Железные кони ФСБ

30.12.2016 
Количество показов: 352
При СССР наша техника для пехоты строилась прежде всего для участия в большой войне с применением ядерного оружия. Потому в войска с конвейеров шли  надежные  БМП, БТР, БРДМ. А для армейских командиров и правоохранительных органов была предусмотрена рабочая лошадка УАЗ- 469.
Современные локальные конфликты и террористические угрозы привели к тому, что бойцам потребовалась новая боевая автомобильная техника. Сегодня мы коснемся техники, которой пользуются  подразделения ФСБ или приданные им войска пограничной охраны. 

Шишига
Из полноприводных автомобилей с колесной формулой 4 × 4 можно вспомнить распространенную в пограничных войсках КГБ СССР  «Шишигу» - ГАЗ-66.   В целом неплохой грузовой автомобиль повышенной проходимости и грузоподъемностью 2 тонны. Его даже сбрасывали с парашюта при десантировании. Благодаря хорошему балансу автомобиль приземлялся без завала сразу на все колеса. Но первый серьезный экзамен на боевое применение в Афганистане машина не прошла. Если с противопульным бронированием кабины еще можно было что-то придумать, навесив, к примеру, на двери бронежилеты, то ограниченный внутренний объем кабины и ее расположение непосредственно над колесами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине. Поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, стали выводить из состава боевых частей в Афганистане. 

 «Выстрел» 
В 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ началась разработка проекта легкобронированного автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Но первым на него обратила серьезное внимание Федеральная погранслужба. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. Его разработка шла тяжело, сказался дефолт 1998 года, когда прекратилось государственное финансирование.  В 2005 году несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). Данная партия после доводки в 2008 году была выкуплена министерством обороны.  А казахи с азербайджанцами открыли у себя линии по сборке южноафриканских бронеавтомобилей «Мародер».  Кстати, весьма неплохая машина, разве что стоит где-то в районе 500 тысяч евро… Наш же «Выстрел» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО «КамАЗ». На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемета «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемета «Корд», 30-мм гранатомета «Пламя», противотанкового ракетного комплекса либо боевого модуля, включащего 30-мм пушку и вспомогательное вооружение. «Выстрел» «засветился» в ходе боевых действий на Донбассе и Сирии.  

Таинственный «Фалькатус»
Если «Выстрел» - это по большей части полевая машина, то  бронеавтомобиль Центра специального назначения ФСБ «Фалькатус» заточен для выполнения спецзадач в условиях города. Это один из новейших российских военных автомобилей, но история его создания также довольно длинная. Начали его проектировать еще в начале двухтысячных годов на заводе «АМО ЗиЛ» по заказу министерства обороны. Те же трудности с финансированием, заказчиками и т. п. Увы, из-за того, что сам завод ЗиЛ находился в крайне плачевном состоянии, перспективную разработку пришлось передать московскому ЗАО «Форт Технология», которое известно своими разработками в сфере бронезащиты и КамАЗу. Вследствие чего автомобиль встал на базе шасси КамАЗ-4911. Саму машину общественность увидела в 2015 году. По крайней мере, именно тогда она попала в камеры  видеорегистраторов на дорогах Татарстана. После «Фалькатус» мелькал в телесюжетах из республик Северного Кавказа, когда товарищи из ФСБ обезвреживали террористов. Машина получилась действительно как минимум запоминающейся. По виду это ни дать не взять «Бэтмобиль». За футуристический вид машину уже полюбили разработчики компьютерных игр, к примеру, в такой популярной «Арма-3» она фигурирует под именем «Ифрит». Кстати, интересна история имени автомобиля.  Фалькатус – это кельтский серповидный меч. Весьма грозное секущее оружие ближнего боя. Однако изначально машина проектировалась под шифром «Каратель». После до разработчиков, вероятно, дошло, что в России машину под таким именем никто не купит… И шифр поменяли на не менее благовидный «Клоп» (за его приземистый и приплюснутый вид). А уже после  фортовские нарекли автомобиль «Фалькатусом». Сведений о нем в открытом доступе немного. По имеющимся данным, броневики «Фалькатус» оснащаются дизельными двигателями ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с. Это весьма мощный, если не сказать, избыточный  двигатель для бронеавтомобиля такого класса. На таком двигателе автомобиль вполне может гнать по трассе под 200 км в час…  Броневики получили защитные кожухи колес, выполняющие функции крыльев. Передние кожухи поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с колесами. Корпус граненый, имеет длинную изогнутую верхнюю лобовую деталь с остеклением, разделенным на три части. Удлиненный «нос», закрывающий решетку радиатора, имеет стальные «клыки», предназначенные, скорее всего, для того, чтобы с ходу разбивать такие препятствия, как бетонные заборы. Двигатель и часть агрегатов трансмиссии располагаются в передней части корпуса, под капотом. Позади моторного отделения находятся места водителя и командира. Под бортовыми и кормовым окнами имеются бойницы для стрельбы из личного оружия. Возле мест водителя и командира предусматриваются открываемые вбок-вперед двери, обеспечивающие доступ в отделение управления. Позади этих дверей находятся еще две, открываемые вбок-назад. В крыше, над десантным отделением, предусмотрен круглый люк. В десантном отделении может поместиться до 10 человек. Все известные броневики «Фалькатус» получили характерную окраску. Весь корпус окрашивается в черный цвет, а лобовой лист с решеткой радиатора покрывают красной краской. Такая цветовая гамма в сочетании с необычной формой корпуса привлекает внимание к машине, а также добавляет таинственности. 

Количество показов: 352
Выпуск:  №50 (2576) от 23 декабря 2016 г.