Известия о победе над фашистской Германией вызвали всеобщее стихийное ликование. " /> 1945: Самый грандиозный Ысыах в Якутии

1945: Самый грандиозный Ысыах в Якутии

26.06.2009 
Количество показов: 665
Известия о победе над фашистской Германией вызвали всеобщее стихийное ликование.
(Начало см. в № 47)

В будущем ничего подобного такому выплеску положительных эмоций в масштабе всей страны не было, разве что нечто похожее происходило после полёта Юрия Гагаринав космос.

Ысыах Победы

Строгости военного времени начали постепенно ослаблять. С июня людей стали отпускать в отпуска. С 6 июня 1945 г. возобновились автобусные перевозки в Якутске. Правда, пока автобусы ездили лишь с центра города до Сергеляхских дач с 6.30. утра и до 19.00., в выходные - с 8.00. до 20.00., о чём и объявили в газетах и по радио. И самое время было хорошенько подготовиться к проведению ысыаха.

15 мая 1945 г. по якутскому радио вышла в эфир передача "В помощь колхозным комиссиям по проведению ысыахов". Статья товарища Макарова "Опыты проведённых в 1944 году ысыахов". 18 мая 1945 г. эту статью опубликовали и в газете "Кыым". Заместитель начальника управления по делам искусств Макаров в ней впервые порекомендовал провести во время ысыахов традиционные алгыс и кропление кумысом, ранее порицавшиеся как религиозные обряды. Заблаговременно были отпечатаны мини-листовки с праздничными девизами, в том числе и с призывом поднять первый чорон с кумысом за здравие Сталина.

Заведующий агитпропотдела Якутского обкома Захаров предписывал агитаторам, что они должны обратить особое внимание на пять направлений: разъяснение вклада Якутии, района, колхоза в Победу; "научную" пропаганду; организацию художественной самодеятельности; "национальный спорт"; массовое изготовление кумыса как "целебного средства".

Учитывая благоприятный опыт 1944 г., было решено совместить проведение ысыаха с работой агитбригад. Кроме того, в районы были командированы 19 поэтов и писателей - Семён Данилов, Николай Заболоцкий, Софрон Данилов, Николай Мординов и другие. Уделили внимание поиску старой кумысной посуды и изготовлению новой, так как в 1944 г. не хватало кубков-чоронов и кумыс иногда пили из общей посуды.

Ысыах Победы прошёл, как и в 1944 г., весьма организованно и удачно. В каждом районе имелись свои особенности. В Сунтарском районе успешно прошла выставка фотографий фронтовиков-орденоносцев и ударников труда. В Чурапчинском районе много народу собрали соревнования по прежде малоизвестному волейболу и выступления самодеятельности детского дома. В Нюрбе "вызвали всеобщее восхищение" работы художников-любителей: картины, чороны и даже портреты Сталина.

Перестраховщики

Но были и случаи перестраховки. Заведующий агитпропотделом Сунтарского райкома Степан Николаев докладывал, что "В оформлении и в процессе проведения ысыаха не было ничего излишнего и мистически религиозного", и что отказались "от заклинания ("алгыс) с коленопреклонением, вспрыскиванием кумыса, поднятием тоста за "всевышнее"... которые рекомендованы в статье... т. Макарова". Николаев даже добавил: "Надо отметить, что т. Макаров этой статьёй вместо помощи хотел путать порядок в организации ысыаха".

В то же время алгыс и другие ритуалы, предписываемые древними канонами ысаыха, в других районах были проведены без всяких сомнений. Ысыах прошёл даже лучше, чем в 1944 г. "Трудящиеся района, вдохновл ённые победой и подготовкой к празднику, досрочно рассчитались с государством по обязательным платежам, перевыполнили план подписки на заём, а колхозники всю подписную сумму внесли сразу", "Первый чорон с кумысом был поднят за товарища Сталина и за Победу", "сев произведён за шесть дней".

Такого рода реляции приходили в Якутский обком из многих районов. Особенностью празднеств 1945 г. было то, что в местностях, где преобладало эвенкийское население, и не было традиций ысыаха, провели свои праздники в эвенкийском национальном стиле и оленьи бега. Однако в Томпонском районе при проведении эвенкийского праздника "hэбдьэк" чувствовалось влияние ысыаха: были традиционно якутские соревнования в прыжках в длину на длинную дистанцию "куобах" ("заяц", обеими ногами и с размахом руками) и "кылыы" (прыжки на одной ноге), и в перетягивании палки. В Тимптонском районе впервые были проведены политические доклады и концерты самодеятельности на эвенкийском языке.

В дни празднования ысыаха был всё же зафиксирован случай антисоветской агитации, причём весьма творческой. Стручков Иван (1907 г. рождения, саха, беспартийный, грамотен, семейный, колхозник, инвалид) "во время проведения национального праздника "ысыах" в колхозе "Красная Тропа", 18 июня 1945 г. выступил с песней, где восхвалял жизнь при царской власти, воспевал о тяжёлой голодной жизни колхозного крестьянства и опошлял колхозный строй". Стручкова приговорили к 3 годам лишения свободы, но приняв во внимание инвалидность и наличие малых детей, амнистировали по указу от 7 июля об амнистии в честь Победы над фашистской Германией.

Вообще в 1945 г. власти не без оснований были как никогда уверены в своей силе и незыблемости социалистического строя. Разве мог какой-то поющий инвалид быть серьёзной угрозой?

Отстаем от Калмыкии, равной по площади одному улусу

Ысыах праздновали на официальном государственном уровне до конца правления Н. С. Хрущёва. При Брежневе же он стал как бы неформальным праздником. Но в хрущёвские времена было всё же кое-что сделано ради поддержки производства кумыса - одного из главных элементов ысыаха.

3 июня 1963 г. было принято постановление Совета Министров ЯАССР "О мерах по увеличению производства кобыльего молока и кумыса". Руководителям колхозов и совхозов рекомендовалось (а не предписывалось) организовать кумысные фермы (не менее 30 кобыл в каждой), массовое приготовление кумыса, в т. ч. и для поставки лечебным учреждениям и торговым организациям.

5 июня 1963 г. Совет Министров ЯАССР установил закупочные и сдаточные цены на кобылье молоко, сдаваемое государству колхозами и совхозами: 49 копеек за 1 кг, розничная цена на кумыс из кобыльего молока - 60 копеек за 1 кг, на кумыс из коровьего молока - 18 копеек за 1 кг.

Ещё раньше, при Ойунском, в 1933 г. приняли постановление о регулярном приобретении кумыса для детского туберкулёзного санатория в селе Баяга, для Покровского санатория и Республиканской больницы. Для крестьян, выпускавших кумыс, предусматривали налоговые льготы, обязательный медосмотр, обучение правилам гигиены и им бесплатно выдавали мыло и белые халаты. Уже тогда прекрасно понимали, что кумыс - отличное средство при лечении туберкулёза, гастритов, язв желудка, холециститов и множества других болезней.

Ничего подобного после 1991 г. правительство Якутии так и не приняло. Впрочем, совсем недавно Государственное Собрание (Ил Тумэн) собиралось принять республиканский закон о производстве кумыса, предусматривавший льготы для крестьянских хозяйств, содержащих кобыл и выпускающих целебный напиток. Но, как на грех, грянуло уголовное дело спикера Соломова и принятие нужнейшего закона затянулось...

Что в итоге? Постановление Совмина ЯАССР 1963 г. благополучно забыто. Республика отстаёт в производстве кумыса не только от Монголии и Казахстана, но и от Башкирии, Татарстана и стыдно сказать - даже от маленькой Калмыкии, равной по площади одному якутскому улусу.

В центре Якутска днём с огнём очень сложно, и даже почти невозможно купить бутылку кумыса. Даже из коровьего молока. Между тем, в Алма-Ате даже в советские времена были так называемые "кумыс-хана", то есть кафе, где подают кумыс. Высококачественный кумыс продавали даже в буфетах ЦК КПСС.

А у нас ныне выросли уже целые поколения, не знающие вкуса благотворного и целебного напитка, который пили столетиями их предки. Несомненно, это влияет плохо на здоровье населения Якутии...

Более того, складывается даже совершенно анекдотичная ситуация, подобная заблуждениям древних летописцев...

...Хан Батый вопросил: - Пьёшь ли ты кумуз, чёрное молоко, наше питие? Князь Александр Невский отвечал: - Досель есмь не пил, но ныне ты велишь, и я пью. Батый возрадовался: - О, да ты уже наш, татарин!

Так описывал церемонию кумысопития древний новгородский хронист. Почему светлейший кумыс превратился у него в "чёрное молоко", ведомо одному Богу. А посланник папы римского Вильгельм Рубруквис писал, что "греки опасаются пить кумыс, считая, что выпив его, утратят христианскую веру".

Вместо древних заблуждений теперь процветают отговорки и оправдания: мол, производство кумыса в Якутии убыточно, сложно и трудно.

Конечно, трудно. А как же? Уж куда проще купить новый джип, открыть очередной ресторан или круглосуточный магазин, построить сто первый торговый центр... Оно, знаете, как-то привычнее...
Количество показов: 665
Источник:  Национальный архив РС (Я)
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 49 (1758) от 26.06.2009 г.