Верховного Совета СССРпервого созыва. Член ЦИК Якутской АССР I—VIII созывов, член бюро Якутского обкома ВКП(б), делегат XIII съезда РКП(б), первой сибирской краевой партийной конференции (1924).
Аржаков был арестован 5 февраля 1939 года, проходил по «процессу двадцати пяти» в апреле-мае 1940 года. Постановлением Особого совещания НКВД СССР  от 17 мая 1941 г. смертный приговор был заменён ссылкой в лагерь на 8 лет. Он был этапирован в посёлок Певек. Однако дело было возобновлено вторично 17 мая 1941 года и 5 марта 1942 г. он был осуждён Военным трибуналом войск НКВД по Дальстрою к высшей мере наказания,  расстрелян 17 мая 1942 года. Реабилитирован 31 марта 1956 г.

Теплоход «Механик Кулибин» — средний грузопассажирский речной теплоход, предназначенный для работы на скорых пассажирских линиях. Построен в 1955 году.
Иван Петрович Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.
С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные  игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы— лишь это впечатляло современников. Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле.

Большие пассажирские теплоходы «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов» построены в Австрии в 1985 году. 

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексееевич Придворов) — русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Родился 1 апреля 1883 года в селе Губовка Компанеевского района Кировоградской области Украины в семье крестьянина. Испытав в детстве большое влияние дяди, народного обличителя и атеиста, взял его деревенское прозвище в качестве псевдонима. Псевдоним этот впервые упомянул в своём стихотворении «О Демьяне Бедном, мужике вредном».
В 1914 году был мобилизован, участвовал в боях, награжден Георгиевской медалью за храбрость. В годы гражданской войны Бедный вёл агитационную работу в рядах РККА. В своих стихотворениях тех лет превозносил Ленина и Троцкого. В июле 1938 года Демьян Бедный был исключён из ВКП(б) и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его перестали печатать, но объекты, носившие его имя, переименованы не были.
С началом ВОВ публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В антифашистских стихах и баснях Бедный, в полном противоречии со своими прежними произведениями, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые стихи Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.
Демьян Бедный умер 25 мая 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.
Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия — Шейнкман) — русский советский поэт и драматург.  Родился 4 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в небогатой еврейской семье ремесленника. Публиковаться начал с 1917 года. Согласно документам НКВД, поддерживал левую оппозицию, участвовал в издании нелегальной троцкистской газеты «Коммунист», приуроченной к 7 ноября 1927 года.
Наиболее известное из военных стихотворений— «Итальянец» (1943). За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. М. А. Светлов умер от рака 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Количество показов: 1364
Выпуск:  №71 (2445) от 26.06.2015 г.