Авиарепортаж

05.04.2018 
Количество показов: 70
ГБУ «Авиалесоохрана» с первых весенних дней начала активную подготовку к пожароопасному сезону. Вместе со старшим летчиком-наблюдателем Колесовым Святославом в субботу мы отправились в Хангалаский район, на аэродром Немюгюнцы, где начались тренировочные прыжки парашютистов-пожарных. 
На аэродроме людей не так много, но все заняты своим делом. Подготовка, пусть даже к тренировочным прыжкам – ответственейшее дело. К нашему прибытию ребята внимательно укладывали парашюты, почти не обращая внимания на прибывших. К прыжкам их допустили только после сдачи всех экзаменов и прохождения строгой медкомиссии. Попали мы на второй поток тренирующихся. В этот раз собрались тренироваться парашютисты-пожарные из Якутска, Покровска, Бердигестяха и Таттинского района. 

Здесь мы знакомились с Кирьяковым Алексеем Викторовичем, старшим инструктором парашютно-десантной пожарной службы Якутской авиабазы, которому сегодня предстоит руководить воздушной тренировкой «молодых». Работает он с 1985 года, за это время на его счету более тысячи ста прыжков. «Наша задача после зимнего перерыва – восстановление навыков управления парашютом в воздухе и технике приземления. Поэтому ежегодно производится 12 тренировочных прыжков перед каждым пожароопасным сезоном», - рассказывает Алексей Викторович. 
 
Укладка окончена, парашюты уложены, и молодые ребята отправляются ровным строем на АН-2. Им предстоит прыжок с высоты тысяча метров. 
Самолет взлетает. А мы отправляемся на площадку для приземлений. 
Вокруг сплошная снежная поляна. А прыгающим только в радость – приземления пройдут мягче. 

В центре площадки стоит «колдун», по которому парашютисты определят направление ветра. Рядом находится маленький инструмент - чашечный анемометр, который помогает нам узнать силу ветра. И ярко-красный громкоговоритель. Алексей Кирьяков по рации связывается с бортом. «Первые пошли». 

Где-то высоко в небе виднеется самолет и две небольшие фигуры, по которым с такого расстояния непонятно, что это люди. Несколько секунд, и над фигурами раскрываются большие круглые парашюты. «Первые» плавно спускались на землю. 
Немного погодя вышли следующие. На бледно-голубом небесном фоне их невозможно не заметить – огромные квадратные парашюты ярких красных с желтым и синих с зеленым цветов быстро спускались. Ребята умело маневрировали в небе, стремительно направляясь к точке приземления – брезентовому кресту, растянутому на снегу. 

«Приземляемся по ветру, следите за «колдуном»!» - указывает Кирьяков уже приближающимся парашютистам в громкоговоритель. 
С самолета спрыгнули еще несколько групп по два-три человека, после чего он отправился обратно на аэродром. 
Алексей улыбается: «Спортсмены так не прыгают, как они!» 

Тем временем к нам подъехала машина. В кузов забрались несколько человек и помогали ставить уже собранные парашюты и забираться другим. 
Совсем скоро это уже будут не красочные тренировочные прыжки со смехом, улыбками и ярким весенним солнцем. Молодые парни буквально через месяц начнут вылетать на пожары. Высадки будут проводиться в опасной от огня близости. План действий таков: приземлиться, дождаться грузового парашюта с лопатами, начать копать, чтобы локализовать огонь и, если необходимо, то дождаться помощи в виде техники. Но техника не всегда и не везде проедет. 

Инструктор парашютно-пожарной группы Покровского отделения Евгений Павлов рассказал: «Самое тяжелое в работе парашютистов-пожарных – копать. Особенно вроде как помощь должна прийти к вечеру, ты все ждешь и копаешь-копаешь-копаешь, а ее все нет и нет. И уже утром, часам к шести, когда осталось всего ничего, метров двести, чтобы окольцевать огонь, вдруг слышишь где-то, что трактор едет. Обидно, конечно, но ничего с этим не поделаешь, когда есть возможность взять пожар, ты будешь копать до упора. Стараемся все равно своими силами взять. На трактор надежды нет. Когда он дойдет, когда он будет, а может, и вовсе застрянет где-то…» 

За годы в «Авиалесоохране» произошло много не самых приятных изменений. Значительную роль в этом сыграло сокращение финансирования. В 80-е в штате авиабазы было 1 200 человек, а осталось всего 165 парашютистов и десантников на всю Якутию. А пожаров меньше не стало.

Раньше проводились постоянные облеты, и в случае обнаружения возгорания сразу же высаживались парашютисты-пожарные. Сейчас же приходится ждать данных со спутника, который не фиксирует маленькие очаги, и в результате на тушение привлекается гораздо больше людей, техники и времени. И порой на пожарах приходится работать целый месяц и ждать, пока тебя заберут или сменят. 

Леса в Якутии горят ежегодно. Эта проблема была, есть и останется насущной для нашей республики, где тайга занимает 4/5 от всей территории. Ущерб от пожаров измеряется в десятках миллиардов рублей. И это еще не все, ведь в счет не идут затраты экологического характера. Процесс восстановления выгоревших зон продолжается более 20 лет. Самым горестным во всем этом является то, что чаще всего пожары случаются именно по нашей вине. 

В ближайшее время «Авиалесоохране» предстоит бороться с последствиями пребывания в лесу безответственных охотников, затем ликвидация пожаров, возникающих по причине несанкционированного сельхозпала, да и просто неосторожных любителей отдыха в лесу.
Количество показов: 70
Выпуск:  №13 (2642) от 5 апреля 2018 г.
Комментарии