Что такое мисселинг и как не стать его жертвой?

10.12.2018 
Количество показов: 705
В Отделение-Национальный банк по Республике Саха (Якутия) поступают обращения  от якутян с жалобами на некорректные продажи финансовых продуктов или мисселинг.
Что это за явление и чем оно грозит потребителям финансовых услуг, расскажет Управляющий Отделением-Национальным банком по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Антон Коноплев.


Справка «ЭС»
«Мисселинг» (в переводе с английского – «неправильная продажа») имеет место в случае, когда клиенту финансовой организации продают один финансовый продукт под видом другого, навязывают услугу, вводят в заблуждение, не сообщив о важных особенностях и условиях продукта или услуги. 


- Мисселинг – это противозаконно?
- Нарушением закона это не является, но с точки зрения Банка России мисселинг считается недобросовестной практикой. 

- Где человек может столкнуться с мисселингом?
- Это может случиться в любой финансовой организации: страховой компании, негосударственном пенсионном фонде, брокерской фирме, банке. По статистике жалоб граждан в Банк России, «лидерами» по мисселингу являются коммерческие банки. Чаще жертвами мисселинга становятся люди, желающие открыть или продлить вклад в банке. 

- Как происходит недобросовестная продажа?
- Недобросовестные сотрудники убеждают клиента в том, что обычный вклад иметь невыгодно, можно заработать гораздо больше, положив средства на «вклад с повышенной доходностью», и заключают договор в отношении совершенно иного продукта, например, покупки ценных бумаг какой-либо компании или услуги инвестиционного страхования жизни. При этом продавцы акцентируют внимание клиента только на плюсах данного финансового продукта, умалчивая о его минусах и рисках, связанных с его использованием. 
 Конечно, все условия обслуживания продукта прописаны в договоре между финансовой организацией и клиентом, но, к сожалению, наши граждане часто читают договор невнимательно, некоторые не читают вовсе и обнаруживают подмену только тогда, когда хотят досрочно вернуть размещенные средства. Сделать это без потерь удается нечасто.

- Зачем банки это делают?
- Зачастую банки выступают агентами страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, брокерских компаний и получают комиссионное вознаграждение от продажи продуктов этих финансовых организаций

- Можно ли отказаться от навязанной услуги?
- Сделать это без потерь удается не всегда. Так называемый «период охлаждения» действует только в отношении продуктов страхования. Он дает возможность отказаться от ненужной страховки либо вернуть частично или полностью уплаченные деньги. Длится 14 календарных дней с момента заключения договора. Поэтому лучше с самого начала не подписывать договор, если вам что-то непонятно. Сомневаетесь –  возьмите документ с собой и дома в спокойной обстановке внимательно изучите, у вас есть пять дней на принятие решения.

- Чем опасен мисселинг?
- В результате отсутствия полной информации о финансовом продукте клиент получает совсем не то, что хотел приобрести. К тому же человек недооценивает риски такого приобретения. Например, получая вместо вклада, застрахованного Агентством по страхованию вкладов (АСВ), ценную бумагу, по которой гарантии возврата средств никто дать не может. 

- Как избежать мисселинга?
- Причиной многих финансовых проблем наших граждан является недостаточно высокий уровень финансовой грамотности, привычка верить сотрудникам финансовых учреждений, что называется «на слово», нежелание самостоятельно изучать документы, договоры, которые вам предлагают подписать, или просто невнимательность. 
Самое главное - обращать внимание на то, с кем именно вы заключаете договор (с банком, страховой компаний, иной организацией), защищены ли ваши вложения системой страхования вкладов, возможно ли досрочное расторжение договора и на каких условиях. Обязательно проверяйте, включена ли выбранная вами организация в реестр Банка России или есть ли у неё лицензия. Это можно сделать на официальном сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Проверить участника финансового рынка». Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы специалистам банка или компании. И, конечно, повышайте свою финансовую грамотность, для самообразования рекомендую обращаться к учебно-просветительскому ресурсу Банка России www.fincult.info, где вы найдете информацию обо всем, что касается мира финансов.

- Можно ли доказать, что вас ввели в заблуждение? И куда обращаться жертве мисселинга?
- Доказать факт мисселинга не просто, так как подписание гражданином договора предполагает его согласие со всеми условиями, указанными в данном документе. Подтвердить, что вас ввели в заблуждение при заключении договора, можно с помощью аудио- или видеозаписи переговоров с сотрудником финансовой организации. Если не удалось урегулировать спор непосредственно с продавцом финансового продукта, услуги или через службу финансового омбудсмена, обращайтесь в суд. Также вы можете подать жалобу в Банк России.
Оперативный и удобный способ направления жалоб – интернет-приемная Банка России на нашем сайте www.cbr.ru. Также жалобу можно отправить по почте или принести лично в Отделение-Национальный банк по Республике Саха (Якутия) по адресу: 677027, г. Якутск, ул. Кирова, 17.
Количество показов: 705
Выпуск:  №48 (2677) от 6 декабря 2018 г.