Предложения и ограничения народного бюджета

22.08.2011 
Количество показов: 729
24 июля этого года в Якутске состоялось общее собрание общественных организаций, где координатором от общероссийского народного фронта по городу Якутску избрали действующего депутата, первого заместителя председателя Якутской городской Думы Павла Петрова.
Тогда же было решено организовать сходы населения, на которых принять предложения горожан для последующего их отражения в бюджете города (и не только) на ближайшие три года.

На этой неделе такой сход состоялся в Сайсарском округе в здании ветхой, покосившейся школы № 25. Символично, не правда ли? Кроме Павла Петрова на встречу с народом пришли заместитель главы Окружной администрации Георгий Иванов и глава Сайсарского округа Дмитрий Садовников.

Народу было не очень много, но это совершенно не значит, что проблем в Сайсарском округе нет. Как выяснилось, их немало. Забегая вперед, скажу: люди говорили о наболевшем, о проблемах маленьких, которые могут решиться на уровне округа и муниципалитета, и больших – тех, что не могут найти свое решение ни на одном из уровней государственной власти. О ветхих школах, в которых совершенно невозможно учиться ребятишкам; о детских садиках, которые заросли камышом почти под самую крышу; о грозящих обрушиться кровлях и опасных для жизни людей линиях электропередач; о канализации, выгребных ямах, отсутствии туалетов, тротуаров и водоотводов и многом, многом другом.

Что такое «народный бюджет»?

По словам Павла Петровича, им на сегодня проведено уже шесть сходов общественных организаций. Этот – седьмой.

- Проблемы мы ваши знаем. Поэтому сегодня вы кратко и емко должны сформулировать свои предложения. Некоторые мы с вами утвердим и внесем в бюджет Якутска, другие переадресовываем в республиканский бюджет.
Для начала, мне кажется, нужно остановиться на том, что такое народный бюджет. Он состоит из трех уровней. Первый – это федеральный бюджет. Наше муниципальное образование использует его средства по программным мероприятиям. Второй – республиканский, откуда в город средства поступают в виде дотаций и субсидий на выравнивание бюджета, в основном, это касается здравоохранения, образования, социальной политики. И третий – средства местного бюджета, которые складываются в большинстве из налоговых доходов. По словам Павла Петрова, на 2011 год объем муниципального бюджета составил порядка 8 миллиардов рублей (плюс-минус 200-300 миллионов рублей). Из них 3 миллиарда – это собственные доходы, которые состоят из налогов на НДФЛ, зарплаты, налогов на имущество и транспортного налога.

- Наш бюджет – так называемый дотационный, - посетовал Павел Петров. – К примеру, собственный муниципальный доход – три миллиарда, а пользуемся мы восемью. Эти денежные средства подразумевают под собой дотации, так называемые «неприкасаемые деньги» – это зарплата наших учителей, врачей, оплата коммунальных услуг для школ, капитальный ремонт, оплата тех же налогов, приобретение оборудования и инвентаря для здравоохранения и образования. То есть те деньги, которые мы обязаны платить из муниципального бюджета. Федеральный бюджет – это и участие в программах. Например, в этом году согласно ФЗ 185 поступило порядка 400 миллионов рублей от федерального бюджета на капитальный ремонт и снос и расселение многоквартирных домов. Деньги целевые – конкретно на те или иные объекты.

И лишь по той небольшой сумме, которая остается в городском бюджете в итоге, можно ориентироваться и планировать процесс развития нашего города. Сюда входят строительство школ и детских садов, освещение, в том числе и внутриквартальное, газификация, летний водопровод, дороги и многое другое, что муниципалитету необходимо и жизненно важно сделать и внедрить.

- Я как депутат, занимающийся разработкой городского бюджета, говорю: раньше мы собирали предложения в письменном виде. Сегодня формат поменялся – теперь мы организуем сходы, слушаем население. Откровенно говоря, я провел уже шесть подобных сходов и только-только начал вникать в суть, а вам понять еще труднее. Вот в следующем году мы, набравшись опыта, будем общаться и работать плодотворней. Сегодня вы внесете свои предложения, самую суть, не распыляясь. Ответов на вопросы сегодня не будет, не по этому поводу мы собрались. Думаю, что Дмитрий Дмитриевич как глава округа будет готов принять граждан по возникшим вопросам. А заместитель главы Георгий Иванов присутствует здесь исключительно как надзорный орган, а не как отчитывающаяся сторона. И еще хотелось бы отметить, что все ваши предложения будет рассматривать специально созданный экспертный совет, в который вошли пять общественных организаций. Они и будут делать экспертизу ваших предложений, то есть мы полностью исключили бюрократический фактор.

Предложений было много. Вот лишь несколько из них.

Лена Матвеева, член родительского комитета, Галина Аммосова, директор школы № 18, поселок Геологов:
- Вложено ли в бюджет на следующий год строительство школы № 18? У нас очень старое, ветхое здание, страшно за наших детей. И когда отремонтируют линии электропередач? Очень часто отключают надолго энергию, опоры не выдерживают, постоянно замыкает.

Павел Петров:
- У нас два вопроса по этой школе. Думаю, что предложение правильное, и мы будем выходить с ним на республиканский бюджет. Почему? Потому что есть четкое указание нашего президента по поводу строительства школ – это направление должно быть приоритетным именно для республики при софинансировании с муниципальным бюджетом.

Теперь по поводу линий электропередач. Проблема эта есть, но в бюджет она никаким образом не попадает. Это прерогатива главы округа. Он должен четко определить, какие улицы, какие внутриквартальные площади должны попасть в бюджет следующего года, а также на 2012, 2013 и 2014 годы и подать заявку, поэтому отрабатывайте этот вопрос с ним. Одним словом, поручаем это главе округа, пусть он займется этим вопросом вместе с департаментом ЖКХ. Договорились?

Ульяна Неустроева, жительница ул. Лонгинова, представитель жильцов домов 42/1 – 42/6:
- У нас предложение по поводу канализации. Мы составили смету, все пересчитали по новым ценам, но дело обстоит так: на бумаге все есть, а по факту нет денег. Некоторые дома вроде бы благоустроенные, но септик откачивают нерегулярно, и в результате дома топит, все помои стекают под дом. Постоянное зловоние, грязь. Если нет возможности окончательно решить проблему с канализацией, может, построите тогда нам новые туалеты и выгребные ямы? И еще подъездные пути.

Павел Петров:
- Вопрос, конечно, серьезный, давайте это предложение отнесем на рассмотрение экспертного совета, потому что в это дело может вмешаться управляющая компания. Если это относится к муниципальному жилью, пусть решают эксперты. Я со своей стороны напишу письмо в ДЖКХ, попробую им все разъяснить. Когда мы с вами встретимся повторно (примерно в конце сентября - начале октября – прим. «ЭС»), я на этом вопросе подробнее остановлюсь. Пока вам ничего не могу сказать, но предложение принимается, и в таком виде начнем отрабатывать.

Анаит Майтесян, родительский комитет школы № 25:
- У меня вопрос по школе. Невозможно здесь детям учиться, сами видите. В 2012 году заканчивается срок лицензии, и что дальше? Хотим новую школу. Район у нас большой – «Елочка», «Гимеин», «Мерзлотка». И хотя с нашей проблемой знакомы даже на уровне правительства, сдвигов никаких нет.

Павел Петров:
- Этот вопрос отрабатывал еще старый депутатский состав. Проблему мы знаем.

Галина Сарычева, детский сад для детей, больных туберкулезом, № 56 «Кувшинка» по ул. Новокарьерная:
- У нас отсутствуют подъездные пути, и, к примеру, весной к нам отказываются привозить продукты питания. Сами понимаете, дети у нас слабые, больные, им нужен свежий воздух, зелень. А когда строили наш сад, то отсыпку делали шлаком и золой из котельных – теперь у нас даже тальник не растет, а саженцы, которые привозят, сразу дохнут! Вывоз снега зимой – тоже глухо. Детская площадка голая, плешивая, страшная. Хотелось бы детей наших в красоте воспитывать, а получается непонятно что.

Павел Петров:
- По подъездным путям – это к нам. А вот что касается озеленения – это, извините, ваше. Деньги на озеленение предусмотрены в бюджете – на этот год было порядка шести миллионов. Подавайте заявку, отрабатывайте с Управлением образования, ходите, требуйте. Другие школы и детские сады ведь каким-то образом попадают? И непосредственно помогайте сами – выходите на субботники. А то, что у вас заболоченный участок, – здесь нужно вмешаться, потому что сами вы не сможете справиться. Если вплотную к вашей территории примыкают чьи-то помойки – давайте пригласим СЭС, административную комиссию на уровне округа. У нас предусмотрены огромные штрафы для тех, кто захламляет территорию. Если человек гадит, то должен за это отвечать. Но поймите, это и ваша работа тоже, вы должны помогать нам и себе, а не только указывать. Вывоз снега – правильно подметили. Мы, скорей всего, будем увеличивать денежные средства по этой статье.

Валентина Мироненко:
- Я про водоотведение хотела бы сказать. В 2007 году у нас вроде бы начали работы, для нас это событие было как подарок. В 2008 году сооружение заработало по временной схеме, а в 2009 году его отключили, потому что оно было… временным! И закончить никак не могут. В то время не хватало где-то 400-500 тыс. руб. До сих пор бьемся, чтобы нас включили в бюджет – без толку. Мы все живем в воде, и вода не снаружи, а чуть ли не в домах. Дороги нет, поэтому очень скоро, когда начнется сезон дождей, откачки тоже не будет – машины просто не проедут. Мы создали общественную организацию «Окраина», и все никак не можем ее зарегистрировать. Нынешний раз – уже четвертый, и в этом нам взялся помогать депутат Владимир Федоров. Получится или нет, не знаю, но мы все хотим жить достойно. А то все отмахиваются от нас, говорят, мол, зачем окраинами заниматься, там одни бичи живут… Это не так!

Павел Петров:
- Этот вопрос стоит у нас на контроле. В прошлом году стоимость завершения работ составила порядка трех миллионов рублей, в этом – все пять. Совсем недавно этот вопрос обсуждался и по партийной линии, там это дело тоже взято на заметку. Но в этом году ваше дело в бюджет не предъявить, уже поздно, но вопрос будем отрабатывать. С вашей инициативной группой мы еще встретимся, рассмотрим и обсудим ваш устав, регламент и все остальное.

Таким вот образом прошел сход властей и общественности. Конечно, многие хотели высказаться и по другим поводам, не менее наболевшим и острым, однако их прерывали, требуя говорить по существу. Оно и понятно – регламент есть регламент, и вряд ли в выделенные час-полтора представители власти успели бы выслушать все жалобы, претензии и обиды простых людей. Не для этого собрались. Предложения были выслушаны, люди получили ответы, которые дали им хоть маленькую, но надежду. Какие-то вопросы, как оказалось, в силах решить сама сайсарская управа, а то и горожане собственными силами. Действительно, выйти на субботник и убрать разросшийся камыш можно и без помощи муниципальных властей. К чему приведет подобный живой диалог власти и народа, покажет время.
Количество показов: 729
Выпуск:  Выпуск № 63 от 19.08.2011 г.