Как переписывали якутян в 18-м веке. На носу очередная всероссийская перепись

02.03.2020 
Количество показов: 864
О том, сколько людей жило в Якутии после присоединения к Российскому государству, ценную информацию в основном содержат материалы ясачных сборов. Но они отрывочны. И поэтому на более поздние времена приходится начало своеобразного демографического взрыва местного населения. В то время, в 18-м веке, переписи проводили более качественно, 
с охватом широких слоев населения. 
В этом материале рассмотрим, сколько людей тогда жило в Якутии, какой национальности, где проживали. 

Весьма интересную научно-популярную информацию о демографии Якутии подготовил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС(Я) Андриан Борисов. Его работа публиковалась в научно-популярном журнале «Якутский архив» № 3 за 2002 год. Сейчас этот журнал не найти, статьи нет в Интернете, и поэтому считаем, что читателям будет весьма интересна данная работа. 

СКОЛЬКО БЫЛО И КУДА МИГРИРОВАЛИ

На начало 18-го века основным населением края были якуты (не менее 85%). На основании подсчета ясакоплательщиков численность якутов на начало 18-го века было 28 тысяч 260 человек. На протяжении столетия продолжалась их миграция по территории современной Якутии и за ее пределы. Из Центральной Якутии переселялись на Олекму, Вилюй, Оленек, Анабар, в низовья Лены, бассейн Яны, Индигирки, на Оймякон, Колыму, отдаленные притоки Алдана и даже далеко за пределы современной территории Якутии, например, на побережье Охотского моря. 

В конце 17-го века на Вилюе и Олекме якутов было 1750 ясакоплательщиков, а всего 7000 человек. В начале 18-го века на Яне, Индигирке и Колыме оказалось 3200 якутов. То есть на далеком Севере проживала почти половина якутов, чем на Вилюе и Олекме. К причинам такого переселения, кроме чисто экономического характера, добавляются ясачный гнет и административное давление. Первая ясачная комиссия, проводившаяся в 1766–1769 гг., положила конец массовым переселениям. С этого времени любая отлучка с места жительства разрешалась только при наличии специального «билета», выдаваемого властями. 
 
По переписи 1732–1734 гг. было выявлено 15 660 ясакоплательщиков в основном в центральных волостях. В эти годы в Майском, Усть-Янском, Колымском, Алазейском и Зашиверском зимовьях якутов не было зарегистрировано, а к 1736 г. там появляются ясакоплательщики из числа якутского населения. По данным 1736 г., в Усть-Вилюйском зимовье тунгусского населения не осталось, остались одни якуты.
«Следует согласиться с тем, что ясачным сборщикам было практически невозможно охватить всех способных платить ясак якутов», — отмечает Андриан Борисов. В частности, в ясачные книги могли не попасть многие из категории зависимого населения, в том числе, воспитанники, рабы и др. Их хозяева были заинтересованы скрывать реальное количество слуг, чтобы меньше платить ясак. Имелась возможность утаивать и количество своих домочадцев. 

ЮКАГИРОВ ПОГУБИЛА ОСПА 

По данным переписи, в конце 1790-х годов плативших ясак юкагиров было 664, а общее количество — 2665 человек. К катастрофическому сокращению их численности привела эпидемия оспы 1692–1693 гг. Согласно выпискам из ясачных книг, в 1723 г. в Усть-Янском зимовье осталось 25–30 юкагиров. Данные ясачной книги 1738 г. о численности колымских и алазейских юкагиров свидетельствуют о том, что население не увеличивалось. 

Волостей было 35. Вое­вода Головин посылал служилых людей «по всем якуцким улусам описывать якутов». Но имеющиеся материалы относятся лишь к трем волостям, где перепись начинали, но не завершили вследствие убийства переписчиков. 

Заключительным аккордом в истории проведения первой в Якутии переписи явились события в день 2 марта 1642 г. когда «вся Якуцкая земля изменила новой власти», т. е. начались восстания и бунты. 

Перепись начинали в Борогонском улусе. Борогонский якут Манчак показал на следствии, что он принимал участие в убийстве переписчиков Ефрема и Алексея Гнутого. Всего в этой волости тогда убили семерых служилых людей. К бетунцам и оспекцам переписчики не попали, т. к. их убили на пути к ним. (Иванов В. Н. Перепись 1642 г. в Якутском уезде. Якутский архив. Сб. статей и документов).

Воевода Галкин прибыл в Намский улус 1 февраля и остановился у князца Мымаха. Тогда же он (Галкин) распространил слух, что едет на Вилюй, видимо, с целью рассеять подозрения. Но в ту же ночь о предстоящей переписи узнал Ника, сын Мымаха. 

На другой день, собрав рано утром якутов, Галкин, «почал писать их якутов государь велел описывать». Затем он объявил распоряжение воеводы Головина о том, что отныне населению запрещается без особого разрешения продавать и покупать скот, бить его на собственное потребление. Это до того насторожило население, что все прежние горечи оказались пустяками по сравнению с надвигающейся бедой. Среди населения распространился слух, будто бы воевода Головин собирается отнять у якутов скот и разделить между служилыми людьми. 

В Одейском улусе перепись провел Галкин. Перепись здесь началась 9 февраля 1642 г. и закончилась через три дня. 
«Одейцы через Безжегуса Ортуева, ездившего в острог, получили подтверждение «у русаков». Последние передали якутам слух о переписи в сгущенных красках, будто люди Головина перебьют всех якутов, а их скот разделят меж собой (РГАДА.Ф.1177, Оп.1.).

Количество показов: 864
Выпуск:  №7(2738) от 28 февраля 2020