Путь-дорога на Полюс Холода

Путь-дорога на Полюс Холода
С 23 по 26 марта на федеральной трассе «Колыма» проезжающие могли заметить автомашины с различными наклейками и флагами. Это были спортсмены, участвующие в юбилейном ралли-рейде «Путешествие на Полюс Холода». Кто-то из них участвовал в ралли уже «десятый» раз, а кто-то - впервые, так сказать, провели «разведку боем». Корреспондент «ЭС» подрядилась в дальний путь с экипажем главы администрации с. Табага Елизаветы Служеникиной, которая отправилась на Полюс и с деловой миссией. Однако обо всем по порядку.  
Вызов тысячам километров
Ралли-рейд до Полюса Холода проводится с 2011 года, и нынче это был юбилейный V-й тур. Возможно, поэтому, а может, из опыта прежних лет организаторы внесли несколько новшеств в проведение ралли. Но об этом мы расскажем в ходе нашего повествования.  
Вообще, ралли проводится уже давно, с начала «нулевых», и это были поездки неофициального характера, исключительно на энтузиазме любителей автоспорта из якутского клуба «Внедорожный клуб «Мамонт» в составе Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта республики (ФАМС). Однако вот уже пятый год мэр города Якутска Айсен Николаев поддерживает это мероприятие и выставляет призовой фонд. Нынче он составил 180 тысяч рублей: 80, 60 и 40 тысяч за 1, 2 и 3 места соответственно, которые оспаривали между собой 17 экипажей из Якутска, Нерюнгри, Алдана, Мегино-Кангаласского и Вилюйского улусов. К слову, отрадно заметить, что география участников ралли с каждым годом расширяется.
22 марта в Якутске состоялись торжественные проводы раллистов в дальний путь. «Я признателен всем командам, которые, несмотря на тяжелые условия, бросают вызов тысячам километров наших холодных снежных просторов. Дай бог, чтобы все удачно доехали», - сказал в напутственном слове мэр Якутска Айсен Николаев. 
За день на брифинге участники ознакомились с программой мероприятия, правилами гонок и поведения на трассе. Подобные брифинги проводились и в ходе ралли в населенных пунктах, где судьи рассказывали об особенностях того или иного участка трассы. 
Одним из новшеств стало то, что отныне и присно старт будет проходить в с. Тюнгюлю (раньше — в п. Нижний Бестях). 23 марта в этом селе возле придорожного кафе «Утум» было многолюдно, раллистов пришли провожать местное население, артисты, выступающие поблагодарили раллистов за участие в продвижении бренда республики «Путешествие на Полюс Холода» и с обрядом алгыса пожелали, чтобы дорога была прямой, а железный конь не подвел. Однако и дорога оказалась витиеватой, и некоторые железные кони все же подвели...

Пролог (день первый)
В этом году организаторы придумали новый участок «Пролог» под названием «Снежный вихрь». Это гонки по целине (сугробу). Автомашины выстроились в ряд на прилегающем к кафе «Утум» чистом поле и по сигналу рванулись вперед. Под дружные крики зрителей первыми к финишу пришли две автомашины УАЗ из сел Майя и Тюнгюлю, которые приняли участие в ралли впервые (хотя только на этом участке). Точно такая же автомашина нашего экипажа пришла к финишу предпоследней. По словам нашего пилота Андрея Кима, роль играет резина. У мегинцев резина была грязевая, а у нас «простые дорожки». Таким образом, на пьедестал почета поднялись впервые участвующие в ралли две команды из Мегино-Кангаласского района и экипаж «Внедорожного клуба «Мамонт» из Якутска, занявший 3 место на «Тойота-Прадо». Победителям администрация Мегино-Кангаласского улуса вручила грамоты, кубки и ценные призы. Спортсменам гонки по сугробу очень понравились, они добавили в программу ралли свою изюминку. 

Первые потери
По правилам первыми стартовали по той очереди, кто как финишировал в «Прологе». Первым стартовал экипаж, занявший 3 место, за ним — следующие с временным отрезком в 5 минут. Таким образом,  из 17-ти экипажей мы стартовали 16-ми. Не отъехав и 10 км от Тюнгюлю, мы потеряли... стекло багажника и канистру бензина. Видимо, канистра по дороге медленно, но верно выдавливала окно и вслед за стеклом выпала по дороге. Услышав подозрительный грохот, наш пилот остановился и подобрал канистру, а вот стекло нам найти так и не удалось. Пока Андрей импровизировал заменитель стекла из подручных материалов, времени ушло предостаточно, что об участии на этапе «Тюнгюлю-Хандыга» пришлось забыть... 
Вскоре на трассе мы остановились возле экипажа нерюнгринцев. Как оказалось, у ребят сломалась ступица, и больше они уже никуда не поехали. Конечно, очень обидно, когда, проехав 800 км от Нерюнгри до Якутска специально для участия в ралли, вот так бесславно уйти в сторону...

Лучше гор только горы! (День второй)
По программе, переночевали в общежитии Политехнического горно-геологического училища в Хандыге. На следующее утро сообщили неприятную новость: сходит с трассы еще один экипаж — у них сломался плунжер (часть в топливной системе двигателя). 
После завтрака на брифинге судьи ознакомили со спецификой участка «Хандыга-Томтор», где пролегает горный участок. Несмотря на еще зимнюю трассу, множество крутых поворотов и горных серпантинов, наличие особо опасных участков в горах, оказывается, и местные таксисты гоняют по принципу «кто быстрей», а бензовозы игнорируют всех и вся. «При встрече с ними вам лучше  прижаться к правой обочине и пропустить», - советовал главный судья ралли. Следуя этому правилу, наш экипаж два раза оказывался в сугробе, откуда вылезти помогли сердобольный экипаж, идущий сзади, и камазист, которого мы и пропускали. Забегая вперед, отмечу, что мы не совсем уж лузеры — на обратном пути взяли на буксир экипаж из Якутска, у которого сломалась топливная система, и помогли ему добраться до ближайшего населенного пункта. 
В общем, на трассе надо было двигаться по всем ПДД. Во время езды штурман заполняет «Легенду»: отмечает путевые точки, среднюю скорость,  километраж и по ним высчитывает, за какое время экипаж должен проехать тот или иной участок дороги. Одним словом, арифметика. 
Постепенно по дороге начинаем чувствовать дыхание зимы, стекла заиндевели, трасса заснеженная, а вокруг природаааа... Красота неописуемая! Кругом горы, лучше которых, естественно, только горы! В двух местах Росавтодор сделал специальные смотровые площадки, чтобы можно было вдоволь сфотографироваться на фоне древних красавцев. 
Еще до поездки бывалые люди рассказывали, что в горах есть так называемые «прижимы», однако с некоторых пор их расширили, поэтому, как мне показалось, на участке Хандыга-Томтор остался один действительно опасный участок - «Заячья петля». Это крутейшие повороты вокруг скалы, где отчетливо понимаешь слова Андрея Макаревича: «Вот новый поворот, что он нам несет...» Временами мне казалось, что мы поворачиваем так долго, что крутимся вокруг оси... Чем ближе к земле Оймяконья, тем лес становится однообразнее — здесь лес состоит только из лиственницы, а ночное небо как будто смотрит на тебя — звезды так близко, большие и яркие, маленькие и тусклые, мириады звезд! Нигде я такого звездного неба не видела!  
В тайге, где вокруг за сотни километров ни одного населенного пункта, нам два раза встретились двое голосующих мужчин и... одна собака. И откуда они только взялись?! Видимо, что собачка, что мужчины из оленеводческого стада или охотники... К слову, хотя нас предупреждали, что по дороге можно встретить стадо оленей и чтобы ни в коем случае их не пугали, их мы не видели ни до Томтора, ни на обратном пути.

Кто быстрее по трассе летит? (День третий)
Последний участок ралли протяженностью 35 км проходит в Томторе, он заранее был проложен в долине реки Куйдусун, среди гор и лесов. Участвуя на данном этапе, спортсмены претендовали на спортивные разряды. Как написал на своей страницы в «Фейсбуке» один из участников, депутат Городской думы Павел Петров, «машина буквально летала, отрывалась от земли аж четыре раза! Результат: у УАЗа оторваны все амортизаторы, вдребезги передние рессоры...» И другие участники ему вторили: «Трасса отличная! Просто жесть! Скакали как никогда! Много кочек и трамплинов», - говорит предовольный пилот борта №3 («Тойота Прадо»), директор ООО «Сахастройэнергомонтаж» Алексей Прибытков. Алексей и его штурман, предприниматель Евгений Митяев, в этом году участвуют в ралли во второй раз, в прошлом году они провели разведку боем и  подготовились основательно. По их словам, для такой трассы машина должна быть подготовлена очень серьезно, проверены все узловые агрегаты, закуплен навигатор, шлемы, ибо без них к скоростной трассе никто не подпустит, а это значит, что претендовать на приз уже будет нельзя. 
Главный судья ралли-рейда, член правления ФАМС республики  Семен Оготоев:
- На начало ралли было 17 экипажей, но в Томтор прибыли только 15. Экипажи из Алдана и Нерюнгри сошли с дистанции из-за поломок на 1 этапе. На 2 этапе  сходов нет. На 3 этапе выбыл борт №12, у них прорвало радиатор. Время прохождения специальных участков фиксируется по навигатору GPS. Кроме того, на финише летает дрон, есть фотофиниш, так что спорных моментов не должно быть, когда мы будем определять победителей. На мой взгляд, призовые места оспаривают экипажи №№ 22, 9 и 3.
В итоге на скоростной трассе шустрее всех оказался борт №22 из Алдана, ребятам в торжественной обстановке во время круглого стола с мэром Якутска Айсеном Николаевым от имени главы Томтора вручены кубок и 50 тысяч наличными. Все остальные участники получили сертификаты об участии в ралли-рейде. Общий итог соревнований будет подведен 10 апреля, и победители получат свои призы из рук главы Якутска. 

Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Путь-дорога на Полюс Холода
Количество показов: 81
Автор:  Федорова Евдокия
Выпуск:  №12 (2589) от 31 марта 2017 г.
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter