Недавно прошел никем незамеченный 70-летний юбилей - 20 июня 1939 года Дорожным управлением при СНК ЯАССР в Якутске была открыта первая автоматическая бензоколонка. " /> Юбилей бензоколонки

Юбилей бензоколонки

10.07.2009 
Количество показов: 816
Недавно прошел никем незамеченный 70-летний юбилей - 20 июня 1939 года Дорожным управлением при СНК ЯАССР в Якутске была открыта первая автоматическая бензоколонка.
"СОЦИАЛИЗМ - ЭТО УЧЕТ"

Автоматическая - это не значит, что к автомобилю подбегал служитель в фирменном комбинезоне со шлангом, как то было уже в тридцатые годы во Франции или в США. Просто приборы бензоколонки автоматически учитывали количество выдаваемого бензина. Всё правильно, "Социализм - это учёт", - как говорил В. И. Ленин. Бензоколонка была единственной в городе, но длиннющих очередей к ней не возникало, поскольку автомобилей в Якутске было ещё немного. К тому же приезжали они заправляться строго по графику.

К 1 января 1937 г. в Якутской АССР имелось 130 грузовиков и 2 легковые автомашины. На всю республику было лишь 3 автомастерские и 12 гаражей, из которых два "с бензиновыми разделительными устройствами", то есть с цистерной, отделённой от боксов несгораемой каменной, бетонной или кирпичной стенкой-брандмауэром. В то время на бензоколонках, количество которых было невелико и во всём Советском Союзе разрешалось закупать топливо впрок бочками, но при этом нужно было предъявлять документы о наличии на предприятии вышеназванной цистерны с брандмауэром и разрешение пожарной инспекции.

Правительство Якутской АССР не имело избыточного количества автомобилей. В конце 1936 г. к гаражу Совета народных комиссаров Якутии было приписано всего четыре (!) автомашины. Иные наркомы (т. е. министры) ездили на персональных лошадях, кто сам верхом, а кто и в экипаже с кучером.

В 1939 г. автопарк увеличился. По данным старшего инспектора ГАИ УРКМ (Управления рабоче-крестьянской милиции) НКВД ЯАССР, в 84 предприятиях и организациях в Якутске имелось 210 автомашин ЗИС и 236 автомашин ГАЗ. Качество бензина того времени было низким, как и его октановое число, достигавшее, по разным сведениям, отметки 40-45.

Современный АИ-76 казался бы в 1930-1940-е годы верхом совершенства. Но расход бензина в довоенном Якутске был велик, хотя в городе не было пробок. Во всём были виноваты дороги. Из-за их состояния скорость в 35 км/час в Якутии в пределах населённых пунктов тогда считалась уже лихачеством. Конечно, автомобили тех лет могли развивать и более высокую скорость, особенно легковые. К тому же на кадрах кинохроники ещё 1930-х годов даже неспециалисту видно, как по улицам Москвы автомашины мчатся с обычной ныне скоростью 50-60 км/час. Правда, в Якутске было знаменитое чурочное покрытие, после революции оно появилось не только на центральных улицах города. Но были и улицы, где вообще не было даже гравийной отсыпки. Так, судя по сообщениям прессы тех лет, машины часто застревали в грязи на улицах Нагорная и Салтыкова-Щедрина.

"ИУДЕЙСКАЯ МАСТИКА"

Положение с благоустройством улиц улучшилось в середине 1930-х годов. С 1936 г. началось мощение Октябрьской улицы (ныне проспект Ленина), затем улицы Красной молодёжи (ныне Аммосова) с выходом на улицы Чернышевского и Дзержинского. Всё это было связано с принятием Генерального плана застройки и развития Якутска. Работы прервались с началом Отечественной войны, но были возобновлены с 1944 года.

Чурочная мостовая была идеально приспособлена для гужевого транспорта: лошади не сбивали ноги о дерево, которое ещё и поглощало большую часть шума от цоканья копыт. Применению асфальтового покрытия мешало распространённое до конца 1950-х годов заблуждение о том, что в условиях Якутии невозможно применять асфальт, ибо он покроется широкими трещинами в первую же зиму.

Асфальт вообще имеет южное происхождение, и в России им, под названием "иудейская мастика", покрывали улицы вначале только в черноморских городах и на Кавказе. Первое время были даже сомнения - стоит ли далее асфальтировать улицы в Москве, когда даже в тамошнюю мягкую зиму дорожное покрытие 40 раз замерзает и оттаивает? Что уж говорить о якутской зиме...

ДРОВЯНОЕ ТОПЛИВО

Топливная проблема в Якутске осложнилась с началом Отечественной войны. Много автомобилей было передано частям Забайкальского военного округа. Затем машины передавали ещё и наземным подразделениям ВВС, обеспечивающим перегон американских самолётов из Аляски.

Во время войны прекратилось движение маршрутных автобусов из-за необходимости жёсткой экономии бензина. Ещё в тридцатые годы ближайший к Якутии нефтеперегонный завод был в Самарской области и завоз топлива в республику обходился очень дорого.

В ЯАССР после передачи машин с бензиновой топливной системой в войска ЗабВО, часть оставшихся автомобилей начали переоборудовать в газогенераторные. Газогенератор работал так: продукты сгорания твёрдого топлива при ограниченном доступе воздуха превращались в горючий газ, поступали в очиститель, уменьшавший количество сажи, и в охладитель, а затем - в смеситель, где происходило смешение с воздухом. Полученная рабочая смесь поступала уже в карбюратор. Газогенератор с фильтром и прочими сопутствующими агрегатами занимал четверть кузова. Если с собой брали дополнительное топливо (дрова, уголь), то кузов был забит уже наполовину.

Для нужд военных такой грузовик не подходил из-за малой мощности и недостаточного запаса хода. Грузовик ЗИС-5 на одной "заправке" дров мог проехать всего 70-90 км. Считалось, что "использование для автомобилей местного твёрдого топлива является в ряде районов СССР весьма целесообразным: снижается стоимость работы автомобиля, создаются условия для широкого развития автотранспорта в районах, отдалённых от нефтяных месторождений". Но ЗИС-5 и ГАЗ-42 становились весьма неустойчивыми и склонными к опрокидыванию на поворотах из-за возвышавшегося за кабиной газогенератора с топливником, забитым дровами или углём.

Постановление Совета Народных комиссаров СССР № 1616 от 1 октября 1942 года предписывало оснащать газогенераторный автомобиль бензиновой топливной системой только с особого разрешения. Нарушителей этого требования обязывали привлекать к уголовной ответственности по статье 109 УК (злоупотребление властью или служебным положением), угрожавшей лишением свободы до 6 месяцев. Такая строгость была вызвана необходимостью в экономии бензина.

Исход Сталинградской битвы был тогда ещё не ясен, и были обоснованные опасения, что немцы отрежут страну от Бакинского нефтяного района, единственного тогда существенного источника нефти в Советском Союзе.

БЕНЗИНОВЫЙ ГОЛОД

Аварийность во время войны, несмотря на малое количество автомобильного транспорта, была довольно значительной. И не только в Якутии. В одном из районов Алтая после мобилизации автомобилей в армию, осталось всего две машины: вездеход секретаря райкома партии и бензовоз. И их водители умудрились допустить столкновение своих автомашин, оставив целый район на некоторое время без автотранспорта. Самыми ненадёжными местами, где часто происходили дорожно-транспортные происшествия, были участок Вилюйского тракта (подъем и спуск на въезде) и поворот на Табагу Покровского тракта. Наиболее часто аварии происходили из-за того, что неопытные водители в этих местах не справлялись с управлением неустойчивого газогенераторного грузовика.

Значительная часть бензина, завозимого в ЯАССР, тратилась для обеспечения перегона американских самолётов из Аляски. И в целях экономии всю войну в Якутии все автомобили ездили на смеси из 50% бензина и 50% керосина. Иногда доля керосина достигала даже 70-80%. Запускали двигатели на такой дикой смеси весьма оригинальным способом. Сперва заливали в бак бензин из бутылки, заводили двигатели, и пока бензин не выработался, заливали доверху керосин. От этого мотор кряхтел, выпускал клубы чёрного дыма, но потом начинал работать более-менее равномерно. Конечно, со временем портились клапаны.

Дефицитность бензина даже влияла на характер "автомобильных" преступлений. Угнанную автомашину, использовав её при перевозке краденных вещей (или при побеге) потом просто бросали, не пытаясь даже снять с неё детали, ибо сбывать их было и трудно, и опасно. Частных автомобилей практически не было, рынок автозапчастей был сугубо государственным. Но из угнанной машины непременно похищали топливо. Смесь бензина и керосина вполне подходила для использования в керосиновых лампах. От опасности взрыва бензина избавлялись, растворяя в нём соль (не вздумайте повторять в современных условиях, октановое число современного бензина высоко!).

Первая бензоколонка исправно работала всю войну. В победном 1945 году надобность в экономии бензина отпала. С 6 июня 1945 года возобновились автобусные перевозки в Якутске. Правда, пока автобусы ездили лишь с центра города до Сергеляхских дач, с 6.30. утра и до 19.00., в выходные - с 8.00. до 20.00., о чём и было объявлено в газете "Социалистическая Якутия" и по радио. Автобусы уже ездили на нормальном бензине АИ-45.
Количество показов: 816
Источник:  Использованы материалы Национального архива РС (Я)
Выпуск:  Выпуск "Эхо столицы" № 53 (1762) от 10.07.2009 г.