Не так страшен проездной билет, как его малюют

13.12.2016 
Количество показов: 326
С 1-го декабря в Якутске поднялась цена проезда в городских маршрутных автобусах до 25 рублей, и одновременно с этим введена новая система дифференцированной оплаты за проезд по  проездным билетам. В городе появились киоски самообслуживания по продажам проездных билетов. И по социальным сетям поползли  слухи один страшнее другого…. Мол, все непонятно. Хотя на самом деле все очень просто и удобно.
Не так страшны тарифы
Вопрос по увеличению тарифов на проезд поднимался перевозчиками давно. Последнее повышение цен Город вопреки всему сдерживал рекордные сроки. Причем  даже при сегодняшнем их увеличении плата за проезд в Якутске одна из минимальных по стране, а транспортные издержки самые высокие. Вспомним хотя бы тот факт, что даже в Москве удовольствие прокатиться на автобусе обойдется вам больше, чем в 40 рублей, а сесть на метро больше 50 рублей… 
Повышение тарифов сгладила новая система дифференцированной оплаты проезда в общественном транспорте, которая внедрена совместными усилиями городской администрации и перевозчиков (ЯПАК и  частный парк городских маршрутных автобусов) и Алмазэргиэнбанка как разработчика.  Переход к высоким технологиям в сфере городской логистики должен существенно облегчить горожанам  (постоянным потребителям транспортных услуг) бремя оплаты за проезд:  покупая проездные билеты, они платили меньше. Новая система сделает прозрачным процесс поступления оплаты, исключив при этом различные коррупционные схемы, увеличив собираемость налогов в городской бюджет. А статистическая информация, собираемая с данной системы, будет использовать для улучшения качества работы городского пассажирского транспорта. Плюс в целом повысит уровень культуры обслуживания пассажиров.  Да и вообще, хватит уже рвать карманы горстью мелочи, выдаваемой водителем сдачи. Ведь железная мелочь на самом деле - это куча бактерий и страшный сон любой санэпидемстанции. Повысятся доходы и у перевозчиков:  чем больше безналичного расчета, тем меньше возможности у отдельных водителей сокрыть часть поступающих средств…  

Драйвер технологий
К внедрению высоких технологий и благому делу экономии наших с вами денег огромную роль сыграл Алмазэргиэнбанк.  История современных транспортных карт и проездных в автобусах Якутска началась  с  социального проекта для пенсионеров и других льготников, за который взялся банк. В 2005 году вышло постановление республики РС(Я), в котором правительство объявило конкурс среди банков на «внедрение в Республике Саха (Якутия) системы учета социальной помощи с использованием пластиковых карт» . В этом же постановлении было требование по реализации транспортного приложения для пластиковой карты. В конкурсе приняли участие 7 банков. Предложение Алмазэргиэнбанка было самым оптимальным, и  он выиграл. 7 июля 2006 года банк заключил госконтракт на обслуживание социальных карт в Якутии. Реализовать приложение было непросто. Подобные проекты были делом новым. Вспомним хотя бы, как фактически провалился федеральный проект  - УЭК (Универсальной электронной карты), где тоже было транспортное приложение. Транспортные приложения с трудом только начинали внедряться  в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других крупных городах страны. Для того чтобы внедрить карту в Якутске, требовалось четкое взаимодействие уполномоченного банка и городских властей, которое удалось наладить только к 2010 году в бытность главы Якутска Юрия  Заболева и Председателя Правления банка  Александра Миронова. С ноября 2010 г.  началось практическое внедрение транспортного проекта в городе Якутске. С июля 2011 г. было запущено транспортное приложение социальной карты и общегражданские транспортные карты.  Один из этапов эволюции проекта, который заработал с 1 декабря, - дифференцированная оплата по проездному билету, установка киосков самообслуживания  по их продаже. В ближайшее время, как продолжение развития проекта, оплаты за проезд можно будет выполнять с помощью банковских карт, имеющих бесконтактный чип, и через смартфоны с поддержкой функции NFC. Проще говоря, пассажир сможет оплатить за проезд не только по транспортной карте, но и  с помощью смартфона или банковской карты. Собственно, это все, что называется внедрением новых прорывных технологий в городскую среду. 

Хит продаж
По большому счету с 1-го декабря изменилось не так уж и много: остались транспортные карты (цена поездки - 21 рубль), так же действуют социальные карты с транспортным приложением и школьных карты.   И конечно же, оплата наличными - 25 рублей. 
Новым стало введение дифференцированного проездного билета. Да и то это нововведение только для нашего рынка. Проездной билет  – это аналог месячных проездных билетов,  только со сроком действия 60 календарных дней со дня его приобретения и лимитом поездок: 20, 40 и 60. Жители Якутска могут выбрать наиболее подходящие для себя, исходя из частоты пользования общественным транспортом. 
Проездной билет со сроком действия 60 календарных дней стоит: 
с лимитом 20 поездок – 400 руб.; 
с лимитом 40 поездок – 720 руб.; 
с лимитом 60 поездок – 960 руб.
Понятно, что хитом продаж  ( более 80% покупок) стал самый экономически выгодный билет на 60 поездок. В первые дни очереди за покупкой билетов просто напоминали возвращение советских времен. На сегодня рынок насытился билетами, очередей практически нет.

60 дней – 60 поездок
Вместе с тем возникают вопросы, к примеру, кто-то возмущается тем, что проездной билет выполнен не в пластике, и, соответственно, он не такой стойкий. Но здесь стоит исходить из самой логики его использования. Это не транспортная пластиковая карта, он используется максимум только на 60 поездок. Использование бумажных проездных - это повсеместная практика. Такие же бумажные проездные используются Москве, Казани и других городах.  Делать его в пластике не имеет смысла, так как такое производство увеличит его себестоимость, а значит, и его цену. Был бы он пластиковым и пополняемым, звался бы транспортной картой и стоил  21 рубль за поездку. Так что купил, храни бережно… 
Есть такие нюансы: 
- это разовая оплата проезда за одну поездку в автобусе, т.е.  с одного проездного нельзя заплатить за себя и за того парня. Программа терминала кондуктора настроена так, что сколько бы не считывал водитель билет, он не сможет снять оплату более чем  за одну поездку. Это своеобразная защита  от хитрости особо «мудрых» водителей.
- Для покупки нескольких проездных билетов в киосках самообслуживания Алмазэргиэнбанка необходимо совершать каждую покупку отдельно. Два проездных зараз вы тоже не купите. 
- Не проедете вы на проездном и на пригородном автобусе за городом. Там идет другая тарификация проезда. Зато там действует транспортная карта.  
- Забудьте о сроке действия проездного билета -  60 дней. Визуально на самом проездном этот срок вы не увидите. Срок действия печатается на чеке, который вы получили при покупке билета. Количество оставшихся поездок можно узнать в киоске самообслуживания Алмазэргиэнбанка или у водителя автобуса (высвечивается на терминале кондуктора при оплате).

Учись работать с техникой
Самый большой страх у отдельных товарищей вызывает киоск самообслуживания по выдаче проездных. На самом деле работать с ним не сложнее, чем, допустим, с банкоматом. В принципе, все ясно на интуитивном уровне. Если непонятно, справа у него имеется инструкция, как купить проездной билет. Сдачу деньгами киоск выдать не может. Тут, конечно, надо было делать круглую сумму за проездной билет за счет предоставления большего лимита поездок. В качестве сдачи киоск предлагаем пользоваться бар-кодом (число на чеке, которое можно вводить в киоске при проведении других платежей через киоск, и сумма сдачи будет использована для этой оплаты). Бар-кодом сдачу можно перекинуть на транспортную карту, благотворительный фонд, на свой счет в АЭБ, а с 7 декабря еще и на сотовый телефон без комиссии. Лично я пополнил счет своего телефона. Можно накопить сдачу (бар-код) и купить проездной билет, например, за 400 рублей на 20 поездок. 

Количество показов: 326
Выпуск:  №48 (2574) от 9 декабря 2016 г.
Комментарии