Завел карту банка — пристегнись!

29.11.2016 
Количество показов: 159
Каждый день в правоохранительные органы и отделения банков поступают заявления от граждан, с банковских карт которых без их согласия были сняты деньги. Сегодня это достаточно распространенный вид мошенничества. Банки постоянно предупреждают клиентов о том, как пользоваться картой, чтобы минимизировать риски, однако и преступники не сидят на месте, придумывая все новые способы кражи электронных денег. Однако, только ли мошенники тут виноваты? Об этом в нашем материале.
Виды мошенничества
Есть несколько способов, при помощи которых преступники получают доступ к реквизитам банковских карт – номеру, сроку действия, имени владельца, PIN-коду и CVV2-коду.
Кардинг – способ мошенничества, при котором реквизиты банковской карты похищаются после взлома персонального компьютера владельца банковской карты или платежных сервисов, которыми он пользуется. Поэтому стоит внимательно относиться к антивирусному программному обеспечению, которое установлено на компьютере, особенно если с него совершаются покупки в интернет-магазинах и другие электронные расчеты. 
Фишинг – еще один популярный способ мошенничества. Суть его заключается в том, что преступники создают сайты-двойники популярных сервисов, социальных сетей и даже банков, отправляют от их имени сообщения и уведомления, например, о победе в лотерее, пытаясь таким образом привлечь пользователя к онлайн-активности на поддельных сайтах, созданных для кражи персональных данных. Преступникам не обязательно красть реквизиты банковской карты, хватит логина и пароля к аккаунту в социальное сети, который «привязан» к банковской карте.
Скимминг— способ мошенничества, при котором используется инструмент (скиммер) для считывания магнитной дорожки банковской карты, устанавленный в банкомат. Защититься от него практически невозможно. 

Как обезопасить себя?
На 100% обезопасить расчеты по карте нельзя. Однако у банков есть универсальные рекомендации, при соблюдении которых риск кражи денег сводится к минимуму. В соответствии с этими рекомендациями:
- нельзя передавать банковскую карту и PIN-код от нее третьим лицам;
- нельзя записывать PIN-код на банковской карте (его лучше запомнить);
- нельзя передавать реквизиты карты по телефону, за исключением случаев обращения в банк (в этом случае сотрудники не должны спрашивать у вас PIN-код);
- нельзя оставлять карту на видном месте, где она может быть доступна третьими лицам, а лучше все время носить с собой, периодически проверяя ее наличие;
- необходимо использовать услугу SMS-информирования о движении денежных средств по карте;
- закрывать рукой клавиатуру банкомата во время его использования;
- использовать для совершения электронных расчетов только защищенные соединения;
- при расчетах по карте не подписывать чек, в котором не прописана сумма покупки;
- незамедлительно сообщить в службу поддержки банка, если карта потеряна, похищена или с нее были сняты денежные средства без согласия владельца.
Если эти рекомендации строго соблюдаются, то даже в случае хищения средств банк вернет владельцу карты деньги.

Что делать, если деньги украдены?
Если со счета владельца карты произошло несанкционированное списание денежных средств, то следует незамедлительно (не позднее следующего дня) обратиться с заявлением в банк, в котором сообщить о пропаже денег и запросить распечатку движения денежных средств.
Одновременно следует подать заявление в полицию с просьбой провести проверку в порядке ст. 144 УПК РФ и решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств. В заявлении желательно отразить:
- передавалась ли карта посторонним лицам;
- где использовалась банковская карта (банкоматы, сервисы, интернет магазины и т. д.);
- при каких обстоятельствах было обнаружено хищение;
- иные сведения, которые связаны с хищением.
При проведении проверки заявления прежде всего будет устанавливаться, каким образом стал возможным доступ к денежным средствам на счете.

С банкоматом спорить трудно 
Помимо мошенников, деньги могут быть «украдены» банкоматом, сбои в работе которого случаются достаточно часто. Наиболее распространенные ситуации: банкомат принял деньги, но не зачислил их на счет, или списал со счета, но не выдал наличными. Не каждый банк в таких случаях идет навстречу клиентам, но усилия по возвращению денег не будут напрасными, если их правильно организовать.
По смыслу Федерального закона «О банках и банковской деятельности», клиент всегда прав. То есть, за некачественную банковскую услугу ответственность несет банк в любом случае. Но на практике не все так просто. 
«Я положила наличные на карточку мужа через банкомат, который деньги принял, а на счет не перечислил. Написали заявление-претензию в банк, а он отказался его рассматривать – сказали, что муж нарушил договор с банком, отдав карту мне», - рассказывает свою историю Юлия.
«Положила 25 тысяч рублей на карточку, банкомат очень долго думал, потом выплюнул карту и два чека, на которых написано: «деньги не распознаны, обращайтесь в отделения банка». После обращения вернули только 12 тысяч рублей и сказали, что в банкомате были только эти лишние деньги», - рассказывает Мария. 
«При снятии наличных в банкомате пришло СМС, что деньги со счета списаны. При этом деньги не вышли из банкомата. На мое обращение банк ответил, что деньги выданы», - это очередная история Лидии.

Можно ли вернуть деньги без суда?
Обычно банк автоматически возвращает деньги на счет клиента, если происходит сбой в работе банкомата, поэтому нужно позвонить в банк по телефону техподдержки и узнать, вернутся ли деньги, а также проконсультироваться на счет дальнейших действий. Сделать это лучше, не отходя от банкомата. Если техподдержка не решит проблему, то придется написать претензию. Срок ее подачи – не позднее следующего дня, в который была произведена операция. Наличие чека, конечно, важно, но не принципиально, так как совершение операции может быть подтверждено, например, выпиской о последних совершенных операциях. 
Претензия в банк должна содержать: описание ситуации, требования о возврате денег, проведении сверки кассовой ленты банкомата с данными инкассации, сохранении записи камер наблюдения банкомата и телефонного разговора с оператором колл-центра (указать время). Один экземпляр с подписью сотрудника банка, принявшего заявление, необходимо оставить себе.
Если карта была выдана одним банком, а операция проводилась в банкомате, принадлежащем другому, в таком случае заявление надо подавать в банк, где была получена карта. Алгоритм действий такой же. Сроки для проведения проверки устанавливаются локальными правовыми актами банков, но, как правило, не превышают месяца. 

А если банк игнорирует?
Если банк игнорирует обращение, следует подавать иск в суд с приложением копии претензии. Также до суда рекомендуется обратиться в полицию с заявлением о проверке факта незаконного списания денежных средств. Даже если в возбуждении уголовного дела будет отказано, то постановление об этом послужит дополнительным подтверждением попытки досудебного урегулирования спора.
При составлении иска необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 856 и 395 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с указанными статьями ГК РФ, истец имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму необоснованно списанных денежных средств. А согласно Закону «О защите прав потребителей», еще и на компенсацию морального вреда.
Позиция банка в судах может строиться на доказывании вины истца, который, в соответствии с условиями использования банковских карт, должен нести ответственность по операциям с использованием ПИН-кода, в частности, не передавать его третьим лицам.
Кроме того, даже если сбой в работе банкомата установлен, вместе с тем суд может признать, что ответчик сам не дождался выдачи денежных средств, и они были изъяты неустановленными лицами, а не удержаны банком. Опровергнуть или подтвердить этот факт помогут записи камер наблюдения, которые будут истребованы судом в качестве доказательства.
Может ли банк списать деньги без согласия клиента?
Самая распространенная ситуация, когда банки списывают деньги без ведома клиента, это по кредитному долгу. Тем более, когда банки, заключая договор по кредиту, указывают в нем пункт о безакцептном списании денежных средств с любого счета клиента-должника. Но такое списание противоречит Положению ЦБР «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», в соответствии с пунктом 3.1 которого на списание средств со счетов заемщика должно быть его письменное распоряжение.
Роспотребнадзор неоднократно привлекал к административной ответственности банки за включение в кредитные договоры этого пункта. Позиция Арбитражного суда по этому вопросу аналогичная: «Безакцептное списание денежных средств со счетов клиентов в счет погашения задолженности по кредитному договору разрешено исключительно в отношении юридических лиц. Безакцептное списание денежных средств со счетов физических лиц не допускается». 
Тогда вновь обращаемся в суд, подав исковое заявления по правилам ст. 131-132 ГПК РФ. Перед обращением в суд стоит подать претензию в банк с требованием вернуть деньги на счет. Подача претензии даст возможность в суде взыскать с банка, кроме денег и процентов за пользование ими, еще и компенсацию морального вреда и штраф в пользу клиента 50% от присужденных сумм.
Запомните: списание средств со счета возможно только по решению суда, куда обратился банк, вступившему в законную силу, или на основании судебного приказа, выданного взыскателю, так как в этом случае возбуждается исполнительное производство. Именно в его рамках пристав вправе вынести постановление об обращении взыскания на денежные средства на счете должника.
О том, что деньги списываются по решению суда, банк обязан информировать своего клиента. Обычно это происходит по СМС или электронную почту. 

В Якутске - нечасто
Как нам сообщили в одном из банков города, случаев несанкционированного списания денег с банковских карт их клиентов бывает редко. А вот спорных моментов, когда банкомат деньги не выдал или в магазине дважды списали, бывает часто. Но все они регулируются банком без проблем. Что касается мошенников, то как нам сообщили, это сами клиенты провоцируют их, теряя карты с пин-кодом или компрометируя себя в интернете, вводя пин-код карты. Основная ошибка пользователей интернета — они не пользуются 3d secure кодами. Также в банке посоветовали, что надо регулировать лимиты, а люди ленятся... «Сложно защитить тех, кто не соблюдает правила безопасности пользования картами. Есть правила, соблюдая которые, деньги клиентов защищены стопроцентно, - заверили нас в банке. - У банков есть платные сервисы по управлению рисками и возможностями карты, но клиенты часто ими не пользуются. В итоге скупые платят дважды. По аналогии — многие водители не пристегиваются». 

Количество показов: 159
Автор:  Федорова Евдокия
Выпуск:  №45 (2571) от 18 ноября 2016 г.
Комментарии