Человек труда эпохи Сталина

06.05.2011 
Количество показов: 549
Свершилось! Президент Медведев впервые после 1991 года наградил в Кремле лучших рабочих и в советском духе сказал о важности человека труда и профессий, в которых «работают руками».
Раз уж такое случилось, не было бы лишним вспомнить, как организовывали труд в советское время. Но не во времена брежневского «застоя», а в эпоху Сталина. Не идеализируя ее, нужно всё же согласиться, что много чего из тех лет было бы полезно и сейчас.

«Болото», колонны и фаланги

Про знаменитое стахановское движение и сейчас, по сути дела, мало что известно. Находятся люди, искренне считающие, что рабочие тогда выкладывались на работе, получая взамен лишь почётные грамоты и фото на доске почёта. А был ведь и неплохой материальный стимул, так называемая «прогрессивка», или прогрессивная система оплаты труда, при которой за выполнение плана свыше 100% применялся особый коэффициент оплаты. При выполнении плана до 150% выплачивалась полуторная зарплата, свыше 150% – двойная, свыше 200% – тройная. Выполнявших план на более чем 200% называли «двухсотниками» и «двухсотницами». А были даже и «трёхсотники» и «трёхсотницы».

Однако тогда понимали, что все работники не могут поголовно стать стахановцами, и для экономики страны важно, чтобы все трудящиеся, не хватая звёзд с неба, стабильно и каждый месяц могли выполнять план работ на 100%. Для этого применялась оригинальная методика морально-психологических стимулов.

«Болото» – так назывались площадка или склад для временного хранения автомобиля, двигателя, самолёта или иной сложной техники, которую не успели по вине сборочной бригады или отдельного рабочего полностью укомплектовать деталями или механизмами. «Болото» подготавливалось для того, чтобы из-за оплошности сборщиков не останавливать конвейер. С воспитательными целями на каждую недоделанную машину устанавливали флажок с указанием названия проштрафившихся бригады или конкретного рабочего, что считалось тогда большим позором.

Фаланга, или колонна, – так называли производственное ударное объединение, существовавшее одновременно с бригадами и появившееся впервые на строительстве Беломорканала. Состояло оно из 250-300 заключённых, которые выполняли полный комплекс работ на закреплённом за колонной участке. Скорость и качество труда поощрялись особенным пайком и сокращением срока лишения свободы в случае регулярного досрочного выполнения работ. Работать в фаланге было очень тяжело, поэтому туда принимали только физически сильных и здоровых заключённых.

Второе название фаланги – колонна – между прочим, сохранилось и доныне, как и её организационное назначение. У нас до сих пор существуют различные предприятия, именуемые «Мехколонна», «Дорожно-строительная колонна» и т. п. Их предназначение – быть универсальным подразделением, способным самостоятельно выполнять абсолютно весь цикл работ на своём участке. Разумеется, в нынешних колоннах работают уже не заключённые.

БРИЗ за рацпредложения

Во всех крупных предприятиях имелись забытые ныне БРИЗы – Бюро рационализаторства и изобретательства, специальные сводные органы, организованные в 1930-1960-е годы на каждом крупном предприятии и организации. В бюро обязательно входили главный инженер, один из руководителей и несколько самых опытных рабочих (специалистов), при необходимости привлекались экономисты и бухгалтеры. БРИЗ принимало заявки рационализаторов и изобретателей, оценивало ожидаемый от них экономический эффект, проводило испытания и принимало решение о внедрении нововведений в производство или о доработке и выдаче премии. Все решения БРИЗ оформлялись протоколом. Вот вам примеры.

В 1942 году бригадир старателей из Тимптонского района Иван Андреевич Передреев внедрил «сдвоенную отпарку бойлером золотоносной породы», увеличив количество подачи руды из шахты в 2 раза. За своё рацпредложение он был награждён премией в 2000 рублей и хромовыми сапогами.

12 февраля 1945 года работники Якутской пристани Овчаров Г.Г. и Тарасюк Ф.Г. получили премию по 335 рублей за усовершенствование «механических ножниц для резки гвоздей и электродов». Прежняя стоимость резки 1 кг гвоздей была равна 76 копейкам, с учётом того, что на этих массивных ножницах вручную работали три человека. Дневной нормой резки гвоздей было 60,48 кг. Внедрение рацпредложения (подсоединение электромотора) позволило работать с ножницами всего одному рабочему со скоростью резки за 1 час 8,64 кг гвоздей (3,6 кг прежде) и 17,88 кг электродов (прежде 7,2 кг). Стоимость резки 1 кг гвоздей снизилась до 24,4 копеек, экономия за смену исчислялась в 14 рублей 66 копеек, а за 1 год – в 4 393 рубля.

В июле 1952 года мастеру Якутского речного порта Степанову В.В. за рационализаторское предложение «Плавучий угольный причал», давшее возможность ускорить «бункеровку судов и разгрузку барж без применения ручного труда» и значительно сократить работы по установке механизмов и постройке мостков, выплатили 1000 рублей «за счёт эксплуатационных расходов по содержанию плавбункера». Список такого рода изобретений и рацпредложений, появившихся в Якутии, можно продолжать долго.

Когда учёба – тяжелейший труд!

Студенчество теперь воспринимается кое-кем как беззаботное продолжение юности ещё на пять лет. Но при Сталине студентам приходилось напрягаться, учёба считалась трудной работой. В некоторых вузах был так называемый «школьный метод обучения». Он отличался от современных методик тем, что освоение пройденного материала строго спрашивали уже через два дня, а то и через день. Разумеется, такой метод мог применяться только при наличии настойчивых преподавателей, не ленившихся углублённо заниматься со студентами, и вряд ли применим сейчас. Современным преподавателям проще без конца проговаривать лекции, а мысль о том, что нужно готовиться к семинарам или лабораторным занятиям через день (три раза в неделю - о, ужас!), бросает иных в холодный пот.

В технических и сельскохозяйственных вузах был ещё и «бригадный метод». Основывался он на том, что если хотя бы один студент не мог сдать зачёт, то зачёт не ставился всей группе. В таких условиях в жизни студенческой группы важную роль, кроме старосты и комсорга, играл так называемый «академический уполномоченный» – один из лучших студентов, обязанный следить за успеваемостью других, заниматься с отстающими, решать с преподавателями вопросы о дополнительных занятиях, пересдаче зачётов и экзаменов.

Студенческая жизнь была милитаризована. Во всех вузах существовали военные кафедры. Большое внимание уделялось выработке выносливости, в армии было ещё мало техники и много приходилось передвигаться пешком. Практически каждый студент раз в году пробегал «ворошиловский бросок» – лыжный марш-бросок на 25 км, часто по пересечённой местности, с полной выкладкой (шинель, каска, винтовка, боеприпасы, сапёрная лопатка, фляга, противогаз, вещмешок с полевым пайком и котелком) весом в 20 кг. Совершался он обычно в составе отделения, взвода, роты. Прохождение дистанции засчитывали по прибытию к финишу последнего
бойца подразделения, поэтому отстающих и выдохшихся тащили на ремнях.

А были ещё и «тимошенковский кросс» – лыжный переход с полной выкладкой на 100-120 км и «марш-бросок по японской системе» – изнурительный летний марш-бросок на дистанцию не менее 10 км с оружием и полной выкладкой, когда последние 5 км бежали в противогазах и с одновременным проведением стрельб боевыми патронами. Офицеры военных кафедр бегали вместе со своими студентами. Лет через 30-40 представить себе почтенного майора или подполковника, показывающего пример, как нужно бегать в противогазе, стало уже очень сложно.

Будем надеяться

Сложно представить и многое другое из сталинского времени в наши годы и в наших условиях. Конечно, если сразу и без подготовки устроить студентам СВФУ «ворошиловский бросок», то их мамы завалят ректорат жалобами на издевательство над детьми. Но что мешает возродить систему тех же БРИЗов и «болот»? Дело это более простое, нежели возрождение достижений «двухсотников» и «трёхсотников» (чему помешает скупость работодателей, саботаж бухгалтеров и лень самих работников).

Будем надеяться, что новое, являющееся хорошо забытым старым, будет внедряться, хоть и помаленьку, и начиная с Кремля…
Количество показов: 549
Выпуск:  Выпуск № 33 от 06.05.2011 г.