Письма из прошлого-2: Что выращивали в дореволюционном Якутске

22.06.2018 
Количество показов: 56
В сегодняшней рубрике – окончание публикации писем неизвестного автора о Якутске и горожанах, о жизни, традициях и быте жителей Якутской области.
В приводимых отрывках из писем вы узнаете, какие овощи выращивали горожане и крестьяне в окрестностях города Якутска.

Письма из прошлого
В середине 1950-х годов письма обнаружила ученый, историк Ольга Всеволодовна Ионова, дочь известного в Якутии ссыльного, этнографа В. Ионова. Как и отец, О. В. Ионова посвятила себя науке, изучению народов, этносов. 
Подлинные письма неизвестного автора о Якутске начала 20 века она обнаружила в рукописном отделе Иркутского краеведческого музея. Что интересно, автора писем установить так и не удалось, как и того, кому они адресовались.  
В 2007 году найденные письма были впервые опубликованы в журнале «Якутский архив». Изучением писем и подготовкой их к публикации в те годы занимался ведущий научный сотрудник Национального архива РС(Я) А. А. Калашников.

О земледелии
«Земледелием занимаются весьма немногие, и то в самом незначительном, даже, можно сказать, ничтожном размере. Особенно в последние годы по причине засухи, неурожая и недостатка семян. 
Весна там начинается обыкновенно с 15 мая и развивается скоро, растения, травы и цветы растут неприметно, быстро и созревают при благоприятных условиях до наступления холодных ночей и утренников, начинающихся большей частью с 1 и 15 августа, а потому на хорошей земле  и при благоприятных обстоятельствах земледелие без больших усилий может приносить немалую пользу, особенно если при этом удобрять поля навозом, в котором там нет недостатка и который без всякой пользы везде разбрасывается или напрасно уносится Леною в Ледовитый океан.
Тамошние земледельцы действуют без больших затей, без всяких хитрых систем и соображений, а просто на удачу, как большей частью сибиряки делают везде: вспахивают землю сохой, разбивают комки бороной, бросают семена, заборонивают их и ждут хлебушка, сложа ноги на печку. 
Преимущественно сеют ячмень и пшеницу, частью рожь и ярицу, затрачивая на засев одной десятины (1,9 га, прим. ред.) от 10 до 12 пудов семян (1 пуд – 16,3 кг.), платят за распашку от 3-4 руб.; за уборку хлеба - от 4-5 руб. Конечно, работник должен иметь содержание свое, а не хозяйское, равно и обрабатывать землю своими инструментами и лошадьми. В хорошие годы пуд семян приносит сам 30, 35 и даже 40 прибыли – как видите почвы… и климат здесь совсем не благоприятный для земледелия, особенно если заняться сим последним хорошенько, с усердием; наверно, тогда меньше бы стали нуждаться в привозном хлебе и реже прибегать к запасному магазину». 

О хлебе насущном
«Вообще, собственного хлеба недостаточно для продовольствия края, а потому он приправляется мукою, а частью зерном в летнее время на барках крестьянами, купцами и казною с верховьев р. Лены. Иногородние торговцы хлебом большею частью распродают его в тоже время, и жители запасаются каждый по возможности и достатку. Казна же отпускает из запасных своих магазинов хлеб круглый год по цене стоимости с наложением процентов на погашение расходов при сплаве по р. Лене. Надобно сказать правду, что если бы казна не имела хлеба в достаточном количестве и не снабжала бы им, то привелось бы положить зубы на полку или платить баснословную цену спекуляторам, как нередко приходится платить зимою и весной 2 р. 30 коп. и 3 руб. за пуд пшеничной муки, купленной на ярмарке  от  94 коп. до 1 руб. 40 коп., два рубля на рубль – это обыкновенные проценты тамошних передовых торговых лиц, да и то при нужде скажут им спасибо, что продали, - нельзя же все довольствоваться ржаным хлебом, захочется иногда и пшеничного. 
  
Что выращивали в дореволюционном Якутске 
В следующем отрывке из письма мы узнаем, что выращивали горожане и крестьяне в окрестностях города Якутска в начале 20 века. Оказывается, и в те далекие времена якутяне выращивали дыни и арбузы, достигающие весу до 6 фунтов (2,7 кг).    
«Огородничество также не считается жителями полезным предметом промышленности, и они занимаются им почти исключительно для домашнего употребления. Из овощей разводят картофель, репу, редьку, морковь, свеклу, капусту, брюкву, огурцы, а в парниках дыни и арбузы.
На продажу же огородные растения в последние годы большей частью привозились из соседних селений, особенно населенных старообрядцами и крестьянами, частью в начале осени приправлялись из г. Киренска.
В прежние годы приплывало из г. Киренска иркутской губернии с овощами по четыре и по пять паузков, ныне же вовсе почти не стали плавать.
Уменьшение привоза овощей из Киренска дает право заключить, что торговцы верховьев р. Лены находят или безвыгодным, или излишним сплав своих огородных произведений в Якутск. 
При этом надобно сказать, что огородничество с поселением старообрядцев и скопцов с каждым годом умножается, и нет никакого сомнения, что с течением времени при благоприятных обстоятельствах эта отрасль промышленности разовьется и принесет существенную пользу, особенно если настоящие труженики также будут деятельны, усердны и хлопотливы, как были доныне. Время покажет, посмотрим, что будет.            
Садоводство по суровости климата и по краткости лета едва ли может достигать своей цели, да и то разве в том случае, когда сад будет состоять из самых обыкновенных растений и деревьев, в пространном же смысле садоводство совершенно бесполезно, так как иноземные, чужие деревья и растения вообще не могут быть удобно и с пользой акклиматизированы в Якутском крае, северном и холодном, от быстрой и несвойственной им перемены, разве с помощью теплиц может выйти что-нибудь. Но, к сожалению, на такого рода занятия нет и охотников и едва ли из теперешних жителей и найдутся, да и не стоит». 

Вместо чаепития в саду – прогулки в поле 
«Жители Якутска, за исключением весьма немногих, каких-нибудь двух, много уж трех лиц, не имеют при своих домах садиков с деревьями, да и иметь их, кажется, боятся, следуя тому предрассудку, что будто если завести сад, то непременно умирает хозяин дома.    
Домохозяева не знают удовольствия в летнее время погулять и напиться чаю под тенью своих деревьев, в своем любимом, доморощенном садике, как это нередко делается в других местах. Зато с наступлением весны и теплого времени весьма многие из обывателей города каждогодно перебираются со всем своим домашним скарбом жить во время лета на заимках, устроенных вблизи города, на свежем и здоровом воздухе; многие также, особенно в день праздничный, выезжают из душного города в гости к своим родным и знакомым, проживающим на заимках, или просто отправляются погулять в поле, посреди обновившейся и веселой природы, подышать ее нежным и ароматическим воздухом».

«О луговодстве (разумею до сим собственно травосеяние и поливание лугов) не имеют и понятия, да и не для чего, а пользуются только той травою, какую бог даст и вырастит сама земля. Лугов вообще мало, сено же для скота обыкновенно косится большей частью на островах расположенных около проток Лены. Острова эти при проходе реки постоянно затопляются водой, а потому травы на них родятся частью хорошие. В хорошее время сена бывает вдоволь и продается дешево. Время сенокошения начинается всегда с Прокопьева дня, иногда и ранее. Но в последние годы вследствие постоянных засух травы родятся плохие, сена собирается меньше, а потому многие чувствуют в нем недостаток, отчего цены поднялись почти вчетверо и более».   

Количество показов: 56
Выпуск:  №23 (2652) от 14 июня 2018 г.
Комментарии