Якутский казачий полк: Без романтики и перспективы. Часть II

12.07.2011 
Количество показов: 1060
В первой части статьи было рассказано о трудной жизни якутских казаков, весьма далёкой от романтического образа казачества.
Якутский казачий полк к XX веку уже давно не являлся опорой монархии, как донские и кубанские казаки. Причиной тому были бедность многих его чинов и непомерно большие обязанности, возлагаемые на них.

Казаки - революционеры и казаки - забастовщики

Служба рядовых казаков усугублялась ещё тем, что до 1905 г. их часто использовали под видом службы в качестве прислуги: истопниками, курьерами, посыльными, и даже для выпаса коров, у которых доили молоко для губернатора. Строптивых наказывали. В Вилюйске казак Бубякин отказался топить печи у мирового судьи, за что отсидел под арестом 4 дня.

Власти Якутской области старались побудить казаков служить лучше с помощью моральных стимулов, стараясь привить им мысль об исключительности казачьего сословия. В 1912 г. начали изыскания в областном архиве с целью выявить потомков казаков, завоевавших Якутию в XVII веке. Чем они закончились – неизвестно, но при губернаторе Крафте стали регулярно отмечать полковой праздник. Несмотря на усилия властей, чины полка сочувствовали революционной пропаганде, хотя в самой Якутии они открыто не присоединялись к революционерам. Из числа якутских казаков, примкнувших к революционному движению, известны Ипполит Попов, Николай Брусенин и Иннокентий Попов. Первый стал агитатором во время Ленского расстрела, был ранен и арестован. Второй – не служил в полку, а работал на Сибирской железной дороге и был арестован в 1906 г. в Иркутске за революционную агитацию. Иннокентия Попова поймали при распространении листовок в Якутске в 1906 г.

Серьёзных мер для улучшения положения якутских казаков не последовало. Поэтому после революции 1905 г. признаки недовольства появились и среди них. В феврале 1905 г. многие вилюйские казаки отказались нести службу. В Вилюйск спешно выехали вице-губернатор и атаман полка, уговорившие «забастовщиков» продолжать службу. Губернатор Булатов сделал им уступку, запретив употреблять казаков как прислугу. Вилюйская казачья команда затем продолжала худо-бедно нести службу, успокоившись лишь на время. В начале 1907 г. вилюйские казаки на сходе потребовали разрешить свободный выход из казачьего сословия, увеличить жалование в 4-5 раз и сократить срок службы. В марте того же года сход верхоянских казаков вручил проект реформы полка в виде наказа выборщику члена Государственной Думы от Якутской области. В наказе предлагалось: выдавать казаку при поступлении на службу пособие для покупки амуниции; увеличить порционные (т.е. на питание) деньги до 50 копеек в сутки; назначить пособие в 36 рублей в год вдовам, сиротам и отставникам-инвалидам; отменить охрану казаками соляных стоек, денежных кладовых и хлебных магазинов, наняв для этого частных лиц; установить срок службы в 6 лет, с 21 года, а не с 16 лет. Требования иногда были противоречивы – одновременно предлагали увеличить паёк до 24 пудов муки и отменить его выдачу, увеличив взамен жалование.

Хотим земли, но казаками быть не хотим

В начале августа 1907 г. в Якутске открылся съезд представителей команд и администрации Якутской области с целью выработки проекта реформы полка. Представители команд предложили …полное упразднение казачества в Якутии как сословия, но с сохранением за бывшими казаками их земель. Ещё они хотели создать казачий банк, получив суммы, равные затратам на трёхлетнее содержание полка, освобождения от воинской повинности и уплаты податей на 15 лет, увеличение размера земли казаков после расформирования полка до 30 десятин на человека. Но единства в требованиях казаков опять не было. Многие казаки Вилюйской, Охотской, Верхоянской и Колымской команд не желали полного упразднения казачьего сословия в Якутии, ибо земли у них были бедные и жили они лишь на казённое жалование. Лишь малая часть чинов этих команд, чувствовавших себя материально обеспеченными, желали расказачивания.

Упразднения казачества хотели и чины Якутской и Олёкминской команд, владевшие лучшими землями полка. Губернатор Крафт поддержал требования о свободном праве выхода из казачьего сословия, но был против расформирования полка, заявив, что это лишь ухудшит экономическое положение казаков.

Радикальные требования казаков, особенно об увеличении земельных наделов, не удовлетворили, объяснив это тем, что казна понесла большие убытки во время войны с Японией и революции 1905 г. Приемлемого решения на съезде так и не выработали. Казачьи команды ещё долго переписывались друг с другом о реформировании полка, но со временем переписка заглохла. А получение конкретного ответа из Петербурга затянулось до 1913 г.

Плохое состояние полка было известно начальству и раньше.  В 1898 г. иркутский генерал-губернатор предлагал вовсе упразднить Якутский казачий полк, а вместо него создать вольнонаёмную стражу. Однако реальных мер по превращению полка в полноценную воинскую часть так и не предприняли. Не запретили и переход казачьих офицеров из полка на другую службу. В 1913 г. Совет Министров, по представлению МВД, лишь частично удовлетворил требования съезда якутских казаков, позволив им свободно выходить из казачьего сословия и становиться крестьянами, мещанами или торговцами.

Полное равнодушие во время революции и Гражданской войны

Наконец-то обратили внимание на Якутский казачий полк и стали приводить его «в состояние, соответствующее интересам охраны государственного порядка и спокойствия» в мае 1916 г. Царское правительство понимало, что близится революция. Полк снабдили недостающим оружием, два месяца казаков усиленно обучали военному делу. Администрация якутского губернатора решила в случае беспорядков использовать 50 казаков Якутской команды. 12 из них брали под охрану Якутскую электростанцию и телефонную станцию, прочие должны были подавлять уличные беспорядки или вооружённый мятеж. С беспорядками в Олёкминске и Вилюйске должны были справиться соответственно 16 и 12 казаков.

По мнению властей, сил полка было вполне достаточно. Но все эти приготовления не понадобились, ибо казаки, как и солдаты с полицией не оказали сопротивления при захвате власти политическими ссыльными в 1917 г. 18 мая 1917 г. казаки даже участвовали в выборах в городскую думу Якутска, войдя в «социалистический» блок вместе с эсерами, меньшевикам и одним большевиком.

Забегая вперёд, нужно отметить, что якутское казачество в основной своей массе не выступило против Советской власти, как другие казаки. И в Гражданской войне против красных воевало их крайне незначительное количество. Среди них в основном преобладали офицеры, в том числе и последний атаман полка сотник Казанцев. Сейчас современные радетели возрождения Якутского казачьего полка это пытаются объяснить легендой. Мол, когда якутские казаки в 1917 г. возвращались с I мировой войны, большевики отчего-то невзлюбили их (почему именно их, хотя проезжали и эшелоны забайкальских и уссурийских казаков?). И не то в Иркутской области, не то в Забайкалье предательски уничтожили всех из засады пулемётным огнём ещё до начала Гражданской войны. Вот от того-то, мол, якутские казаки не участвовали в ней, ибо все взрослых злодейски убили, и остались лишь казачки, казачата и старенькие казаки. Эта трогательная легенда пока никак не подтверждается документально.

В 1918 г. Якутский казачий полк и Забайкальское казачье войско стали единственными казачьими организациями, которые не препятствовали расформированию, причём по настоянию многих рядовых казаков. На своём съезде в марте 1918 г. забайкальцы даже постановили упразднить и само звание казака. В апреле 1918 г. атаман Казанцев, бывший полицмейстер Рубцов и отставной казак Корякин вошли в «военный совет», созданный для обороны Якутска от красных и вооруживший 20-25 казаков. Но эффективного сопротивления красным они не оказали, безучастными и 80 казаков Якутской команды, которых хотели поставить под ружьё. 6 и 10 июля 1918 г. красные провели облавы в Якутске, обезоружив всех казаков, даже тех, кто сохранял нейтралитет. Это привело к окончательной ликвидации казачьего полка как вооружённой силы.

Современный Якутский казачий полк является, по сути дела, искусственно возрождённой организацией. В ней состоят в основном потомки казаков из самых различных бывших казачьих войск и добровольно вступившие лица, чьи предки не были казаками. Количество потомков коренных якутских казаков в современном полку невелико.

Сейчас в Якутске проживают довольно известные люди, имеющие казачье происхождение, но не горящие желанием вступать в казачий полк.
Количество показов: 1060
Источник:  Использованы материалы Якутского Национального архива
Выпуск:  Выпуск № 51 от 08.07.2011 г.