Как научить ребенка копить?

23.08.2018 
Количество показов: 63
Почему дети бросают игрушки?
Многие родители сталкивались с тем, что дети с раннего возраста не ценят ни игрушек, ни вещей. Подарку радуются ровно полчаса, а если это новый год и под елкой полно всего, то каждому дару достается еще меньше внимания.
То ли дело мы! Заветную игрушку можно было только потрогать у кого-то в гостях, а порой и потрогать было нельзя. Хорошие игрушки были страшным дефицитом, их никогда нельзя было получить по сиюминутному «хочу». Как минимум – нужно было отстоять очередь. И далеко не каждый месяц даже. А порой и не каждый год. Одна машина на управлении на все детство. Поэтому, наверное, мы ценили игрушки и подарки больше. Потому что ожидание праздника интереснее самого праздника. Так же и с покупками.

Сегодня большинство детских покупок спонтанные – увидел, захотел, купил, перехотел, бросил. С юных лет дети превращаются в больных шопоголизмом. Попробуем изменить ситуацию.

Список желаний, или период охлаждения
Давайте заведем другую традицию. Желаемые вещи никогда не покупать сразу, а вписывать в список желаний и назначать им их «позицию важности», например, по десятибалльной шкале с возможностью передвижения. Сегодня ребенку кажется ценным одно, завтра – другое. Каждой покупке присваивать свою «цену». Для дошкольника это могут быть билетики определенной ценности (например, билетик равен шоколадке). Для школьника начальных классов – округленная цена.

Приближаем мечту
Пятилетний ребенок имеет мало представления о деньгах, и высокой и низкой стоимости. Развивать эти представления необходимо, и начать нужно с понятного. Почему бы стоимость желаемой вещи не измерять в шоколадках, мороженках, гамбургерах или чем вы там любите баловать.
Прогулялись по магазинам или увидели рекламу, ребенок загорелся желанием. Визуализируем это желание – распечатать фотографию, нарисовать, скачать из Интернета и распечатать. Написать на желтом фоне стоимость. Например, кукла красивая, она «стоит» 5 вкусняшек. Это дорого, и на нее нужно накопить. Приклеиваем фото на конверт, изготавливаем из бумаги или конфетных фантиков деньги, и каждый день вместо того, чтобы купить вкусняшку, договариваемся с ребенком, что вместо этого положим фантик вот сюда. И каждый день мы становимся на шаг ближе к своей мечте. 
Да, приходится чем-то жертвовать. Но и во взрослой жизни будет так.

Постепенно желаемое становится все «дороже», мечта отодвигается. Для дошкольников подойдут сроки накоплений не дольше месяца. Не стоит скатываться обратно к ежедневным шоколадкам. Необходимо стимулировать достижение желаний.

Расставляем приоритеты
Школьники – дети более социализированные. Они больше общаются, видят больше вещей (у одноклассников), хотят чаще и нередко – дороже.
Родители, как и жизнь, ни в чем тебе не откажут. Но изволь иметь терпение и копить. Уже в начальных классах стоит научить ребенка расставлять приоритеты и делать выбор. Вот здесь желания стоит вносить в список и присваивать степень важности. 
Сначала ребенку покажется, что список – это уже практически имеющиеся покупки, но со временем ему придется делать выбор. Можно приклеить к каждому желанию по конверту и перекладывать накопленные деньги туда-сюда, ежедневно делая выбор – что важнее прямо сейчас? Ко многим вещам наступает охлаждение, а ценность каких-то других вещей растет в глазах ребенка с каждым днем. 
Не играйте с ребенком в поддавки! Назначайте товару реальную цену и давайте деньги на накопления ровно столько, сколько и так давали бы ему на мелкие расходы. Ребенок не должен надеяться, что если он поклянчит получше, поноет, то мечта приблизится или осуществится немедленно. Мечта – это суровый ежедневный труд. Поэтому предупредите о ваших методах бабушек и прочих щедрых родственников. Для школьников начальных классов нормально копить месяц-два.

Долгосрочный бюджет
Годам к девяти-десяти стоит перейти к долгосрочному планированию – до полугода. Обычно свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.
Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.
Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Долгосрочное планирование
Итак, ребенок сделал выбор, определил цель, на которую копить нужно долго. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.
Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.
Например, ребенок мечтает купить ролики. Чтобы эта мечта не затерялась среди многих других, составляем план и превращаем его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

Подросткам – финансовый план
С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки. Это можно делать в специальном ежедневнике или в подходящем приложении на смартфоне (вы же уже накопили на смартфон?).
Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет. 

Стоит ли помогать?
Если ребенок замыслил совершить свое первое долгосрочное накопление, для стимула в качестве первоначального взноса можете ему вручить 10-25 % стоимости покупки и обязательно отметить этот момент в шкале копилки. Ребенок видит, что уже сделан первый шаг и нужно просто продолжать двигаться в этом направлении. 
Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 рублям добавляйте еще 50-100 рублей (накапали проценты). Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чем проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.
И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Запомнить:
- Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
- Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
- Помогите составить наглядный план.
- Не покупайте сами — предложите накопить.
- Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
- Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.


С использованием материалов и фото Т-Ж
Количество показов: 63
Выпуск:  №33 (2662) от 23 августа 2018 г.
Комментарии