На вечной стоянке: технические памятники Якутска

На вечной стоянке: технические памятники Якутска
Почти в каждом городе можно увидеть памятники, отражающие его историю в разные годы; посвященные людям, внесшим вклад в развитие города. В общем, в большинстве своем памятники больше связаны с конкретными лицами и событиями. Но есть такие, которые посвящены, в первую очередь, технике.
Как выяснилось, в Якутске особенно многочисленны самолеты и вертолеты, а также колесная техника: грузовики, автобусы и даже бронетранспортер.  
Труженики неба
Аэропорт – ворота города. И именно здесь установлены на вечную стоянку самолеты и вертолеты, воздушные суда, с которыми связана история Якутии и жизнь людей – авиаторов, посвятивших себя, а нередко и свои жизни в мирное время, авиации.  
Первый Ан-24 приземлился в Якутске 28 октября 1965 года. 
С тех пор эти пассажирские самолеты разных годов постройки и разных модификаций продолжают летать в небе Якутии. Невозможно подсчитать, сколько за это время «Антоновы» перевезли пассажиров и грузов; сколько налетано часов. Наверняка это будут цифры со многими нулями. Ан-24 по праву является долгожителем в небе Якутии.  
В ноябре 2012 года Ан-24 торжественно установили на территории аэропорта Якутска. Самолет был восстановлен энтузиастами, авиатехниками, причем они собирали его в свободное от работы время.   
К сожалению, первый прилетевший в Якутск Ан-24 с бортовым номером «47701» не сохранился, он разбился в горах Верхоянья. 

28 января 1970 года Ан-24 с бортовым номером «47701» потерпел катастрофу возле Батагая. На борту было 6 членов экипажа, среди которых стюардесса Светлана Игнатьева, 28 пассажиров. Никто не выжил.

Поэтому в память о первом прибывшем в Якутию Ан-24 на постамент установили другого его «собрата» с бортовым номером «47755». 
Здесь же крылом к крылу стоит другой не менее известный самолет – Як-40. Впервые этот реактивный пассажирский самолет прилетел в Якутск в ноябре 1971 года.  
Пилотам он понравился скоростью, пассажиры оценили его комфортабельный салон, а технический персонал – неприхотливость и надежность. Этот небольшой реактивный самолет мог садиться и взлетать даже с грунтовых аэродромов, что было очень кстати для Якутии.  
Как и Ан-24, Як-40 был восстановлен энтузиастами из авиатехнических служб аэропорта «Якутск» и авиакомпаний. Установлен в августе 2013 года. 

Ми-4, которого ждали все
В районе аэропорта можно увидеть вертолет Ми-4. Этот винтокрылый трудяга послужил геологам, перевозил охотников и рыбаков, доставлял врачей в оленеводческие стада, отвозил детей на учебу в интернаты. Да мало ли дел было в те времена у незаменимого Ми-4. Он был нужен, и его ждали везде. 
В небе Якутии Ми-4 впервые появился в 1955 году. Как многие помнят, на это время пришлось открытие месторождений алмазов и их промышленное освоение.  
В общем, винтокрылая машина ОКБ Миля эксплуатировалась вовсю, в основном на западе и на севере Якутии. 
Восстановленный вертолет-труженик можно увидеть возле офиса авиакомпании «Полярные авиалинии», что весьма символично. 

В память о военном братстве - Р39
Во время Великой Отечественной войны через Якутск проходила воздушная трасса, по которой из США в СССР перегонялась военная техника. В аэропорту Якутска приземлялись истребители и бомбардировщики, транспортные самолеты. В Якутске располагался штаб Краснознаменной 1-й перегоночной авиадивизии и управление Красноярской воздушной трассы, позже известной, как «АЛСИБ».  
В память о тех событиях напротив от территории аэропорта установлен американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», точнее, его реалистичная копия. Настолько реалистичная, что многим кажется, что это настоящий, сохранившийся со времен войны истребитель. 
Макет американского истребителя выполнили работники аэропорта Якутска и авиакомпаний, те самые, которые позже восстановили гражданские самолеты.
Истребитель Р-39 установлен на месте захоронения летчиков, погибших в мае 1943 года недалеко от Якутска.
Вот как упоминает об этой катастрофе кандидат исторических наук, ветеран авиации Якутии Владимир ПЕСТЕРЕВ.
«7 мая при взлете с аэропорта «Якутск» потерпел катастрофу средний бомбардировщик «Б-25» с экипажем в составе командира эскадрильи, майора Александра Марковича Бороненко, штурмана эскадрильи В. А. Шевелева, инженера-капитана, старшего инженера полка П. В. Куделина, старшего техника, лейтенанта В. А. Ференс, младшего лейтенанта А. В. Шабанова, стрелка-радиста, сержанта Г. Т. Наумова. Самолет упал на р. Лену, по которой шел ледоход. Обломки самолета найдены в 1987 г. во время обмеления реки. 
Урна с останками членов экипажа захоронена перед зданием клуба им. Гагарина, где сооружен памятник всем погибшим авиаторам 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии».        
Память о мужестве военных летчиков, о военном братстве СССР и США в борьбе с фашизмом жива до сих пор. Возле камней с выбитыми именами погибших во время перегона летчиков всегда можно увидеть памятные венки.  
       
Ми-2 в центре города 
Вертолеты можно увидеть не только в районе авиапорта, но и в самом центре города. 
В августе 2008 года на улице Лермонтова установили вертолет Ми-2. Винтокрылую машину установили у только что открывшегося развлекательного заведения с названием «Вертолет». Необычным названием, да к тому же с самым настоящим вертолетом у крыльца менеджеры ночного клуба хотели привлечь посетителей. Но через несколько лет ночной клуб закрыли, а вертолет на постаменте остался. 
Знатоки и любители авиации нашли данные об установленном вертолете: это бывший RA-23472 с заводским номером 536231079, машина 1979 года выпуска. Эксплуатантом была Национальная авиакомпания, НАК «Саха Авиа».  
С вертолетом Ми-2 связана одна из самых трагических катастроф в истории авиации Якутии.  
29 мая 1969 года при эвакуации жителей острова Кыллах Олёкминского района потерпел катастрофу Ми-2. После взлета с берега он рухнул в воду… 
Погибли 25 человек, из которых 19 были дети – школьники и дошкольники и 6 взрослых. В живых остались два члена экипажа и одна женщина. 
Самым ужасающим для родителей погибших детей было то, что выжившей оказалась воспитательница детского сада, сопровождающая в том полете маленьких детей. Пилоту и штурману, а также воспитательнице только чудом удалось избежать самосуда обезумевших родителей, чьи дети погибли у них прямо на глазах. 

ГАЗ-51: рабочая лошадка 
Нет ничего удивительного в том, что возле Якутского автодорожного техникума, бывшего ПТУ №11, на постаменте стоит грузовой автомобиль. Как говорится, профессия обязывает. Автодорожный техникум расположен на Вилюйском тракте, что тоже символично. 
Как рассказала завотделом профессиональной подготовки автодорожного техникума Раиса Артамонова, возле техникума установлен настоящий грузовик ГАЗ-51. 
- Грузовик поставили в 1995 году, но до этого его долго собирали, восстанавливали. В этом большая заслуга нашего ветерана Дмитрия Андреевича Полякова. Он работал в нашем техникуме с 1970-х годов и только в прошлом году ушел на пенсию. Вместе с ним в автотехникуме работала его супруга.
Преподаватель по устройству автомобилей Дмитрий Поляков и учащиеся автотехникума вместе восстановили ГАЗ-51 буквально по крупицам. Детали искали по всему городу: в гаражах крупных автопредприятий, пригородных совхозов. В общем, через какое-то время грузовик занял свое почетное место на постаменте возле автотехникума. 
Стоит отметить, что в ходе восстановления грузовика курсанты автотехникума заодно проходили практику по устройству автомобиля. Сколько труда было вложено в ремонт старого грузовика, видно и сейчас – мощные рессоры, задний мост, можно даже различить замки на капоте моторного отсека.  
Этот грузовик стал символом нелегкого труда шоферов во времена промышленного становления Якутии. Ведь именно в 50-е и 60-е годы ГАЗ-51 был основной рабочей лошадкой.     

БТР в городском сквере
Есть в Якутске сквер в память о погибших в горячих точках, локальных конфликтах, сотрудниках МВД республики. 
Сквер назван именем Героя России Александра Александровича Рыжикова, командира отряда милиции особого назначения, ОМОН, МВД РС(Я). Погиб в январе 2000 года в Чечне. В том бою погиб младший сержант милиции Станислав Голомарев. Он прикрывал товарищей с фланга. Награжден Орденом Мужества.      
Сквер расположен в районе улицы Богатырева, ближе к озеру. Здесь можно увидеть бюст А. Рыжикова, стенд с именами погибших сотрудников МВД: Максима Серкина, Станислава Голомарева, Федора Авдеева, Владислава Фелькер и Семена Птицына
В сквере установлен бронетранспортер БТР-60. Отметим, что раньше в сквере была установлена гаубица М-30, но сейчас ее место пустует.   

Автобус поколений 
ЯПАК решил увековечить автобус «ЛиАЗ-677», или, прозванный в народе, «сарай». 
Этот автобус колесил по всем улицам советских городов, он массово выпускался с 1967 по 1994 годы. Всего Ликинским автобусным заводом было выпущено 194 тысячи автобусов разных модификаций. Автобус оснащался автоматической коробкой передач, что обеспечивало плавность хода. 
По документам номинальная вместимость салона «ЛиАЗа», в зависимости от модификаций, составляла 67-74 пассажиров, сидячих мест было от 32 до 35, а предельная вместимость салона была от 87 до 101 пассажира. Но, как многие помнят, в салон втискивалось столько пассажиров, насколько могли закрыться двери «сарая». 
…Звон «бутылок» под полом автобуса, огромное запасное колесо в салоне, бахрома на лобовом стекле, вставленные копейки во внутреннее окно салона и надпись «Совесть пассажира – лучший контролер». 
Таким нам запомнится старый добрый «сарай», автобус «ЛиАЗ». 

Всегда на посту
В июле 2016 года ГИБДД МВД России исполнилось 80 лет со дня образования. В те дни прошло множество мероприятий, среди которых самым запоминающимся было открытие постамента на территории управления ГИБДД МВД РФ по Якутии. 
Возле здания республиканской ГАИ по Вилюйскому тракту установили патрульную машину советской милиции. В роли патрульного «борта» выступила «Волга», ГАЗ-3102.
Машина окрашена в спецокраску советской милиции, где основной цвет - лимонно-желтый, дополнительный — синий по боковине кузова. Правда, госномера патрульной машины поставили современные, с регионом «14». Проблесковые маячки на крыше или «люстра» тоже современные.

«Москвич» в Якутске
Возле здания бывшего «Тааттабанка» на ул. Орджоникидзе можно увидеть «Москвич», то ли 400-й или 401-й модели, поскольку кузов скрыт под снегом. Эта легковая машина выпускалась с 1946 по 1956 годы и была первой автомашиной в СССР, выпускавшейся для индивидуального пользования: было выпущено свыше 216 тысяч экземпляров. 
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
На вечной стоянке: технические памятники Якутска
Количество показов: 257
Автор:  Аркадий Лебедев
Выпуск:  №8 (2585) от 3 марта 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter