Письма неизвестного автора из прошлого

08.06.2018 
Количество показов: 135
Продолжаем публикацию отрывков из писем неизвестного автора о городе Якутске и Якутском крае (начало в № 21 от 31 мая).
Письма были обнаружены в рукописном отделе Иркутского краеведческого музея среди документов Н. Виташевского, участника Сибиряковской экспедиции в Якутию (1894-1896 гг.) ученым О. В. Ионовой, дочерью политссыльного В. Ионова.

Важные исправления и дополнения
Это письма, в которых описывается город Якутск, его жители, традиции и нравы тех лет, каждодневный быт, автор также описывает животный и растительный мир и многое другое. Автора писем установить не удалось, как и того, кому они адресовались. Сам он в своих письмах указывает, что собирал записи прошлых лет, систематизировал их: «все наблюдения не имели ни единства, ни порядка, разбросаны были и там и сям отрывочно, на лоскутках бумаги; нужно было их обобщить, собрать в одно целое». 
Судя по всему, письма адресовались кому-то в Центральную Россию, и сам автор, видимо, приехал в Якутскую область оттуда же. Об этом говорят употребляемые в письмах слова: «их», «в том краю» и другие. Также по некоторым явлениям можно установить и время, когда были написаны письма. Так, автор называет количество жителей Якутска того времени – 6 100 душ обоего пола. Эти цифры близки к данным 1895 года: в городе тогда насчитывалось 3 506 мужчин и 2 691 женщина. 
Признаемся, в прошлом номере мы допустили неточность – неизвестного автора писем отнесли к политссыльным. Но оказалось, он не из политических. В письме нет ни единого упоминания или намека на то, что он политссыльный, отбывает ссылку в далекой Якутии. Иначе тон писем был бы другой. 
«Попавши со скамьи семинарской в свет, я дал себе слово поближе и покороче познакомиться с каждым местом своего житья, и вот (я) в Якутской области 8 лет внимательно всматривался в жизнь, ее условия и обстановку; вслушивался в суждения опытных старожилов, сверял мнения и отзывы их с действительностью». 
В приводимых ниже отрывках из писем стиль и орфография автора сохранены. 

О происхождении якутов. Народная версия  
Любопытную версию о происхождении якутов приводит неизвестный автор в своих письмах.
«Якутск, по всей вероятности, получил свое название от жителей, обитающих в этих местах во время покорения русскими. Но кто же якутов назвал якутами?
Для разрешения настоящего вопроса сначала обращусь к истории этого края. Сахалар – так зовут себя якуты – и теперь составляют ветвь турецкого племени в Сибири, и жили они первоначально в верховьях реки Енисея у северо-западных берегов Байкала. Оттуда мало-помалу они поселялись по реке Лене и ее притокам. Весьма вероятно, в этой новой стране они пришли в столкновение и смешение с тунгусами, бродившими между Енисеем и Леною, и получили от них название эко, переиначенное русскими в слово «якут». Надобно прибавить, что и теперь тунгусы называют якутов «яхно» и «якуб» – словами по звучанию очень близкими к «якут». 
Между якутами существует также предание о появлении первых русских людей выше Якутска в 330 верстах на речке Якубде (выделено нами - ред.), впадающей с правой стороны. 
Задолго до появления русских предки нынешних якутов начали селиться с этого места, и потомки их вот что говорят: «Давно, давно два русских человека на одной берестяной лодке приплыли с верховьев р. Лены, остановились при устье речки Якубды, впадающей выше Якутска в 330 верстах, и встретились с сахаларами (так в письме - ред.).
У новопришельцев не было никакого оружия, кроме ножей и двух музыкальных инструментов, устроенных таких образом: у одного на тоненьких дощечках натянуты были две медных проволочки – струны – это, вероятно, балалайка, а у другого маленький железный органчик – между якутами и в настоящее время в большом употреблении подобного рода инструмент. Русские люди говорили по-якутски очень худо, так что только по намекам сахалары догадывались, о чем идет разговор. 
Пришельцы каждый раз утром и вечером, ставя на восточную сторону крест и икону, молились Богу и по окончании молитвы крест и икону клали себе на грудь и хранили там в особо устроенных из дерева маленьких ящичках. 
Сначала якуты не подходили близко к русским и покушались даже убить; но, смотря на их хорошее житье и ласковое обращение, слушая, как русские больно приятно играли в свою музыку, туземцы рассудили между собой, что, верно, пришли к ним добрые люди, и потому стали звать к себе в юрты, заставляли там играть, петь и плясать, причем показывали гостям свои луки и стрелы, намекая этим, что, мол,  бойтесь нас, мы сильны, убьем. 
Между тем русские не показывали даже и тени робости и трусости. Сахалары, знакомясь немного и видя храбрость и неустрашимость, спросили русских: «Какие вы люди, как ничего не боитесь?» Пришельцы отвечали: «Мы лучше вас».
Якуты, исказив слово «лучше», назвали русских «лучи», переименованное со временем в «нучи». Вот почему и теперь мы всех русских зовем нучами. 
Взамен того гости спросили хозяев: «Какие вы люди?» «Мы саха и сахалары», - отвечали хозяева. «Напрасно вы так себя зовете, - говорили русские, - ваше название нехорошее, так как сохатый есть дикий зверь. Вы же люди, мы так звать вас не будем, а назовем якутами, потому что встретили вас впервые на реке Якубде». 
Пришельцы, пробыв две зимы, выведали у туземцев все их обычаи и узнали также, что за кангаласским камнем – большой мыс выше Якутска 24 версты – и около него живут богатые саха, они имеют много скота, рыбы и прочего, по праву сильного богатые отбирают хороших жен у бедных и заставляют последних жить кое-как, в нищете или у себя в услужении и работах. По этой причине все сахалары жили в постоянной между собой вражде, ссорах и драке, единодушия и единовластия не существовало. 
Новопришельцы, отправившись в осеннее время промышлять зверя, скрылись от сахаларов совершенно, и летом уже явилось много русских на больших лодках, остановившихся у кангаласского камня». 
Здесь необходимо отметить, что автор привел в своих письмах услышанную от самих жителей Якутска версию о происхождении якутов, о первых русских. Данная версия, скорее всего, носит бытовой характер.
Что касается Кангаласского камня, «большой мыс выше Якутска 24 версты», то здесь нет ошибки автора писем. Просто надо вспомнить, что первым местом остановки русских землепроходцев была местность напротив нынешнего Намского улуса, где сейчас расположен Музей дружбы, основанный Д. К. Сивцевым-Суорун Омоллоном. 
Следующий отрывок из письма, где описывается история происхождения якутов, более известная и распространенная.     
«Предками нашими в самой глубокой древности, как из словесных преданий известно, были два человека, один Омогой из братских – монголов и бурят, а другой Элей – из татар. Они, по известности, были хорошей породы – из князей, отправились для приискания свободной и полезной к поселению своему земли и нашли таковую здесь по удобности и хорошему местоположению, немедленно отправились обратно и вывели потом из мест пребывания свои семейства, пригласив с собою и ближних родственников и своих людей. Таким образом, приплыв на плотах сверху реки Лены в здешний край, населили оный и сделали полезным для потомков своих. 
Предки наши делали в старину высочайшему престолу и Отечеству без малейшего сопротивления не малые пользы, найдя тунгусов, привлекли их также под высочайший скипетр и оному подчинили без всякого противоречия через заселение и приобретение предками нашими выгодных для расширения Российской империи земель. 
Впоследствии, по мере заселения, построены по Якутской области многие города, крепости и в оных святые храмы Божие, потом и мы, познав истинного Бога, приняли христианскую веру и в своих селениях построили храмы Божие, а потому населяемые ныне нами земли считаются нашими природными».     


Продолжение в следующем номере  

Количество показов: 135
Выпуск:  №22 (2651) от 7 июня 2018 г.