Ошибки химчистки или производственный брак?

03.02.2016 
Количество показов: 899
Как обезопасить любимый пуховик, куртку или дубленку, сдавая их в химчистку? Попробуем разобраться на примере истории  нашей читательницы Татьяны А. Девушка обратилась в нашу редакцию после того, как получила из химчистки испорченную куртку стоимостью 20 тысяч рублей.
С чего началось?
Как сообщила корреспонденту «ЭС» Татьяна, 9 января этого года она сдала в центр чистки одежды «S’Нежный», расположенный в Доме быта на Дзержинского, 18, белую пуховую куртку фирмы «Bask», приобретенную совсем недавно через интернет-магазин, официальный представитель производителя - фирмы «Bask». Татьяна выбрала способ чистки – аквачистку, куртку при приеме осмотрели, выдали договор, и девушке осталось только дождаться срока выдачи. 

Вещь испорчена. Вины не признали.
15 января Татьяна пошла забирать куртку и не узнала свою любимую вещь. Вместо белоснежной куртки, которая у нее была до сдачи в химчистку, девушка получила вещь грязно-молочного цвета с черными разводами по всей куртке. Конечно, Татьяна была возмущена этим фактом, но вразумительного ответа о причине порчи куртки она тогда не получила. Девушка отказалась получать вещь в таком виде и написала претензию на имя директора с требованием компенcировать стоимость куртки, которую она купила совсем недавно. Как и полагается в подобных случаях, Татьяне пришлось ждать ответа 10 дней. Но официального письменного ответа она до сих пор не получила, тогда она обратилась напрямую в эту химчистку. Там ей сообщили: “Претензия рассмотрена, стоимость куртки возмещать отказываемся, так как вины в этом нашей нет. Это производственный брак”.  

Случай не единичен 
Чтобы разобраться, есть ли какие-то объективные причины произошедшего, в которых, возможно, и не виновата химчистка, я отправилась в указанный салон.
 У меня не было цели сразу заступаться за читательницу и  набрасываться на работников этой химчистки. Ведь самое главное для любого журналиста в подобных случаях – объективно разобраться в причинах и найти ответ на вопрос: «Кто и почему виноват? И как правильно разрешить ситуацию?». 
В химчистке во время моего визита был только один работник – приемщица. Она объяснила мне, что директора сейчас нет в Якутске. Тогда я попросила дать комментарий заместителя директора или технолога, но и ее не оказалось на месте. Однако мне дали ее телефон. 
Я уже собиралась набрать номер, в это время в химчистку пришла возмущенная клиентка. Как выяснилось, у Екатерины С. тоже испортили куртку. По словам этой клиентки, вчера ее сестра забрала вещь, так как она сама не смогла подойти. Но сестра совсем молоденькая и куртку не рассматривала, а когда Екатерина развернула ее сама, то увидела черные разводы. По словам клиентки, ее куртка производства фирмы «Армани» стоит 46 тысяч рублей! Да, почти точно такая же история, как у Татьяны. Приемщица стала уговаривать Екатерину снова сдать куртку, сказав, что ее разводы не от кожаных вставок, а от кожзаменителя, и их можно устранить. Но клиентка не согласилась, сказав, что куртку безнадежно испортили, и стала при мне писать претензию. Она была очень  возмущена, и ее понять тоже можно. 
Заместитель директора Саргылана Копырина сообщила по телефону, что «такой случай с ними впервые, с куртками фирмы «Bask» никогда не было проблем при  чистке». Когда я спросила, почему они не делали пробы, ведь куртка окантована кожаными вставками, она заверила: «Пробы мы делали, и на пробах ничего не выявилось. Но при самой аквачистке потекла краска как-то изнутри, это скорее всего производственный брак». Прокомментировать второй случай она затруднилась. Тогда мы договорились о личной встрече.

Лучшая защита – нападение?
На следующий день, до встречи, представитель организации, замдиректор и технолог в одном лице, по телефону на повышеных тонах заявила следующее: «Я не буду с вами встречаться, и не нужно к нам приезжать. И если вы напишете про нас, то мы подадим на вас в суд за клевету». Я попыталась успокоить Саргылану Айдаровну, сказав, что мы пытаемся разобраться в ситуации с нашей читательницей, найти объективную причину порчи ее куртки. Мол, может, ваша химчистка здесь не причем. «Почему же вы сразу обвиняете нас в клевете?» - спросила я. Но Саргылана Айдаровна повторяла как заученный текст: «Мы ничего комментировать не будем. Со своими клиентами разберемся сами, а вы за клевету ответите. Мы вас предупреждаем...». 


Кстати…
Согласно Правилам бытового обслуживания населения в квитанции или договоре при описании вещи должны указываться состав, комплектность и фурнитура. Проследите, чтобы эта графа обязательно была заполнена, если сдаете одежду с отстегивающимися деталями: поясом, капюшоном, воротником и т. п. Известны случаи, когда эти элементы терялись и химчистки пытались отвертеться: мол, вы пальто (куртку, дубленку) без них сдавали.
Чтобы определить причину порчи вещи - скрытый производственный брак или халтурная работа химчистки, проводится независимая экспертиза. Требуйте, чтобы ее оплатила химчистка. Если откажут, сдавайте испорченную одежду на экспертизу сами. При подтверждении нарушений химчистка обязана будет возместить вам расходы на экспертизу. Если же обнаружится производственный брак и после покупки прошло не больше двух лет, то все претензии адресуются магазину.


Роспотребнадзор: « Нужно обратиться в суд»
Чтобы разобраться в данной ситуации и найти ответ на главный вопрос: «Что делать нашей читательнице после порчи куртки в химчистке?», мы обратились к Татьяне САЛЕЕВОЙ, заместителю начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РС (Я). 
- В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме. Кстати, предприятие ответственно и за сохранность принятых у вас вещей. Ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: «В случае полной утраты вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее вещью аналогичного качества». А в случае отсутствия такой возможности исполнитель обязан возместить причиненный вам ущерб в размере двукратной стоимости изделия, - услышали мы в ответ. - Что касается конкретного случая, то нужно смотреть договор. Дело в том, что химчистки не только могут, но и обязаны в своем договоре предусмротреть все пункты, при которых они несут или не несут отвественности. К таким пуктам относится износ изделия, степень загрязнения и так далее. Также многое зависит от наличия маркировки. Если в вашем случае маркировка была, но в договоре есть пункт о возможном появлении закрасов и затеков, то возможно проведение экспертизы. Кстати, экспертизы текстильных изделий и одежды в Якутске нет, ближайшая - в Хабаровске. Во многих случаях химчистки при порче изделия ссылаются на производителя, и на это бывают основания. Так как не все вещи, имеющие маркировку, являются фирменными изделиями с пятью символами маркировки. Вашей читательнице советуем обратиться в суд, чтобы пройти экспертизу и выявить объективные причины по порче вещи.   

Юристы: «Договоры имеют подводные камни...»
Денис ГАЙДУКОВ, юрист, директор юридической компании «Гайдуков и партнеры»:
- При составлении договора, как правило, химчистки предусматривают все воможные случаи и стараются себя обезопасить при любых возможных ситуациях пунктами в договоре. Все зависит от конкретного случая, но, скорее всего, вашей читательнице нужно обратиться в суд. Пусть попробует, шансы есть.  

Накануне выхода номера мы связались с нашей читательницей Татьяной. Официального письменного ответа от руководства центра чистки одежды «S’Нежный» она до сих пор не получила. Но устно ей дали понять, что это «производственный брак», и они тут не причем, стоимость куртки возмещать не собираются. И любимая белоснежная куртка, ставшая грязно-молочной и с черными разводами, так и осталась в химчистке. Будет ли Татьяна подавать в суд, покажет время. В любом случае мы будем следить за результатом уже двух историй – Татьяны и Екатерины.  

Количество показов: 899
Автор:  Ирина Парникова
Выпуск:  №3 (2529) от 29 января 2016 г.
Комментарии