Как выглядят социальные полки Якутска?

06.11.2015 
Количество показов: 1081
Тема социальных полок активно внедряется в разные города России, в том числе и в Якутске. По данным отдела потребительского рынка городской администрации, на сегодняшний день 95 предприятий торговли пошли навстречу покупателям и сделали возможным горожанину найти и купить социально значимые продукты по более выгодной цене. О том, как представлена сеть скидок и акций в разрезе социальных полок в городских магазинах, читайте здесь.
Начнем с того, что все предприятия торговли, реализующие продукты питания устанавливают на социально значимые продукты предельные размеры розничных надбавок  согласно постановления Окружной администрации города Якутска от 30 июня 2015 года № 179п.


Социально значимые продукты и предельные надбавки:
• хлеб из пшеничной муки высшего и 1 сорта; хлеб из и ржано-пшеничной муки 1 сорта («Дарницкий») – 15%
• мука пшеничная высший сорт  - 20%
• сахар-песок – 20%
• рис шлифованный – 20%
• крупа гречневая ядрица – 20%
• яйцо куриное – 15%
• масло подсолнечное – 15%
• молоко, молочный напиток, кефир жирностью не более 3,2% жирности – 20%
• детское питание: смеси сухие молочные, каши – 20%
• детское питание: консервы овощные, фруктово-ягодные и другие продукты для детского питания – 25%.

Всего в Якутске поддерживают программу социальных полок 95 предприятий торговли продовольственными товарами:
48 социальных полок;
4 с социальными картами;
43 с дисконтными системами.

Про социальную полку
Вот ходим мы, ходим в магазины, покупаем продукты по разным ценам, и кто-то может даже не подозревать, что некоторые продукты могли бы на самом деле стоить процентов на 10-20 дороже, чем они есть сейчас. Все потому, что в Якутске установлен перечень социально значимых продуктов, на которые предприниматель должен делать процентную надбавку не более 20%. Отметим, что в среднем предприниматель добавляет к себестоимости любого товара около 30%. Как комментирует Светлана Василенко, начальник отдела потребительского рынка городской администрации, этих правил должны придерживаться все магазины города: «В результате каких-либо нарушений предприятиям торговли выписываются серьезные штрафы, привлекаются к вниманию общественности и прочее. Если цена завышена, они должны доказать, что они купили тот или иной товар по более высокой закупочной цене, в которую входят транспортные и иные расходы». С недавних пор, кроме того, что магазины делают на эти продукты более низкую процентную надбавку, они должны эти социальные полки как-нибудь обозначить. Это мы и посмотрели в магазинах города. Мы выбрали из списка, который нам предоставил департамент, только те магазины, которые объявили администрации, что у них имеются социальные полки с перечнем социально значимых товаров. Отметим, что, кроме социальных полок, многие предприниматели выдают социальные карты со скидками, действует дисконтная система, проводятся акции по уценке и т.д.

Полки нет
Где: «Алеос» по Чернышевского
В просторном помещении магазина с множеством полок и шкафов сложно отыскать специальную полку с этими товарами. Но зато тут и там натыкаешься на тележки с товаром со скидками или на расставленные горки с продуктами питания по скидочной цене. Как нам прокомментировали в магазине, это и есть их «социальные полки»: «Конкретно как таковых социальных полок у нас нет, но проводятся ежемесячные акции. Вот на муку, например, сейчас скидка на несколько марок. Со сроком годности все в порядке, просто хозяин решил так привлекать покупателей». 

Полка спряталась
Где: «Тэтим» по проспекту
Хоть магазин и небольшой по площади, но найти социальную полку просто невозможно. Если в поиске отталкиваться от видов продуктов, то нет ее ни возле молока, ни рядом с крупами, ни с детским питанием и т.д. Только отправившись к менеджеру зала, мы нашли ее! Где-то внизу, рядом с коробками подарочных конфет и лапшой быстрого приготовления она и находилась. На небольшой полке расставлены две пачки молока, пакеты с крупой, бутылка растительного масла, баночка детского пюре и смесь. На стенку скотчем прикреплена надпись «социальная полка». Узнав, что мы из газеты, продавец тут же ее переклеила заново на более видное место. Продавец, стоящая рядом, комментирует: «Постоянно растаскивают продукты с этой полки. Приходится несколько раз в день все заполнять. Вот, видите, не хватает детского питания, сейчас принесем и поставим на место». Оказывается, люди все же находят эту неприглядную полку, сделанную явно «для галочки», и интересуются, что это вообще такое. Мы спросили то же самое: что она означает? Менеджер торгового зала: «На эти продукты цена ниже, меньше процентная надбавка. Например, на кашу детскую всего 20%, на соки, пюре – 25%, растительное масло – 15%, крупы – 20%. Раньше процентная надбавка составляла в среднем 30%. И на остальные товары сейчас тоже добавляют 30%, как и у всех в городе». Она рассказала, что эта полка предназначена для того, чтобы люди увидели, какие продукты по низкой цене, затем пошли по магазину искать и брать их. Но народ этого не понял и решил, что эти цены только на продукты, расставленные на полке по одному экземпляру. 

Полка не обозначена
Где: «Илин энэр»
Мы входим в магазин в самом центре города. Теперь мы внимательно ищем надпись «социальная полка», зная, что найти ее можно и в самом неожиданном месте, не на видном месте, а где-нибудь в углу или в самом низу, но не находим. Просим помочь нам продавца, которая расставляла товар по полкам, и она проводит нас к большому шкафу, расположенному рядом с холодильниками с молочными продуктами. Здесь аккуратно расставлены продукты из списка: в ряд выставлены бутылки с растительным маслом, два вида молока, крупы, мука, сахар-песок и даже макароны, которые не входят в городской список социально значимых продуктов. Все расставлено добротно, постоянно пополняется, по словам продавца, и люди активно к ней подходят. Но нет никакого обозначения того, что это социальная полка. В администрации магазина нам на это отвечают: «Да, мы как раз собираемся поставить знак «социальная полка». Бухгалтеры, менеджеры нам комментируют, что социальные продукты с заниженной процентной ставкой у них уже несколько лет, с 2012 года, а социальную полку оформили несколько месяцев назад: «Мы придерживаемся правил по социальному пределу, который запрашивает городская администрация. Отдел ценообразования постоянно приходит и проверяет разницу между стоимостью товара у нас и ценой закупки. Только на хлеб цена урегулированная. Предпринимателям будет невыгодно, если список расширят, данные продукты самые ходовые, ведь все обычно берут крупы, молоко, муку. Самый низкий процент у нас на растительное масло и яйцо, по регламенту Департамента предпринимательства. Но в связи с тем, что наши поставщики часто меняют цены, мы тоже это делаем. Кстати, у нас также низкая процентная ставка также на местные продукты – только 20%. На другие продукты у нас надбавка 20-25-30-35%». Работники магазина попросили отметить, что горожанам нужно знать, что даже если у нас стоит на полке только молоко, скажем, фирмы «День» с определенным процентом жира (3,2), то такая же скидка на все молоко, которое есть в магазине, но тоже этой жирности. То есть молоко с другим количеством жирности будет стоить дороже, с обычной процентной надбавкой. Также они с нами делятся: «Сейчас кризис на дворе, поэтому тотальных акций мы не проводим, но идей много. Уменьшив сильно цену на тот или иной дополнительный продукт, мы можем потерять в прибыли и даже уйти в минус».

Скидка только на определенные фирмы
Где: универсам-1 по Ярославского
На здании красуется манящая надпись «Скидки круглый год». Войдя в помещение, мы увидели, как работник заботливо расставляет кули с мукой, сахаром, коробки с растительным маслом в центре зала. На табличке – красный ценник на продукты. Цена действительно невысокая. Представлены неизвестные и непопулярные марки продуктов. Из администрации никого нет, когда и в какой день будут – неизвестно. Девушка-менеджер неохотно отвечает на наши вопросы. Теперь нам известно, что скидка идет только на определенные марки социальных продуктов, хотя город требует на весь продуктовый ряд. Она рассказывает, что цены таким образом удешевляются рублей на 15. Как таковой продуктовой полки нет, но горожане знают, что действуют красные ценники со скидками.

Путаница
Где: «Токко»
Когда входишь  в большой магазин, напоминающий лабиринт, становится понятно, что самостоятельно полку не найти. Мы сразу подходим к дежурному администратору, которая уверенно отвечает, что такой полки у них нет. На что мимо проходившая сотрудница магазина ответила, что вообще-то таковая имеется, но ее надо найти. Не поняв ничего, мы просто направились в администрацию магазина, где приветливая девушка провела нас к полке, которая находится в глубине зала в самом низу под полками с макаронами. Раньше полка располагалась на видном месте, но теперь решили расставить там сладости. На полке те же продукты: молочная смесь, детское пюре, молоко, мука весовая, гречка, сахар, рис. На них ценник со значком «социальный товар». Мы спрашиваем, как ее вообще находят покупатели? Замечают ли ее? Оказывается, часть покупателей интересуется и даже знает ее предназначение.


Так как правильно?
Как видно, каждый магазин подошел к обозначению социальной полки по-своему. Кто-то установил ее для галочки где-то в темном углу, кто-то сделал, но забыл ее обозначить, кто-то выделил не полку, а выставил в кучку на полу, а кто-то ушел от требований и сделал скидку только на определенные марки. А как же все-таки правильно? После нашей прогулки по магазинам мы обратились к Светлане Василенко: «Нет установленного формата, как должна выглядеть социальная полка. Кто-то хочет, чтобы люди видели и брали товары именно с нее. Другой предприниматель видит другой выход. У него может быть гораздо больше позиций, и он не сможет сформировать это в центре зала или разложить по существующим полкам, он просто сделает желтые ценники и напишет, что это социально значимый товар. Формата социальной полки нет. Предприниматели могут оформить ее как угодно, лишь бы это было. Мы на этой неделе как раз собираемся провести совещание по организации этих полок и предоставлению услуг населению на товары со скидкой».

Другие идеи
Светлана Василенко: «Надбавка по всем магазинам одна, но некоторые предприниматели могут сделать накрутку не ту, которая требуется – 20%, они могут сделать даже 15%. При этом в наше время кризисное  нормальным является тот факт: когда товар подходит к истечению срока годности, но остается еще серьезный запас прочности товара, и предприниматель, зная, что товар может в большом количестве может не реализоваться, дополнительно делает скидку. Это помощь малообеспеченным гражданам, когда они по минимальной цене могут купить этот товар». Оказывается, сейчас город заблаговременно задумывается о предложении Дмитрия Медведева в связи с кризисом сделать социальные карты для нуждающихся слоев населения, на которые будет поступать определенная сумма и с которой можно будет пойти в магазин и купить какие-то продукты. Пока никаких указаний «сверху» нет, но сегодня, в пятницу, пройдет собрание с предпринимателями, где обсудят пожелания магазинов и возможности реализации этого проекта в Якутске. Проект планируется внедрить уже в следующем году.

Можно ли больше позиций?
Каждый муниципальный округ Республики Саха (Якутия) формирует для себя список социально значимых товаров. Мы видим, что наш набор не так широк, к тому же в сравнении с другими городами и селами сильно отстает. Почему же нельзя его расширить? Светлана Василенко: «Определяется количество социально значимых товаров, на которые устанавливается фиксированная торговая надбавка, с согласованием ГКЦ РЭК РС(Я), с отделом ценообразования Департамента экономики города. Мы провели эту работу и определили, что такое количество товаров достаточно. Многие муниципальные образования республики определяют количество наименований: у кого-то 10, у кого-то 24, а кто-то и дальше идет и увеличивает – это в основном северные улусы с северным завозом. У нас затруднения в поставке продукции, но ее нехватки в столице нет. В городе представлен широкий ассортимент продуктов питания по видам и сортам от эконом до премиум класса. У нас много магазинов, которые занимаются оптовой торговлей по сниженным ценам. Для города это приемлемо, можно купить и в розницу, и оптом».

Можно ли сделать на один вид тотальную скидку?
Как было написано в материале нашей газеты «Появятся ли в Якутске социальные полки?» от 2.04.2015 года, многим предпринимателям не по душе идея делать скидку на весь ряд товаров. Им было бы выгоднее делать существенные скидки на определенные позиции:
Вот, к примеру, комментарий предпринимателя Ирины КОТЕНКО:
- В Краснодаре действует положение, утвержденное правительством, согласно которому предельно допустимые торговые надбавки в размере 10% устанавливаются только на одну позицию из ассортиментного перечня, а не на весь ассортимент. То есть предприниматель просто обязан поставить на социальную полку хотя бы одно наименование молока или макарон с низкой торговой надбавкой из всего имеющегося ассортиментного ряда, на все остальное цена устанавливается на его усмотрение для сохранения конкурентоспособности и без потери рентабельности бизнеса.
Светлана Василенко нам комментирует: 
- Существует закон о конкуренции, и если мы поставим фиксированную процентную надбавку только на один вид продукции, то тогда это будет невыгодно производителю, так как продавцы данный вид продукции не будут закупать и, как следствие, этот товар исчезнет с прилавков магазинов, что также  н выгодно и для горожан.

В эту пятницу состоится встреча предпринимателей с представителями администрации города, где, может быть, будут приняты новые решения в предоставлении скидок и акций горожанам. 


Количество показов: 1081
Выпуск:  №127 (2501) от 6 ноября 2015 г.
Комментарии