3 популярных нарушения при оплате покупок

06.05.2018 
Количество показов: 558
Сегодня рассказываем о том, какие нарушения часто допускают магазины и компании при приеме оплаты от покупателей за проданные товары и услуги. Если вы - покупатель, будете знать, когда магазин не прав, и что с этим делать. Если у вас свой магазин, это отличный повод исправить проблемные моменты и проинструктировать продавцов.

Разная цена при оплате наличными и по безналу

Вот как раз такая история у читателя Тимура, который покупает машину в автосалоне. Менеджер по продажам заявил, что при оплате наличными цена будет совсем другая. Возможно, менеджер и его начальство не в курсе, но в п. 4 ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей» есть прямой запрет на установление разных цен на один и тот же товар или услугу в зависимости от способа оплаты. То есть разницы в цене при оплате наличными и перечислении по безналу быть не должно.

Из этого правила есть одно исключение: начисление бонусов за оплату по карте. В этом Роспотребнадзор не видит нарушения. Конечно, если возможность получения бонусов дают неопределенному кругу потребителей (например, всем владельцам банковских карт).

 

Не принимают к оплате карты МИР

Магазины и предприятия услуг должны обеспечивать покупателям возможность выбора способа оплаты - по карте национальной платежной системы МИР или наличными. Выбирает потребитель, то есть заставить его платить именно наличными или картой нельзя. Так сказано в п. 1 ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей».

Однако принимать оплату карточками обязаны далеко не все компании. Все зависит от прошлогоднего объема выручки. При годовой выручке больше 40 млн рублей магазинам и предприятиям услуг обязательно принимать наличные и карты МИР. Поблажки по приему карт есть для районов, куда вообще не провели Интернет. Там магазины могут легально работать только с наличными, независимо от выручки.

Еще можно не принимать карты МИР к оплате в отдельном торговом объекте, по которому выручка за прошлый год не превысила 5 млн рублей. Интересно, что принимать к оплате карты Виза или Мастеркард магазины по закону не обязаны вообще.

 

Не принимают к оплате новые купюры, грязные деньги, мелочь

Вы пытаетесь оплатить продукты в супермаркете порванной или мятой банкнотой, а кассир упорно не хочет такие деньги брать. Или кондуктор в автобусе отказывается продавать билет, потому что у вас мелочь по 5 копеек. Или в магазине не хотят принимать новые 200- и 2000-рублевые банкноты. Все это является нарушением статьи 30 ФЗ о Центральном банке РФ, по которой банкноты и монеты РФ обязательны к приему по всей России по своей нарицательной стоимости при любых видах платежей, переводов, зачислении на счета и во вклады.

У ЦБ РФ также есть общеобязательное указание 1778-У от 26.12.2006, где перечислены все признаки платежеспособности монет и банкнот. Там написано, с какими повреждениями деньги обязаны принимать в магазине, а в каком случае обмен монеты или банкноты могут сделать лишь в банке. Наглядную брошюрку с примерами можно посмотреть на сайте ЦБ.

 

Куда жаловаться?

На любые нарушения Закона «О защите прав потребителей» по части оплаты товаров и услуг можно жаловаться в Роспотребнадзор. В жалобе можно требовать привлечения магазина к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ. Эта статья подходит и для тех, кто не принимает карточки МИР к оплате (хотя должен) или наличные, и для любых других нарушений в связи с оплатой товаров и услуг.

Штраф ощутимый - 15-30 тыс. руб. на ИП или 30-50 тыс. руб. на организацию.

 

По материалам канала «Кот Юрист»

Количество показов: 558
Выпуск:  №17 (2646) от 3 мая 2018 г.