На новых автобусах по новому тарифу

04.10.2018 
Количество показов: 15
В минувший понедельник, 1 октября, горожане начали ездить в городских автобусах по новому тарифу – 28 рублей вместо прежних 30 рублей при оплате за наличный расчет. Таким образом, проезд снизили на 2 рубля.
Это первое решение новой администрации города Якутска во главе с Сарданой Авксентьевой, которое горожане ощутили реально.  
Обо всем этом подробнее – в репортаже коррес­пондента «ЭС».
Понедельник – день тяжелый
Первый рабочий день недели, действительно, выдался тяжелым. 1 октября администрация города пригласила представителей СМИ на показательный выезд, чтобы продемонстрировать действие нового, сниженного тарифа на городских автобусах и новых способов оплаты за проезд, например, оплатой банковской картой.
Для проверки выбрали маршрут № 17. 

Частные автобусники: «Зарабатываем на экономии»
На конечной остановке на многочисленные вопросы журналистов ответил директор маршрута Семен Иванов. Первый же вопрос: как согласились на снижение тарифа? 
- Если честно, трудно… Мы сами купили 3 новых автобуса на маршрут, идет обновление. Поймите, мы зарабатываем на экономии, грубо говоря, на чем сэкономили, на том и зарабатываем. На экономии топлива, на экономии гаражей, на экономии механиков или слесарей, сами все ремонтируем. Но в целом с заказчиком, с мэрией города не надо ругаться. Будем работать.
По вопросу содержания техники, во сколько это обходится им,  нельзя не согласиться с частником. Да, частные автобусы поголовно потребляют не дорогой бензин, а дешевый автомобильный газ (относительно дешевый, учитывая, что и на газ цена  из года в год повышается). И если бы автобусы заправляли бензином, а не газом, то цена проезда была бы просто заоблачной. А с другой стороны, установка газобаллонного оборудования на пассажирский автобус – недешевая. Но все окупается стоимостью пропан-бутана – 22 рубля за литр против 53 рублей за 92-й бензин. Конечно, автобусники ставят ГБО не из альтруистических побуждений, чтобы возить бабушек и школьников почти за бесплатно, а из-за стремления сэкономить и заработать на этом. А что надо сделать, какие условия нужны частнику, чтобы удешевить проезд?
- В первую очередь, на топливо. Далее, на запчасти. 
- Себестоимость проезда на частных пассажирских автобусах у нас – 32 рубля. А кто будет сегодня бесплатно работать?..

Взвешенное и запланированное решение
Во время объезда, да и вообще после новостей о снижении тарифа, у многих возник вопрос: а за счет чего, из каких средств будут закрывать выпадающие доходы МУП «ЯПАК»? Напомним, что в первоначальном варианте снижения тарифа на проезд речь шла только о снижении проезда по городу на автобусах МУП «ЯПАК». Но затем договорились с частниками, что и они будут возить по 28 рублей за наличку. Но, по словам бригадира автобусников 17-го маршрута, «себестоимость проезда на частных автобусах – 32 рубля». 
- Нас устроило бы, когда, допустим из 15 рублей нам субсидировали бы 10 рублей, - поделился с журналистами своими мечтами бригадир автобусников.  
- Не станет ли снижение тарифа нагрузкой для бюджета? – этот вопрос был задан заместителю главы города Михаилу Воробьеву, помня слова и мечты бригадира автобусников.  
- Во-первых, это небольшая разница. Во-вторых, это было уже запланировано – повышение размера компенсации с 1 января 2019 года с 19 до 21 рубля. В бюджете города на это заложено 4 миллиона рублей. Такое решение было принято ранее, еще летом. 
То есть о каких-то торгах или сговоре с автобусниками – об этом речи не должно быть, отметил заместитель главы города.       
     

«Парк автобусов будет пополняться»
Снижение тарифа не должно сказаться на обновлении автобусного парка. Об этом СМИ заявил директор МУП  «ЯПАК» Сергей Максимов. Вместе с заместителем главы города Воробьевым он также принял участие в поездке для проверки, как применяют новый сниженный тариф и новые способы оплаты на автобусных маршрутах. 
Директор муниципального пассажирского автобусного парка Максимов рассказал, за счет чего можно снизить затраты автобусников на топливо:
- За счет увеличения класса (вместимости) автобуса можно не увеличивать затраты на топливо, одну из главных составляющих тарифа на проезд. 100 процентов автобусного парка в Якутске переведены и потребляют пропан-бутан и метан.

Кто на чем ездит
Кстати, можно узнать, какой ездит автобус на газе или на бензине. 
Если на борту автобуса есть зеленый ромбик с буквами «СПГ» или «СНГ», то данный автобус ездит на пропан-бутане, сжиженном природном газе или сжиженном нефтяном газе.  А если приклеен ромбик с буквами «КПГ», то автобус потребляет метан, компримированный природный газ. На метане ездят новые красного цвета автобусы «ПАЗ Вектор» и пассажирские автобусы МУП «ЯПАК» ЛиАЗ.         
Новые автобусы «ПАЗ» в количестве 18 штук поступили в Якутск в июле этого года. Впереди зима, которая и проверит новые машины. 
- Автобусы были приобретены по самым выгодным процентным ставкам. 50 миллионов выделено под 7 процентов годовых через Фонд поддержки предпринимателей. Первая партия – «пилотная», мы должны понять, насколько они подходят к нашим условиям. Программа рассчитана на шесть лет, по ней предусмотрено приобретение более 467 автобусов. За шесть лет автобусный парк Якутска должен быть полностью обновлен, - подытожил С. Максимов. 

Будет ли снижение тарифа на пригородных маршрутах?
Таким вопросом могут задаться жители Табаги, Хатасс, Магана и Кангаласс. 
Заместитель главы города М. Воробьев:
- Как вариант рассматривается возможность введения единого тарифа для пригородных маршрутов. На данный момент этот вопрос изучается и прорабатывается, потому что жители пригородов оплачивают довольно весомую сумму за проезд. И следует подходить к таким вопросам комплексно. В любом случае, это муниципальные задачи, и их надо решать. Но в данном случае возможно, что увеличится нагрузка на городской бюджет, потому что перевозками в пригороды занимается муниципальное предприятие «ЯПАК». 
«ЭС» задало вопрос о льготном тарифе для студентов и детей, проживающих в пригородах Якутска.
- Частично стоимость проезда компенсируется студентам, тем, кто проживает в пригороде и ездит на учебу в город. На это деньги в бюджете заложены.
- Весной прошлого года мы пробовали на проезде для школьников, введя единый для них тариф – 25 рублей в качестве эксперимента. За полгода получили и видим цифры, и теперь решение за администрацией города, продолжать или нет. Отметим, что многодетные семьи получают целевую компенсацию на проезд в общественном транспорте.      


Стоимость проезда с 1 октября за наличный и безналичный расчет по банковским картам, через QR-код, NFC-приложение, PayPass, PayWave составляет 28 рублей.

Кроме того, горожанам предлагаются более выгодные тарифы – по картам «Спутник», транспортным картам, через электронный кошелек — 23 рубля. 

Стоимость проездных карт составляет: 20 поездок на 60 дней – 450 рублей, 40 поездок на 60 дней – 800 рублей, 60 поездок на 30 дней – 1 000 рублей, 60 поездок на 60 дней – 1 100 рублей.

Количество показов: 15
Выпуск:  №39 (2668) от 4 октября 2018 г.