Трудности и успехи ликбеза

21.07.2010 
Количество показов: 426
Ликбез, то есть ликвидация безграмотности – одна из важных задач Советской власти ещё со времён гражданской войны. Но настоящее развитие ликбез получил во время Первой пятилетки.
Развивающаяся промышленность требовала не только людей, умеющих расписываться в ведомости о получении зарплаты и читать инструкции по технике безопасности. Нужны были более обширные знания.

Почему сгущёнку придумали не в России

Кроме всеобщего ликбеза, был ещё и «ликбез технический» – ликвидация технической безграмотности с целью добиться того, чтобы взрослые работники знали, что такое электричество, как работает двигатель внутреннего сгорания, паровое отопление, телеграф, телефон и радио. Эти знания на уровне 5-7 классов обычной школы тогда были настоящим откровением.

Ликбез в сочетании с коммунистической пропагандой был очень эффективен. Советская власть приобретала, таким образом, множество сторонников. Ещё бы, взрослые мужчины и женщины, нередко имеющие уже совершеннолетних детей, а то и внуков, заново открывали для себя мир. Кроме ликбеза технического были и ликбезы агротехнический и ветеринарный. Крестьяне с удивлением узнавали о существовании микробов, которых показывали через микроскоп.

Один из первых таких уроков в Якутии провели ещё в 1922 году во время гражданской войны. Фельдшер Георгий Трифонов читал местным жителям и красноармейцам в осаждённой белыми Амге лекции «Заразные болезни и их происхождение», с показом препаратов через микроскоп. Несмотря на большую скученность, гарнизон и сельчане, благодаря медицинскому ликбезу, избежали вспышки сыпного тифа и построили новую общественную баню, мобилизовав местных женщин на стирку одежды, и даже проводили «недели чистоты». Сейчас, конечно, верится с трудом, что народ у нас был такой тёмный. Но в том была не его вина.

19 августа 1827 года император Николай I издал указ, запрещавший принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В этом указе были и такие слова: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет». Царь имел в виду, что неграмотность народа – гарантия от распространения революционных учений. Правда, некоторые советники Николая I пытались его убедить открыть хотя бы сеть специальных сельскохозяйственных школ. Но получили отказ.

Через 29 лет, в 1853 году американец Гейл Борден запатентовал рецепт изготовления сгущённого молока. У него не было полного среднего образования, но он закончил сельскохозяйственную школу в своём штате, нечто вроде американского ПТУ. Поголовье молочного скота в Российской империи тогда было больше, чем в США, однако сгущёнку придумали не в России…

Количество, превратившееся в качество

Образование при царях, хотя его давали в совершенно недостаточном количестве учебных заведений, было очень качественным. В церковно-приходских школах обучали даже азам астрономии. Более того, социальный статус учительства был очень высок. Учитель носил мундир и шпагу, его зарплата была достаточно велика, а директор гимназии или реального училища именовался «его превосходительство». Как генерал. Но обучение всюду было платным и недоступным простому народу.

Всё изменилось при Советской власти к Первой пятилетке. Открылась большая сеть школ и ликвидационных пунктов – мест для обучения грамоте взрослых людей в рамках программы ликбеза. В помощь учителям на краткосрочных курсах стали готовить ликвидаторов – людей, обучающих грамоте в рамках программы ликбез и не обязательно бывших учителями по профессии. Может быть, качество образования в СССР и уступало уровню Российской империи, но зато оно уверенно превосходило его по количественному показателю. Из количества затем родилось качество, позволившее нам первыми запустить спутник Земли, взлететь в космос, построить первый атомный ледоход и добиться других успехов.

Наша страна в 1940 году только закончила «битву за 7 класс», из школ вышли первые выпускники, завершившие обязательное семилетнее образование. Тогда же в стране появилось первое и пока малочисленное поколение людей, имевших полное среднее образование в 10 классов. Так что грамотеев пока было маловато. Ещё велико было количество совершенно неграмотных людей.

К 5 июля 1940 года в Таттинском районе было, например, 13 рядовых коммунистов, не умевших читать и писать. Даже к декабрю 1942 года, несмотря на непрерывные усилия по ликвидации безграмотности, в ЯАССР насчитывалось 7 500 неграмотных. Сложность была и в том, что нужно было нести дополнительные расходы в связи с необходимостью изготовления учебников на русском, якутском, эвенкийском и юкагирском языках.

Учить читать и писать полагалось в первую очередь призывников и военнообязанных, при необходимости – обучать русскому языку. К 1 сентября 1942 года Горному, Оленёкскому и Анабарскому районам, где всех взрослых людей научили читать и писать, были торжественно вручены Государственные акты о завершении ликвидации неграмотности. Однако в остальных районах таких успехов добиться не удалось, и график ликвидации безграмотности к 1 сентября 1942 года смогли выполнить лишь на 50%. Люди практически без выходных были постоянно заняты на сверхурочных работах, весеннем севе, сенокосе, уборке урожая и на других неотложных работах, поэтому учиться было просто некогда.

Польза ликбеза

Наркомат просвещения ЯАССР в 1944 году официально признавал, что появилось даже такое понятие, как «вторичная неграмотность». Это означало, что взрослый человек, когда-то выучившийся читать и писать, вновь забывал буквы и становился неграмотным.

Отмечалось, что она бывает «частичной» и «психологической». Чаще всего «частичная неграмотность» наблюдалась среди бойких и одарённых от природы людей. Они сохраняли умение читать, но разучивались писать, ведь для закрепления письменных навыков нужно было постоянно упражняться, часто что-то писать. «Психологическая» же неграмотность появлялась от того, что люди просто забывали, как правильно писать буквы и складывать их в слова на бумаге. Иногда «психологически» вторично неграмотный человек бывал весьма уважаемым в коллективе работником, многое умеющим делать руками. И он просто стеснялся рецидива неграмотности, избегая заполнения самых простых документов, вроде нарядов и элементарных отчётов. Типа, «очки забыл, плохо вижу».

Упражняться в письме было часто не на чем и нечем. Причиной тому был бумажный дефицит, поразивший всю республику. В учреждениях стали писать на обрезках обоев, оборотной стороне старых документов и папиросной бумаге. Ближайшие к Якутску колхозы вынужденно использовали для заполнения отчётности длинные узкие обрезки бумаги, меняя их в Якутской типографии на молоко и сено.

Даже в Совете народных комиссаров ЯАССР на 25% сократили потребление бумаги, упразднили второстепенные журналы, бланки и ведомости, все документы стали печатать двусторонними и через 1 интервал. По данным Архива МВД РС (Я), в декабре 1943 года была установлена месячная норма бумаги для каждого отдела НКВД ЯАССР, в том числе и для отдела милиции города Якутска – всего 2 килограмма (это всего-то 4 пачки современной офисной бумаги) и 30 листов копировальной бумаги.

Дефицит хорошей бумаги по всей стране был вызван переводом всей производимой целлюлозы на выпуск артиллерийского пороха. Даже в армии офицеры, призванные из запаса, одно время носили вместо офицерских книжек партийные или комсомольские билеты с особыми отметками. Солдаты должны были беречь красноармейские книжки, а заключённые – пропуски для бесконвойного хождения, так как их делали из низкосортной газетной бумаги. Стоило хорошенько вспотеть, и такая бумага просто расползалась…

Однако война показала великую пользу ликбеза. После 1945 года Генеральный штаб Красной Армии проанализировал информацию о безвозвратных потерях. И оказалось, что чем больше было классов образования у человека, тем больше у него было шансов выжить в кровавой мясорубке войны. И не только из-за того, что грамотных могли использовать в штабах и в технических родах войск. Грамотные солдаты отличались склонностью к анализу обстановки, лучше знали инструкции по применению тяжёлого оружия, оставались в живых, потому, что могли прочитать донесение, выйти из окружения, ориентируясь по дорожным знакам и надписям.

Кстати, среди выпускников учебных заведений Якутии наибольший процент выживших был среди людей, закончивших Якутскую Национальную военную школу и Педагогический техникум (ныне Педагогический колледж № 1).
Количество показов: 426
Источник:  Использованы материалы Национального архива РС (Я) и Архива МВД РС (Я)
Выпуск:  Выпуск № 52 от 16.07.2010 г.