Как Якутск готовился к атомной войне

15.12.2009 
Количество показов: 1384
В любом современном городе есть оборонительные сооружения, сохранившиеся до сих пор.
Нет, это вовсе не крепостные стены, а бомбоубежища. Они мало заметны среди городского пейзажа, но являются свидетелями глобальных событий, повлиявших на жизнь людей даже в самых далёких и провинциальных населённых пунктах.

Как до нас фашисты пытались «дотянуться»

Самое первое бомбоубежище сделали в Якутске к сентябрю 1941 года, в районе поликлиники № 1, находившейся в деревянном двухэтажном доме напротив Института космофизики. Соорудили его по постановлению Совнаркома ЯАССР и Якутского обкома «О порядке подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и об организации групп самозащиты» от 22 августа 1941 года.

В далёком от фронта Якутске бомбоубежище построили, ожидая нападения Японии, союзницы фашистской Германии. Но после налёта на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года и начала войны японцев с американцами постановление уже не спешили выполнять. Про бомбоубежища не вспоминали ещё долго, хотя фашисты и пытались «дотянуться» до нашего глубокого тыла.

В 1942 году обезвредили диверсантов, высаженных в Северном Казахстане и на Урале. Затем два немецких гидросамолёта безнаказанно сфотографировали порт Диксон на арктическом побережье соседнего Красноярского края. Лёгкие одномоторные «Арадо» периодически приводнялись и заправлялись топливом из всплывавших «дойных коров» – немецких подводных лодок, имевших вместо торпед цистерны с горючим и пресной водой.

Но этот локальный успех не принёс врагу большой пользы. От появления германских самолётов восточнее Урала нас спасла… недальновидность Гитлера, не догадавшегося организовать массовое производство тяжёлого бомбардировщика «Фокке-Вульф-
200 Кондор» с огромной дальностью полёта.

10 августа 1938 года за 24 часа и 56 минут такой самолёт совершил перелёт из Берлина в Нью-Йорк. Немногочисленные «Кондоры» воевали с англо-американскими караванами в Атлантическом океане. Кстати, после войны несколько этих замечательных самолётов стали нашими трофеями и летали в советской полярной авиации, проводя ледовую разведку по Северному морскому пути, в том числе и над Тикси.

Шесть убежищ города

Новый виток фобии перед нападением с воздуха, уже вполне обоснованной, появился в начале 1950-х годов. Образован блок НАТО, началась война в Корее, и Соединённые Штаты из прежнего союзника превратились во врага. Возросла и угроза применения против нас ядерного оружия. После многочисленных нарушений советского воздушного пространства на западе СССР, американцы стали прощупывать наши восточные территории.

В 1952 году американский самолёт нарушил советскую границу над Верхоянским районом и Чукоткой, сбить его не сумели. В тот год в Корее китайские войска (Мао был еще нашим союзником) перешли в генеральное наступление против американцев. Отвлекая янки, китайцы затеяли артиллерийские перестрелки через Тайваньский пролив, якобы собираясь высадиться на острове Тайвань, последнем прибежище Чан Кай Ши.

Советский горнострелковый корпус на Чукотке, при обострении обстановки, вместе с китайцами мог вторгнуться через Берингов пролив в штат Аляска. Американская авиация сбрасывала над Западной Украиной и Прибалтикой и оружие для бандеровцев и «лесных братьев», и разведчиков и диверсантов. Ожидалось, что их будут забрасывать и к нам. Поэтому позаботились и о повышении бдительности населения на востоке.

Вскоре после нарушения наших воздушных рубежей у Верхоянского района и Чукотки появился фильм «Следы на снегу», где впервые в кино, попавшем в массовый прокат, задействовали якутских актёров. В нём вражеский самолёт сбросил на парашюте диверсанта и его поймали с помощью якутских охотников. Но вскоре выяснилось, что опаснее не шпионы, а ядерный удар. Советская противовоздушная оборона пока была ещё слаба.

5 июля 1956 года американский самолёт-разведчик U-2, стартовав из Западной Германии, безнаказанно пролетел над Германской Демократической Республикой, Польшей, Белоруссией и над Москвой, сфотографировав через противотуманные фильтры оборонные заводы в Раменском, Королёве, Филях и Химках. И бомбоубежища, как средство пассивной обороны, стали сооружать по всей стране.

В Якутии выяснилось, что глубокие убежища, выдерживающие ударную волну и тепловое излучение ядерного взрыва, строить невозможно из-за вечной мерзлоты.

Во время Второй мировой войны в эпицентре пожаров от термитных и фосфорных бомб температура возрастала до 1000... C. При ядерном взрыве было «горячее» в 2-3 раза, органические материалы просто испарялись. Подземные стены бомбоубежища из-за моментального таяния мерзлоты превратились бы в жидкую грязь…

Выход нашли в строительстве убежищ насыпного типа. Глубина их могла и не доходить до слоя мерзлоты, зато массивная земляная обваловка, с железобетоном внутри, защищала очень хорошо. Поверх прочного железобетонного перекрытия насыпали землю. Применялся фортификационный цемент марки «600» (цемент в блоках КПД и домов 112-й серии имеет марку «200»). В кубометре железобетона было 90 килограмм стальной арматуры, больше, чем в укреплениях знаменитой линии Маннергейма. Такие сооружения стоили дороже подземных укрытий в западной части СССР. Тем не менее, в конце 1950-начале 1970-х годов в Якутске построили шесть сохранившихся до сих пор убежищ:
  1. всем известное убежище на улице Губина,
  2. на территории ЯКСМК (Якутского комбината строительных материалов и конструкций),
  3. в районе Института мерзлотоведения,
  4. у Детской городской клинической больницы № 2,
  5. на территории ЯГРЭС,
  6. на территории военно-космической части в районе ДСК.

Противогаз для младенца и вода с рельс

Все бомбоубежища были снабжены ФВУ (фильтро-вентиляционными установками), дизелями, запасами топлива и медикаментов. Внутри некоторых из них уложили рельсы, а на них установили вагонетки (применяемые в котельных для подвоза угля). При угрозе ракетно-ядерного нападения в них, в запас для укрывшихся людей, набирали воду. Вагонетки могли также использовать как контейнеры для отходов, для изготовления раствора, обезвреживающего радиоактивные и отравляющие вещества, бетона для укрепления треснувших стен бомбоубежищ. Словом, вагонетка оказалась вещью почти стратегического значения.

Создали и запасы консервированной донорской крови (инспектировать их приезжал даже генерал медицинской службы из Москвы). Приготовили резерв противогазов и противогазовых камер-капсул для младенцев. Одеть на малого ребёнка противогазную маску – целое дело, он может её снять в самое неподходящее время. А в камеру-капсулу маленького человечка можно засунуть полностью. Вот только менять пелёнки проблематично.

Кстати, запасы противогазов для взрослых и младенцев хранятся на особых складах МЧС в Якутске до сих пор. Мало ли что?

Предчувствую, что у читателей возникает вопрос: а хватило бы всего шести бомбоубежищ на всех жителей Якутска? Отвечаю: не хватило бы. Но это не означало, что в случае атомной войны население города бросили бы на произвол судьбы. В «угрожаемый период» граждане, не занятые работой в организациях и предприятиях, полезных для обороны, подлежали эвакуации в сельскохозяйственные улусы.

В Якутске должны были остаться лишь военные, медики, спасатели, связисты, авиаторы, строители и другие граждане, имеющие профессии, полезные на войне. Прочие, особенно дети и пенсионеры, вывозились с помощью автобусного предприятия ЯПАП-1 и специально созданной для этого автоколонны 13-66, известной до сих пор под странным названием «дикая дивизия».

Опыт по эвакуации людей, бесполезных в длительной экстремальной ситуации, был накоплен ещё во время Отечественной, при вывозе горожан из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. На работу в автоколонну 13-66 брали исключительно военнообязанных водителей, желательно отслуживших в армии по специальности. Их задачей был вывоз не только людей, но и материальных ценностей и продуктов для эвакуируемых.

Но возникает ещё один вопрос: так ли уж был для американской военщины важен Якутск как цель для ракетно-ядерного удара? Об этом мы поговорим во второй части статьи.

Продолжение следует.
Количество показов: 1384
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 97 (1807) от 11.12.2009 г.