Михаил Мамута: «Права потребителей защитит финансовый уполномоченный»

29.06.2018 
Количество показов: 108
На прошлой неделе Банк России начал реализацию Стратегии повышения финансовой доступности в России. Формирование доверительной среды, развитие конкуренции на финансовом рынке, поддержание финансовой стабильности и обеспечение доступности финансовых услуг выделены в проекте в качестве долгосрочных стратегических ориентиров.
Первые на Дальнем Востоке
Республика Саха (Якутия) стала первым дальневосточным регионом, где был подписан план мероприятий – «дорожная карта» – в рамках нового масштабного проекта. 
Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута и и.о. первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков определили этапы реализации программы повышения финансовой доступности в регионе, где развивать финансовые услуги непросто в силу географических условий.
Стратегию повышения финансовой доступности в России на период 2018 - 2020 годов Совет директоров Банка России утвердил в марте этого года; в июне для публичного обсуждения был предложен проект  «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов». 
 «Финансовая доступность неразрывно связана с другим очень важным направлением нашей работы – финансовой грамотностью, чтобы люди понимали, как пользоваться новыми финансовыми инструментами, особенно в сфере цифровых финансовых технологий, – отметил Михаил Мамута. – Именно поэтому в дорожную карту, которую мы подписали, включена также задача повышения финансовой грамотности населения республики и представителей малого и среднего бизнеса. Развитие финансовой инфраструктуры и повышение уровня финансовой грамотности обеспечит развитие финансового рынка и даст хороший толчок развитию экономики региона».
Реализация Стратегии финансовой доступности будет продолжена во всех регионах страны – от Владивостока до Калининграда, и именно в Якутске 18 июня был сделан первый важный шаг в этом направлении.

Больше половины жалоб в Якутии приходится на банки
Нашему корреспонденту удалось пообщаться с Михаилом Валерьевичем и расспросить о ситуации с защитой прав потребителей финансовых услуг в Республике Саха (Якутия):
- Чем больше всего недовольны потребители финансовых услуг нашей республики?
- Как показывает наша статистика, у вас в республике на банки жалуются больше, чем в среднем по России. То есть если по России в числе жалоб, поступающих в Центральный банк, на коммерческие банки приходится чуть более 50 процентов, то в Якутии, по данным 2017 года, доля коммерческих банков как объекта жалоб потребителей составила 65 %, а в первом квартале 2018 года – более 70 %. Надо понимать, что это связано не только с тем, что у вас сильно жалуются на банки – у вас меньше жалуются на страховые компании, видимо, у вас нет проблематики с ОСАГО, которая характерна для ряда других регионов. В республике на сегмент ОСАГО жалуются всего чуть больше 30 %. 
- По каким вопросам чаще всего поступают жалобы от якутян?
- На банки жалуются в основном по двум направлениям: во-первых, сложности с обслуживанием потребительских кредитов в связи с изменением доходов потребителей, во-вторых, по поводу ипотечного кредитования, в частности по ипотечным кредитам, связанным с долевым строительством. В Республике Саха (Якутия) были проблемы с некоторыми объектами долевого строительства, замороженными из-за ухудшения финансового положения застройщиков. Мы провели диалог с администрацией, у нас есть четкое понимание, что врио главы республики Айсен Николаев очень хорошо понимает и контролирует эту ситуацию, более того, она решается. Оказывается помощь застройщикам или привлекаются новые застройщики, ситуация потихоньку нормализуется, в результате жалобы на застройщиков сократились в три раза в этом году по сравнению с прошлым годом.
Что касается проблем с потребительскими кредитами, то заемщик в основном жалуется, что не может обслуживать кредит и просит повлиять на банк, чтобы он пошел навстречу заемщику. Здесь возникает очень сложная ситуация, так как ни Банк России, ни вообще никто не может заставить коммерческий банк в обязательном порядке реструктурировать кредит. Банк России не вмешивается в споры, которые по своей природе являются гражданско-правовыми, наша компетенция – это споры, в которых прямо нарушается закон. Но в этой ситуации банк ничего не нарушил – просто у человека возникли сложности с погашением кредита. 

С жалобами – к финансовому уполномоченному!
- В итоге как быть потребителям, которые испытывают трудности с обслуживанием кредита? Куда обратиться?
- Для того чтобы помочь решать подобные проблемы, мы инициировали вместе с минфином и Госдумой принятие закона о финансовом омбудсмене. Это очень важная новелла, которая направлена на регулирование вышеописанных ситуаций. К финансовому уполномоченному может обратиться любой человек, у которого есть имущественные требования к финансовой организации – к банку, страховой компании, микрофинансовой организации в сумме не более 500 тысяч рублей (сумма установлена с помощью анализа финансовых споров). По ОСАГО финансовый уполномоченный рассматривает все споры, невзирая на сумму ущерба.
Финансовый омбудсмен – это как раз такая структура, которая сможет быстро рассмотреть подобного рода претензии и по результатам рассмотрения принять решение либо в пользу потребителя, либо в пользу финансовой организации. При этом этот институт устроен так, что финансовой организации будет даваться две попытки самостоятельно урегулировать спор с потребителем – это очень правильный подход, потому что в большинстве случаев любой спор можно решить в добровольном порядке. Те финансовые организации, которые пойдут по этому пути, получат выгоду, потому что финансовый уполномоченный финансируется за счет средств, которые взыскивают с финансовых организаций, проигравших споры.
Закон вступает в силу с сентября этого года, к декабрю  должна быть создана и зарегистрирована служба обеспечения деятельности финансовых уполномоченных и назначены сами уполномоченные. Закон будет распространяться на те или иные финансовые продукты постепенно. Раньше всего в обязательном порядке он начнет действовать на рынке ОСАГО с июня 2019 года. С 2020 года он начнет действовать на рынке микрофинансовых организаций. И наконец, с 2021 года будут охвачены банки, кредитные кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды, то есть к 2021 году будут охвачены все массовые финансовые институты. 
Но уже с декабря 2018 года те компании, которые захотят, могут присоединиться к деятельности финансового омбудсмена на добровольной основе, уже есть предварительный интерес со стороны ряда страховых компаний, мфо, банков. Выгоды для них очевидные: это и положительный имидж, и отработка механизмов, которые станут обязательными с 2021 году. Именно в этой структуре будут рассматриваться споры между заемщиками и банками по поводу реструктуризации кредитов и выноситься оптимальное решение. Банк России будет вести реестр финансовых организаций, присоединившихся к институту финансового омбудсмена, - членство в реестре будет обязательным условием работы с физическими лицами. Реестр будет публичным, как и статистика рассмотрения споров.
Надеюсь, что у нас появится в скором будущем дополнительный инструмент, который позволит людям с честью выходить из сложных ситуаций с кредитами, – заключил Михаил Мамута.

Количество показов: 108
Выпуск:  №25 (2654) от 28 июня 2018 г.
Комментарии