Оружие победы

15.05.2017 
Количество показов: 214
Бытует мнение, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне скорее числом, нежели умением. Однако вложить оружие в руки каждого солдата столь многочисленной армии — это и есть величайшее умение для конструкторов, рабочих и всех служащих тыла

Окопный «Папаша»

Техническое задание на изготовление нового пистолета-пулемета было дано Наркоматом вооружения после неудачной финской войны, где очень эффективно показали себя простые по конструкции финские пистолеты-пулеметы «Суоми».  Причем у советской армии уже стоял на вооружении пистолет-пулемет ППД-34/40, но он был дорогим и технологически сложным в производстве. Первый пистолет-пулемет Шпагина был изготовлен 26 августа 1940 года. До конца 1941 г. было изготовлено более 90 000 шт. За 1942 г. фронт получил 1,5 млн пистолетов-пулеметов. В целом до конца войны было изготовлено порядка 6 млн ППШ. Шпагин сделал пусть и не выдающееся, но в своем классе весьма достойное оружие. Вообще, ППШ был довольно типичным пистолетом-пулеметом середины ХХ века. Например, внешний вид вообще у всех ПП того времени был весьма схожий — достаточно посмотреть на немецкий МР-28, итальянскую «Беретту  М938а», «Суоми» и на тот же ППД. Особенностью ППШ было то, что большинство деталей можно было делать штамповкой на маломощном прессовом оборудовании, имевшемся практически на любом промышленном предприятии, а остальные, кроме ствола (унифицированного по каналу с трехлинейным винтовочным) — преимущественно токарной или грубой фрезерной обработкой. Также на изготовление ППШ уходило вдвое меньше времени, чем на производство его предшественника — ПП Дегтярева, значительно была снижена и металлоемкость, причем боевые качества при этом повысились. Простота его производства и позволила ему стать легендарным оружием победы. По сути, преимущества ППШ были и его недостатками. К примеру, большая емкость барабанного магазина (71 патрон) по сравнению с немецким МП-40 (32 патрона). Однако большее количество патронов значительно увеличивало вес и габариты оружия, а надежность барабанного магазина была сравнительно невысока. Высокая скорострельность, с одной стороны, приводила к большому расходу боеприпасов (за что ПП получил прозвище «пожиратель патронов»), и быстрому перегреву ствола, с другой — обеспечивала высокую плотность огня, что давало преимущество в ближнем бою. ППШ  снабжались целые роты и батальоны автоматчиков, появившиеся в составе Красной Армии  с 1942 года. К концу войны этим оружием было вооружено порядка 55% бойцов Красной Армии, и оно стало неотъемлемой частью образа советского солдата военной поры. Стоит отметить, что сами немцы весьма охотно использовали ППШ в качестве трофейного оружия, ставя его по боевым качествам выше МП38/40. Пробивное действие пули ППШ было куда выше слабенького патрона немецкого пистолета-пулемета. Считалось, что для поражения одиночного бойца-противника (ростовой мишени) при ведении огня короткими очередями из приведенного к нормальному бою оружия был необходим 1 патрон на дистанции до 100 м, 2 — на дистанции в 150 м, 3 — на дистанции в 200—250 м и 4 патрона на дистанции в 300 м. Снятый с вооружения советской армии в 1951 году ППШ-41 еще многие десятилетия массово применялся в различных военных конфликтах в Корее, Вьетнаме, Анголе, Иордании, Афганистане. На данный момент ППШ возможно приобрести как охотничий карабин для любительской стрельбы с незначительными доработками (переводчик огня подварен в положении для одиночных выстрелов, в магазине установлен ограничитель на 10 патронов).


Летающий танк

Штурмовик Ил-2 разработан в ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Это была машина, специализированная для атаки наземных целей с малой высоты. Главная особенность конструкции — применение несущего бронекорпуса, закрывавшего летчика и жизненно важные органы самолета. Броня Ил-2 не просто защищала от малокалиберных снарядов и пуль, но и служила частью силовой конструкции фюзеляжа, за счет чего удавалось достичь ощутимой экономии массы. Знаменитый «Летающий танк» имеет очень драматичную историю. Изначально самолет планировалось сделать двухместным, однако из-за слабых моторов Ильюшин не смог уложиться в тактико-технические требования и вынужден был отказаться от стрелка, прикрывающего заднюю полусферу самолета. Одноместный «Ил» стал поступать в войска накануне войны, и, хотя его эффективность против танков и автоколонн была быстро подтверждена, отсутствие защиты сзади сделало самолет абсолютно беззащитным перед вражескими истребителями. Потери в штурмовых частях были настолько велики, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику через десять боевых вылетов (вместо обычных ста). Только в июле 1942 года двухместный Ил-2М прошел государственные испытания и был запущен в серию. Из-за того, что производство брони для самолетов было налажено сразу на нескольких заводах, осуществлять контроль ее качества было очень сложно, и сваренные корпуса самолетов проверялись на наличие дефектов отстрелом из крупнокалиберного пулемета. До 1944 года в конструкции Ил-2 широко применялось дерево — при этом экономился дефицитный дюралюминий. И хотя бронекоробка отлично выполняла свою функцию, были нередки случаи, когда «Илы» возвращались на аэродром с сильно поврежденной хвостовой частью. В течение всей войны «Илы» оставались основным средством борьбы с немецкими танками. Их высокая эффективность достигалась за счет применения кассет с бомбами ПТАБ-2,5. Крошечные бомбы (Ил-2 брал по четыре контейнера с 48 бомбами) сбрасывались залпом на скопление техники. Бронебойность ПТАБ составляла около 70 мм — этого было более чем достаточно для поражения танка в крышу. Существует мнение о том, что успех в Курской битве был достигнут во многом благодаря действиям штурмовиков: немцы стали избегать скапливания своих войск, а координировать работу рассредоточенных частей было гораздо сложнее. Немцы называли Ил-2 «бетонным бомбардировщиком». За годы войны выпущено более 36 000 таких самолетов.

 

Богиня войны - «Катюша»

Наводившая на немцев хтонический ужас знаменитая «Катюша» начала создаваться еще в 1921 сотрудниками Газодинамической лаборатории Н. И. Тихомировым и В. А. Артемьевым как реактивное авиационное оружие.  Реактивные снаряды РС-82 калибра 82 мм устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153. Летом 1939 года РС-82 на И-16 и И-153 успешно применялись в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол. В 1939—1941 годах сотрудники РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. 16 июля они показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша. С весны 1942 года реактивный миномет устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6. На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии. 

Количество показов: 214
Выпуск:  №17 (2594) от 5 мая 2017 г.