Гунны и якуты

30.07.2012 
Количество показов: 2396
Развернувшаяся с подачи Виталия Обедина дискуссия о том, являются ли гунны (сюнну) предками якутов, нуждается в научной аргументации.
Поэтому даем развернутую историографическую справку, чтобы читатели сами могли убедиться в разработанности темы.

Желающие отрицать гуннские истоки якутской нации пусть спорят с признанными научными авторитетами и с данными генетических исследований.

Сначала необходимо определиться с племенными названиями (этнонимами) и именами (антропонимами).

Этноним «Сюнну» (в китайских хрониках – 匈奴, в английской транскрипции – «Siunnu») из-за положенной священником Иакинфом (Н.Я.Бичуриным) традиции в русской исторической литературе обычно употребляется как «хунну». Сюнну в Европе стали известны как «гунны».

Имя сюннского шаньюя (правителя) Модуна у Иакинфа также звучит иначе: он долго искал и нашел близкое монгольское созвучие «модо» – «лес» и стал писать как «Модэ».

На самом же деле, в китайских хрониках антропоним легендарного сюннского шаньюя звучит как «Маодунь». Если учесть особенности китайского произношения («Лондон» они выговаривают как «Лаондон», «Москва» – как «Маосква»), то подлинное звучание Маодунь - Модун. Историки обращали внимание на близость этого антропонима к якутскому слову «модун» («могущественный»).В знак уважения Иакинфу, в советской и российской исторической науке до сих пор часто используются введенные им названия и имена, в частности, хунну и Модэ.

Подробно о терминах «хунну» и «сюнну» есть классический труд К.А.Иностранцева «Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А.С. Енукидзе. Труды туркологичекого семинария. Л., 1926. Лучше Константина Александровича до сих пор никто так обстоятельно не разбирал все нюансы терминов сюнну, хунну и гунны.

1. Истоки

1.1. В 1935 году профессор А.Н.Бернштам выдвинул и обосновал идею о хуннском происхождении якутов.

Он писал, что якуты в древности составляли часть хуннского объединения. Якутские слова «тойон» и «сюнэ» считал хуннскими. Причем термин «сюнэ» («грозный», «величественный») он напрямую связывал с племенным названием «сюнну».
Источник: Более подробно вы можете ознакомиться с этой темой в труде Бернштам А. Н. Изображение быка на бляхах из Ноинулинских курганов. Журнал «Проблемы истории докапиталистического общества», № 5 – 6, 1935.

1.2. Позже, в 1937 году в своей ставшей потом широко известной монографии «Ураангхай-сахалар» Г.В.Ксенофонтов также обосновывал связи между хуннами и якутами.
Источник: Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Иркутск, 1937, стр. 106.

2. Дальнейшее обоснование

2.1. В 1970 году новый толчок к обоснованию этногенетической близости сюнну и якутов дал сенсационный в свое время вывод профессора судебной медицины А.Д.Григорьева, что волосы хуннских шаньюев из ноин-улинских курганов и волосы современных якутов идентичны.
Источник: Никифоров И. Волосы гуннов преподносят сюрпризы.  Журнал «Химия и Жизнь», №11, 1970, стр. 53, 54.

2.2. В 1975 году известный ленинградский исследователь орнамента народов Сибири С.В.Иванов обосновал выдвигавшиеся другими учеными выводы о хуннских истоках якутской культуры. Ранее об этом утверждали У.-К.Йохансен еще в 1954 году и академик С.И.Руденко в 1962 году.
Источники: Johansen U. Die  Ornamentik  der  Jakuten.  (Wegweiser  zur  Volkerkunde,  Heft 3.)  Hamburg: Hamburgische Museum  fur Volkerkunde  und  Vorgeschichte,  1954.
Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л.: 1962, табл. XXXIX, XLI.
Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов. Сборник: Якутия и ее соседи в древности (Труды Приленской археологической экспедиции). Якутск, 1975, стр. 174-183.

2.3. В 1983 году близость конструктивных приемов якутских погребальных сооружений к хуннским обосновала Р.И.Бравина. Потом практически во всех своих монографиях на эту тему она приводила все новые и новые аргументы в пользу своей концепции.
Источник: Бравина Р.И. Погребальный обряд у якутов как историко-этнографический источник XVII – XIX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., 1983, стр. 18.

2.4. В 1985 году лингвистический анализ хуннских и якутских слов провел Е.С.Сидоров и обосновал их близость.
Источник: Сидоров Е. С. Этюды по сравнительно-исторической лексике якутского языка. Журнал «Советская тюркология». 1985, № 3, стр. 53-63.

3. Генетическое обоснование

3.1. Несомненно, окончательную точку в концепции о хуннских предках якутов положили генетические исследования.

В этом большая заслуга становящейся всемирно известной в своей отрасли якутского генетика С.А.Федоровой. Ее многочисленные (уже свыше сотни, причем почти половина – на английском языке) статьи и монографии убедительно доказывают наличие древнего хуннского компонента в составе якутов.

С 2002 года начались углубленные исследования структуры генофонда якутов, накоплен большой массив данных, позволяющий сделать обоснованные историко-генетические реконструкции.
Источники: Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Якутск, 2008.
Этническая геномика якутов (народа саха): Генетические особенности и популяционная история. Коллективная монография. М., 2009.

3.2. В 2010 году был сделан четкий вывод, что якутский гаплотип «С3* 15-12-15-Х-13-29-24-10-11-13 совпадает с гаплотипами из захоронений древних хунну (сюнну) в секторе С некрополя Эгийн-Гол (ок. 2 тыс. лет назад). Дополнительным аргументом в пользу наличия генетической связи якутов с древними хуннами является гаплотип из захоронения 84.1 (сектор В некрополя Эгийн-Гол) с характерным для якутов N1c1 значением числа повторов в локусе DYS392 = 16».
Источник: Адамов Д.С. Заметки о гаплогруппах Y-хромосомы якутов. Журнал «The Russian Journal of Genetic Genealogy» (Русскаяверсия), Том 2, № 1, 2010.

4. Позиция классических историков

4.1. Помимо узких специалистов, интересно мнение общепризнанных в тюркологии историков широкого профиля.

В 1993 году академик А.И.Гоголев в своем фундаментальном труде «Якуты» привел большое количество доказательств в пользу концепции о хуннских предках якутов.
Источник: Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск , 1993.

4.2. В Бурятии таким же общепризнанным авторитетным историком является профессор П.Б.Коновалов.В 2010 году под его редакторством вышла коллективная монография «Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье)», в котором хуннские истоки якутской нации обосновываются на широком привлечении разнообразных доказательств.
Источник: Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Коллективная монография. Улан-Удэ, 2010.

5. Выводы

Мы привели всего несколько работ из сотен трудов на тему о хуннских истоках якутской нации.

Думается, и этого достаточно, тем более генетические исследования неопровержимо свидетельствуют о том, что в составе современных якутов есть несомненный древний хуннский компонент.

Образно говоря, по кровеносным сосудам якутов течет капелька крови хуннских шаньюев (правителей), похороненных в раскопанных археологами знаменитых курганах, что доказывается химическим составом их волос и их гаплотипами, а значит, возможно, и капля крови самого Модэ (Модуна).
Количество показов: 2396
Выпуск:  № 58 от 27.07.2012 г.